Юлия Пляцок
Информационно-исследовательский детско-родительский проект «Метеоплощадка юных исследователей»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЛУКОМОРЬЕ» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД МИХАЙЛОВКА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»
информационно-исследовательский
детско-родительский проект
ТЕМА:
«Метеоплощадка юных исследователей».
Подготовила воспитатель:
Пляцок Юлия Сергеевна
Тема: «Метеоплощадка юных исследователей».
Публикация «Информационно-исследовательский детско-родительский проект „Метеоплощадка юных исследователей“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Метеостанция, метеорологи. Проекты
- Погода и природные явления
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Вид проекта : информационно – исследовательский.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Продолжительность проекта : апрель 2021г. - август 2021г.
Введение:
В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА :
почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален? Во-первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию. Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике; В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Детство - это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики. Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДОУ является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации, как группы, так и участка. Развивающая предметно пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами.
Экологическая развивающая среда должна способствовать:
- познавательному развитию ребенка;
-эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения
Мы поставили перед собой задачу заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий. Взрослые должны поощрять любознательность и фантазии детей, стимулировать потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках. Постоянно поддерживать инициативу, помогать детям в их наблюдениях и экспериментах. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость.
ПРОБЛЕМА:
у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА :
Цель: учить детей наблюдать за изменениями погоды, определять погоду, анализировать, составлять прогноз, делать выводы, использовать для этого специальные приборы; прививать любовь и бережное отношение к природе.
Задачи:
1. Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой.
2. Дать детям представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца.
3. Формировать представление детей о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира.
4. Формировать представления о четырех частях света.
5. Познакомить детей с приборами – помощниками для элементарного прогнозирования погоды.
6. Познакомить с профессией гидрометеоролога.
Основные требования к организации метеоплощадки :
1. Метеоплощадка является важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников. Дает возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов.
2. Метеоплощадка должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовав систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а так же изучение микроклимата территории детского сада.
3. Наблюдения на метеоплощадке проводят ежедневно утром.
4. На метеоплощадке наблюдают за температурой воздуха. Количество выпавших осадков замеряют с помощью осадкомера. Осенью и зимой определяют степень покрытия и характер залегания снежного покрова. Высоту снежного покрова измеряют с помощью снегометра.
5. В дневниках наблюдений заносят наблюдаемые за сутки атмосферные
явления: дождь, снег, град, ветер, метель, иней, роса.
Условные обозначения:
1. Метеорологический столб
2. Снегомер
3. Компас
4. Термометр
5. Оборудование для определения силы ветра
6. Осадкомер
6.1. Гигрометр
7. Подставка под цветы
8. Флюгер
9. Солнечные часы
10. Стол для экспериментов
План – схема метеоплощадки :
8
S N 3
4 2 5 6 6.1 7
1 9
10
Словарик юного метеоролога :
Метеоплощадка – это площадка, на которой установлено специальное оборудование для наблюдения и элементарного прогнозирования погоды.
Анемометр – прибор для измерения скорости ветра.
Флюгер – прибор для измерения направления (иногда и скорости) ветра.
Барометр – прибор для измерения атмосферного давления. Высокое давление-означает хорошую погоду, низкое – облачную и дождливую.
Термометр прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и т. д.
Осадкомер - прибор для сбора и измерения количества выпавших атмосферных осадков.
Осадки – влага, которая падает на поверхность земли, выделена из воздуха или почвы в капельном или твердом виде.
Снегомер - прибор для измерения высоты снега.
Компас - прибор для определения сторон света.
Гигрометр - определяет влажность воздуха.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА :
Цель проекта :
• создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников,
• формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека и навыков наблюдения.
• развитие родительских компетенций в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Задачи:
- познакомить детей с профессией метеоролога, назначением метеорологической станции и приборов – помощников;
- формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде)
• мониторинг знаний детей;
• анкетирование родителей;
• изучение литературы;
• подготовка материала и т. д.
Предполагаемые результаты:
• развить представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света;
• сформировать умение детей работать с приборами, составлять прогноз погоды; знать приметы, пословицы, поговорки о погоде;
• воспитать внимательное отношение к природе, природным явлениям.
II этап – основной
Перспективный план работы над проектом
Название мероприятия Задачи мероприятия Форма проведения Дата Ответсвенный
Что такое метеоплощадка? Познакомить с метеоплощадкой и её оборудованием. Беседа, презентация.
Что такое погода? Знакомить с погодными явлениями Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление» (см. прил.)
Народные приметы Знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду Беседа с использованием «Календаря природы», «Лунного календаря»
Загадки планеты Земля Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца Беседа-путешествие в «Планетарной комнате»
Что такое компас? Формировать представление о частях света, познакомить с компасом Познавательный мультфильм «Профессор Почемучкин»
Экскурсия по экологической тропе
Откуда дует ветер? Обучать детей работе с компасом Путешествие по плану экологической тропы на территории детского сада
Измерение осадков. Познакомить со способами измерения осадков. Занятие на
метеоплощадке
Какие бывают термометры? Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром Занятие в экологической лаборатории
Чем измерить скорость ветра? Познакомить со способами определения скорости ветра Занятие на
метеоплощадке
Для чего нужен барометр? Познакомить с прибором барометром, учить работе с ним Занятие на метеоплощадке
Какая бывает почва. Познакомить с проницаемостью разных видов почвы. Занятие на метеоплощадке
Мы – юные метеорологи Предложить детям организовать систематические наблюдения на метеоплощадке. Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений
Работа на метеоплощадке Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов. Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений
Работа с родителями
Мероприятия:
1. Создание родителями картотеки «Народные приметы о погоде»
Цели:
Выяснить возможность предсказания погоды по народным приметам
и возможность применения теории вероятности к предсказанию прогноза
погоды.
2. Привлечение родителей к изготовлению метеорологических приборов.
Цели:
Формирование у детей представлений о метеорологических приборах и их значение в жизни человека.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе :
Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.
Дети: участвуют в образовательной исследовательской деятельности.
Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – активное погружение детей в экспериментирование в природе.
Проектом предусмотрен объект исследования и сотрудничества с родителями. Ведь цель у нас одна – воспитать будущих создателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создает вокруг себя.
Мониторинг эффективности деятельности:
С целью совершенствования воспитательно – образовательной работы по теме проекта педагог должен учитывать достигнутый уровень усвоения детьми знаний о природе, умений и навыков, а также отношение к ней с помощью диагностических методик. Мониторинг состояния образовательного процесса способствует тому, что деятельность воспитателя становится более целенаправленной и результативной.
Выводы о качестве усвоения программы, понимание причин успехов и неудач являются для воспитателя основанием для планирования последующей работы как со всеми, так и с отдельными детьми.
Педагогическая диагностика не предполагает сложного инструментария. По своей сути это экспресс – диагностика. Преимущественно используется метод систематического включенного наблюдения. Он является незаменимым при определении первичного диагноза и дает возможность увидеть общую картину эмоционально – психологического настроя в группе детей, определить уровень общего развития и освоения детьми отдельных видов деятельности, выявить особенности поведения и участия каждого ребенка в общем деле.
Для выяснения отношения родителей к процессу экологического воспитания проводится анкетирование.
Мониторинг знаний детей по теме проекта
№ Ф. И. ребенка Показатели
Что такое погода?
Какие природные явления ты знаешь?
Как узнать какая погода будет завтра? Как взрослые узнают прогноз погоды?
Как называют людей, занимающихся изучением погоды?
Какими приборами можно измерять температуру воздуха, воды, и. д. ?
1
Анкета для родителей:
1. Что такое экология?
2. Вы считаете домом только то место, где вы непосредственно живете с семьей?
3. Что, по вашему мнению «Общий дом» для всех людей?
4. Вы часто гуляете с ребенком? Где?
5. Как ваш ребенок относится к объектам природы?
6. Какую погоду вы любите, почему?
7. Зачем ваш ребенок любит наблюдать? Как долго это происходит?
8. Рассказываете ли вы ребенку о явлениях природы?
9. Ваша беседа проходит в форме диалога, или монолога с вашей стороны?
10. Как ребенок выражает свои эмоции, если видит необычное в природе (радуга, гроза, роса?
11. Показываете ли вы ребенку фокусы или занимательные опыты с водой, снегом, льдом?
12. Как вы думаете, получает ли ваш ребенок знания о природе в детском саду?
Ответы родителей помогают выявить увлечение взрослых и детей, отношение к объектам и явлениям неживой природы.
3. Заключительный этап: открытие метеоплощадки, подведение итогов, оценка эффективности проекта, рефлексия, итоговый мониторинг уровня знаний детей.
Приложение 4
«Фотоотчет»