Марина Евдокимова
Информационно-коммуникационные технологии как средство развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением федеральных государственных требований. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в организации образовательного процесса. В связи с этим среди педагогов, возник вопрос – нужно ли использовать ИКТ в процессе развития связной речи детей? Так родилась тема моего опыта: «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития речи дошкольников».
Публикация «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития речи дошкольников» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Цель моей работы - научить детей говорить чисто, связно, грамматически правильно. Для достижения этой цели я использую в работе различные формы, приемы, методы и средства обучения, а также применяю современные образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы. Такие требования предъявляются к современному педагогу.
Образовательная деятельность с использованием ИКТ является комплексной, сочетая в себе как традиционные, так и компьютерные средства обучения, а также интеграцию образовательных областей.
В нашем детском саду мною создан банк мультимедийных презентаций по следующим направлениям работы:
•Формирование произношения.
•Развития фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.
•Формирование лексико-грамматических средств языка.
•Развитие связной речи.
•Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, здоровьесберегающие технологии.
Работу по развитию фонематического слуха я начала по восприятию неречевых звуков, для этого в соответствии с комплексно-тематическим планом подобрала презентации: «Подарки Деда Мороза», «Звуки дома», «Инструменты» и др. Они не только демонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздают необходимые слуховые ассоциации, например такие как: «вода капает», «дверь скрипит», «стучит молоток».
Особенно необходимы, на мой взгляд, презентации для развития словаря, формирования навыков словообразования. Так появились презентации по лексическим темам: «Детская одежда», «Головные уборы», «Посуда», «Мебель», «Каждой вещи свое место», которые знакомят детей с предметами и их назначением. По лексической теме: «Профессии» мы вместе с родителями создали презентацию в помощь каждому ребенку для составления рассказа о профессии своего родителя. Это занятие было показано на родительском собрании.
Для ознакомления детей с готовыми художественными образцами родного языка я использовала методику разучивания скороговорок в игровой форме.
Мной были разработаны мультемидийные презентации «Скороговорки от Егорки». Материал предлагается детям в доступной (игровой) форме, представляет собой систему и хорошо усваивается. Яркие, объемные картинки, расставленные в последовательности согласно тексту, привлекают внимание детей и помогают легко и быстро запомнить содержание скороговорки.
Проделанная работа расширила представления детей о художественных средствах языка, обогатила словарный запас, позволила плавно перейти к следующему шагу на пути к формированию навыков творческого рассказывания.
Для развития умения соотносить образные обороты речи с предметом, я использовала методику отгадывания и сочинения загадок с использованием картинок.
Мной были разработаны мультимедийные презентации «Овощи», «Фрукты». Игровая форма пробуждает у детей интерес к заданию в связи с расширением ориентировки в окружающем, использованием слов, относящихся к разным частям речи.
Воспитанники стали активно употреблять антонимы, узнали и запомнили много загадок, научились понимать и соотносить изображаемое на картинках с содержанием текста. Были сделаны первые шаги по сочинению собственных загадок.
Для обучения детей поддерживать беседу, инициативно высказываться, задавать вопросы, обобщать в речи свои знания и представления об окружающем я использую методику Журавлевой Н. М. «Отгадывание загадок с использованием игры «Да-нет». Если загадка отгадана верно, то на экране появляется картинка-отгадка.
Мультимидийный образ оказался очень эффективным, привлек внимание детей, способствовал созданию позитивной атмосферы, проявлению инициативности во время игры. Дети приобрели опыт правильного построения вопросов, совершенствования точности и выразительности речи, активизации и обогащения словаря в процессе отгадывания загадок.
В своей работе по развитию связной речи, совершенствованию структуры предложения, формированию умения точно излагать свои мысли, высказываться и рассуждать в форме небольшого текста-описания или повествования я использую красочные мультимедийные презентации по рассказам Сутеева, Л. Бондаренко, А. Дементьева.
Красочные картинки на юмористические темы на экране активизировали стремление детей к импровизации, в результате чего дети научились составлять короткие сюжетные рассказы, опираясь на наглядно представленную ситуацию. Стали использовать в речи предложения разной структуры.
Составление описательных рассказов по предметным, сюжетным, пейзажным картинам и натюрморту, представленных в большом формате, позволяет воспитанникам рассмотреть художественное произведение более четко, учит детей правильно понимать содержание, точно передавать сюжет, самостоятельно и целесообразно использовать языковые средства. Для этого мной подобраны произведения русских художников классиков по временам года и сказкам. Собранный мультимедийный материал широко используется коллегами детского сада.
Осознавая, как важно учить детей не только видеть то, что изображено на картинке, но и вообразить предыдущие и последующие события, я использую сочинение небольших сказок по открыткам с различными сюжетами, но делаю это в интересной для современных детей мультимедийной форме.
Например, накануне новогоднего праздника было организовано коллективное рассматривание поздравительных открыток в виде презентации на экране. Детям было предложено придумать по ним сказку.
Первые тексты появились как отклик на воспринимаемую картинку. У некоторых детей получились короткие сказки, в которых я начинала предложение, а они заканчивали. У других сказка получилась почти без моего участия.
Аналогичная работа была проведена по темам согласно комплексно-тематическому плану: домашние и дикие животные, мамы и их детеныши, зимние развлечения, морские обитатели и т. д.
Таким образом, детьми был приобретен опыт по сочинению сказок-импровизаций. Некоторые из сказок впоследствии были обыграны и показаны детям других групп.
Воспитанники с удовольствием высказываются на темы из личного опыта, составляют короткие рассказы по сюжетам семейных фотографий. Из собранных фотоматериалов, сделана презентация «Наше лето».
Подготовка презентаций так же проходит во взаимодействии с семьями моих воспитанников. На одной из встреч клуба «Заботливые родители» во время проведения консультации о важности роли совместных игр были представлены разработанные мной схемы-опоры сочинения загадок. Важность совместных игр со словами и рифмами как своеобразное экспериментирование и условие развития речи детей была принята родителями, они были настолько заинтересованы предложенным материалом, что с удовольствием совместно с детьми сочиняли загадки по предложенным схемам. В результате была оформлена папка-передвижка «Загадки деткам». Семейные схемы-загадки вошли в мультимедийный и печатный сборник «Загадки от гномиков», который представлен педагогическому коллективу детского сада и вошел в методическую копилку.
На одном из собраний клуба «Заботливые родители» в качестве одной из форм совместной деятельности после просмотра части мультфильма родителям было предложено вместе с ребенком придумать свой конец истории.
Сказки напечатаны в сборнике «Наши сказки», по некоторым подготовили кукольные спектакли, которые показывались в группе в рамках недели театрализованной деятельности.
С целью профилактики зрительного утомления детей после просмотра презентаций я предлагаю детям выполнить комплекс упражнений для глаз. Для большей привлекательности я провожу их в игровой форме.
Использование электронных физкультминуток для глаз снимает зрительное утомление и повышает настроение.
Далее мной планируется проведение работы по авторской методике заслуженного учителя РФ Болсуновского Н. М. Игра-путешествие «К себе в гости».
Игра предназначена для группового и индивидуального творчества детей, а так же для совместного творчества детей и родителей.
Детей увлекает яркое и красочное путешествие, открывающееся перед ними на мониторе. Задания игры дополнены звуковыми комментариями автора. В игру входят творческие работы детей: загадки, сказки, составленные по схемам с вариацией конца, детские стихи, мысли, впечатления от прослушанной музыкальной композиции, рисунки, фотокомпозиции.
Наблюдая за своими воспитанниками, я с уверенностью могу сказать, что знания, полученные в детском саду, помогут им быть успешными в школе, а чистая, правильная речь придаст им уверенности.
Накопленный опыт по работе с ИКТ позволяет сделать вывод что, использование ИКТ в коммуникативной деятельности позволяет повысить эффективность работы по развитию речи, оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение детей с недостаточным развитием речи, а также формирует успешность детей, повышает мотивацию, существенно сокращает время усвоения материала.
Подводя итог, постараюсь обосновать основные положения.
Применение ИКТ усиливает:
•положительную мотивацию обучения;
•активизирует познавательную деятельность детей.
Использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность:
•на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка);
•обеспечивает наглядность;
•привлекает большое количество дидактического материала;
•способствует повышению качества образования.
Говоря о перспективе, я планирую освоить другие компьютерные программы например, «ПервоЛого» - это открытая творческая среда, «компьютерный альбом», разработанный специально для дошкольников и младших школьников. Воспитателю «ПервоЛого» позволяет в полном объеме реализовать применение современных информационных и коммуникационных технологий в рамках образовательной деятельности по обучению грамоте и развитию речи, навыков общения и творческих способностей детей.