Галина Журавлева
Информационно-коммуникационные технологии как средство достижения качества дошкольного образования
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе — это одна из самых актуальных проблем в дошкольном образовании в настоящее время.
Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные отношения, знакомятся с геометрическими фигурами, учатся рисовать, получают первые знания об окружающем мире.
Публикация «Информационно-коммуникационные технологии как средство достижения качества дошкольного образования» размещена в разделах
Специфика введения персонального компьютера в процесс воспитания детей дошкольного возраста заключается в использовании компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы воспитанников и существенно позволяет расширить возможности педагога. Использование информационно-коммуникационных технологий является одним из перспективных средств обучения 5-7 летних детей.
Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?
1. Подбор иллюстративного материала к специально организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала.
3. Обмен опытом, знакомство с методическими материалами, наработками других педагогов.
4. Оформление групповой документации, отчётов.
5. Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности совместной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.
При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.
Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники.
Это, прежде всего: преобразование предметно-развивающей среды,
использование новой наглядности.
В работе с детьми дошкольного возраста можно выделить следующие доступные направления использования ИКТ:
создание презентаций;
работа с ресурсами Интернет;
использование готовых обучающих программ;
разработка и использование собственных авторских программ.
Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития воспитанников. Познавательные занятия с использованием ИКТ становятся намного ярче и динамичнее. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
В результате работы по внедрению информационных технологий можно отметить преимущества перед традиционными средствами обучения :
ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения;
также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни;
использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.
ИКТ могут быть использованы на любом этапе регламентированной деятельности:
в начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки);
как информационно-обучающее пособие;
для анализа усвоения материала детьми.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «Не навреди!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует особой подготовки как самих занятий, так и всего распорядка дня в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
При планировании деятельности нужно учитывать условия и требования, применяемые к использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и не допустить следующие ошибки:
несоблюдение санитарных правил;
неправильное определение дидактической роли и места ИКТ в образовательной деятельности;
бесплановость, случайность применения ИКТ;
перенасыщение анимацией, слайдами, рисунками;
несоответствие возрасту детей.
Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к организованной деятельности в дошкольном учреждении - это создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т. к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.
Таким образом, в условиях учреждения дошкольного образования необходимо целесообразно использовать ИКТ в различных видах деятельности. Специально организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием определенной наглядности. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития воспитанника достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.
Однако, каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с воспитанником они не могут и не должны.