Юлия Багирова
Информационная карта проекта «Математика повсюду, математика везде!»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
«Математика повсюду, математика везде»
МБДОУ «Детский сад № 8»
г. Сосновый Бор
Участники проекта : дети, родители гр. № 7, команда педагогов: учитель-логопед Кузнецова Е. С., воспитатели: Ильина Т. Н., Багирова Ю. А., помощник воспитателя: Дергач Л. И.
Публикация «Информационная карта проекта „Математика повсюду, математика везде!“» размещена в разделах
Тип проекта : коллективный, творческий, краткосрочный (с 13.03. по 28.03. 2017 г.)
Форма проведения: совместная деятельность со взрослыми, самостоятельная деятельность детей.
Направление деятельности проекта : «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Постановка проблемы: Проблема обучения математике в современной
жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего,
бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные
области знаний.
Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему это скучно? Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить занятие, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.
Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и
родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет
ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.
Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми. Рациональное совмещение различных видов деятельности (игровой, конструктивной, познавательной, исследовательской и др.) с вовлечением детей в решение проблемно-игровых ситуаций, сформулированных на основе личного опыта ребенка и является основным условием обучения дошкольника математическим представлениям в Новых стандартах образования.
Актуальность темы
Развитие элементарных математических представлений – это
исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития
дошкольника.
Но обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка.
Детям сложно усваивать математический материал в однообразной «сухой»
форме, но они с удовольствием играют в различные игры, в том числе и
компьютерные, увлекаются различными опытами и экспериментами; любят сочинять стихи. Поэтому мы решили совместить проблему с увлечением, разработав проект через моделирование детьми настольных игр, опытов, стихотворных задачек с использованием компьютерного оборудования Мимио и цифровой лаборатории «Наураша».
Цель проекта : повышать у детей интерес к математике на основе интеграции различных видов детской деятельности (игровой, конструктивной, познавательной, исследовательской и др.)
Задачи:
1. Создать условия для активизации интеллектуальной творческой
деятельности каждого ребенка.
2. Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью
проблемных ситуаций, занимательных компьютерных игр и заданий.
3. Развивать познавательные интересы и способности, логическое
мышление, общее развитие ребенка.
4. Поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного.
5. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной
мотивации для закрепления знаний по ФЭМП в окружающей жизни.
План описания проекта :
Из города Старая Руса к Леве Захарову приехала бабушка, Елена Александровна Белкина. Елена Александровна - поэтесса. Недавно она выпустила сборник детских загадок о фруктах. Мы пригласили Елену Александровну в гости и показали ей книжки-малышки со стихами, сказками и загадками, которые сочиняли сами.
Вместе с Еленой Александровной мы отгадывали ее знаменитые загадки,
угадывали на вкус фрукты, готовили из фруктов красивые и вкусные
угощения (Мимио схема, проводили эстафеты «Знатоки фруктов» (презентация, смотрели презентацию «Встреча поэтессы с детьми из детского сада №17 г. Старая Русса».
Елена Александровна поблагодарила ребят за их знания о фруктах,
пообещала рассказать о нашей встрече ребятам из Старой Русы и показать им
наши фотографии.
На следующий день, на детском совете, вспоминая вечер с поэтессой,
ребята предложили отправить посылку с играми ребятам в Старую Руссу.
Так мы приступили к составлению плана по сбору посылки.
В нашей группе уже давно существует традиция сочинять стихи, сказки,
загадки. Поэтому ребята предложили сочинить веселые загадки-задачки про
фрукты и зарисовать к ним картинки. Этим мы и занимались в студии
«Грамотейка». Конечно составлять математические стихи-загадки нам
помогали родители.
Ребята нашей группы часто показывают различные спектакли,
представления малышам, проводят с ними различные мастер-классы. Для
этого мы стали изготавливать разнообразные маски для нашей театральной
студии. Поэтому Варя, Кайя и другие ребята предложили изготовить
фруктовые маски и послать их в детский сад г. Старая Русса. Так в нашей
художественной мастерской закипела работа.
Многим ребятам очень нравятся опыты с лабораторией «Наураша»,
особенно Денису и Леве. Они и решили исследовать кислотность фруктов
и научно выявить самый кислый и самый сладкий. Свои результаты ребята
зарисовали в картографе. Этим занимались в нашей научной лаборатории.
Известно, что детям очень нравятся различные игры-ходилки. И наши
ребята решили смоделировать такую игру для друзей из Старой Руссы. Мы
придумали, нарисовали схему и изготовили игровое поле для нашей игры,
которую назвали «Дорога фруктиков домой. Оставалось изготовить самих
фруктиков и занимательные задания на карточках. В нашей студии дизайна
работа кипела в этом направлении.
Еще одним очень любимым видом деятельности наших детей является
кулинария. И, конечно, ребята решили приготовить различные фруктовые
салатики, сфотографировать их, зарисовать рецепты и отправить в Старую
Руссу. В центре «Кулинария» занимались созданием кулинарных шедевров.
Педагоги группы тоже не оставались в стороне. Каждый из нас придумал
занимательные игры математической направленности, изготовил их и
предложил поиграть в них. Так ребята оценили наше мастерство и
разрешили отправить наши игры в Старую Руссу.
Итог.
Ребята научились применять математические знания для решения
задач практического характера. У детей появилась потребность занимать
свое свободное время не только развлекательными, но и требующими
умственного напряжения, интеллектуального усилия играми;
отмечается стремление к проявлению самостоятельности, развитие познава-
тельных мотивов, что обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и
других видах деятельности; дети самостоятельно могут выбрать себе игру,
занятие по интересам, целенаправленно действовать с материалом, объединятся
в игре со сверстниками. Главное у ребят появился интерес к занимательной
математике.
Конспект образовательной деятельности
«Посылка в Старую Руссу»
Цель: Развивать творческое математическое мышление в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций
Задачи:
1. Развивать интерес к научно-исследовательским опытам (с помощью цифровой лаборатории «Наураша»-модуль «Кислотность» выяснить, какой фрукт самый кислый).
2. Создавать условия для самостоятельного поиска оригинальных способов рисования сюжетных картинок к стишкам-задачкам.
3. Развивать фантазию в приготовлении фруктовых блюд, умение зарисовывать схемы-рецепты в картографе «Фруктовая сказка».
4. Способствовать поиску в выборе художественно-изобразительного материала для изготовления «оживленных» фруктиков, фруктовых домиков.
5. Развивать умение придумывать и создавать игры с применением игрального кубика.
6. Закреплять навыки счета.
7. Развивать все компоненты устной речи.
8. Воспитывать умение и желание дружно работать в коллективе, прислушиваться к мнению друг друга.
Предварительная работа: встреча с поэтессой, отгадывание фруктовых загадок из книги Е. А. Белкиной «Вкусные загадки», игровая презентация «Где и как растут фрукты?», просмотр презентации от ребят детского сада №17 из г. Старая Русса, выжигание дощечек «Фруктовое ассорти», приготовление фруктовых салатов, составление математических загадок о фруктах с родителями, М/ и: «Распредели фрукты и овощи», «Посчитай фрукты для компота и варенья», создание игрового поля для настольной игры «Дорога фруктиков домой», проведение опытов (цифровая лаборатория «Наураша») - исследование кислотности различных фруктовых соков
Материалы и оборудование : интерактивная доска Mimio, компьютер, музыкальный центр, цветная бумага разной фактуры, ножницы, клей, глазки для фруктиков, крышки от киндер-сюрпризов, карандаши, гуашь, краски, кисточки, цифровая лаборатория «Наураша» (модуль «Кислотность», различные фрукты, влажные салфетки, самодельные игры: «Повесь яблоки на яблоню», «Собери картинки»; М/ и: «Посчитай и отгадай кроссворд», «Реши пример и найди свой центр»; кухонная доска, йогурт, картографы, зубочистки, карточки с примерами.
Ход занятия
Организационный момент
Звучит красивая мелодия, призывая ребят на детскую
полянку встречи.
Ритуал приветствия
Коммуникативная игра «Я дарю соседу справа и соседу слева по фруктовой
сладости.)».
Физкультминутка
- Ребята, я предлагаю вам вспомнить волшебные заклинания и попасть в
фруктовую страну на танцевальный конкурс. Но сначала вам нужно
посчитаться и запомнить свое число. Когда зазвучит веселая музыка, вы
надеваете фруктовые маски, я поднимаю карточку с цифрой, а фрукт под
данной цифрой показывает любые танцевальные движения. Потом мы
быстро выбираем лучшее движение (на листе нарисованы фрукты, после
танцев дети голосуют и ставят знак «+» напротив фрукта, движения
которого ему понравились больше других). Победитель получает значок
«Лучший танцор».
Итак,
«Топ, топ, хлоп, хлоп,
Вокруг себя повернись,
В фруктик превратись».
После игры воспитатель предлагает с помощью волшебного заклинания
Вернуться на нашу поляну.
«Топ, топ, хлоп, хлоп,
Вокруг себя повернись,
На полянке очутись».
Ввод в проблему. Детский совет
– Ребята, поэтесса Елена Александровна, бабушка Левы, скоро
уезжает. Помните, как она хвалила вас за знания о фруктах? А вы обещали ей передать игровую посылку для ребят из детского сада №17 г. Старая Русса. Вместе с родителями вы сочиняли стишки-задачки про фрукты, мы с вами изготовили игровое поле для настольной игры-ходилки, смастерили фруктовые маски.
Как вы думаете, что еще нужно сделать? (Предложения
ребят. Все соблюдают правила детского совета. Говорит тот, у кого в
руках микрофон).
Совместное с детьми планирование деятельности (что для этого необходимо сделать). Свои предложения дети схематично фиксируют на листе.
Следуя схематическому плану, мы вместе обговорили кто, чем займется в
творческих центрах.
– «Научная лаборатория». С помощью цифровой лаборатории «Наураша»
(модуль «Кислотность») ребята решили исследовать фрукты, найти самый кислый фрукт. - Ребята, а как же мы расскажем о том, какой фрукт самый кислый друзьям из Старой Русы? (дети предложили составить табличку «От самого сладкого к самому кислому» и зарисовать ее).
– «Грамотейка», «Художественная мастерская». - Вы вместе с родителями составили математические загадки. А будет ли интересно ребятам просто их прочитать. А может они не умеют читать? (ребята предложили зарисовать картинки к загадкам и создать сборник загадок «Фруктовая математика»).
– «Кулинария». Ребятам очень нравится выдумывать вкусные рецепты, и красиво их оформлять. - Мы же не сможем послать фруктовые блюда в Старую Руссу. Что же делать? (дети предложили сфотографировать их будущие шедевры, записать рецепты и составить кулинарную книгу «Фруктовые фантазии»).
– «Студия дизайна». Так как все дети любят играть в разные игры-ходилки, мы вместе придумали настольную игру «Дорога фруктиков домой». -У нас есть игральное поле, цифровой кубик. Что же еще нужно сделать для игры? (ребята решили изготовить «оживленных» фруктиков, вылепить из пластилина фруктовые домики и придумать интересные задания на карточках).
– Мы с Татьяной Николаевной и Еленой Сергеевной тоже придумали и сделали игры для ребят. Это настольные игры: «Собери картинки фруктов», «Повесь яблоки на яблоню», М/и «Посчитай и отгадай кроссворд». Только в них еще никто не играл. Не знаю, понравятся ли они ребятам из Старой Русы. (Дети предлагают поиграть в эти игры и проверить). –Вот этим и займутся ребята в игровом салоне.
С помощью М/и «Реши пример и найди свой центр» ребята делятся по творческим мастерским.
- Ребята, вы будете помогать друг другу и советоваться?
– Когда зазвучит музыка, мы с вами снова соберемся вместе и
посмотрим. Что у нас получилось. А теперь за работу.
Воспитатель обходит ребят, при необходимости помогает, предлагая
каждому из ребят сказать несколько слов о своей работе.
Звучит музыка, все собираются вместе, подводя итоги деятельности:
- Что у вас получилось?
-Какие были трудности?
– Что еще можно придумать, сделать и послать ребятам в Старую Русу?
– Ребята, вы молодцы. Столько всего интересного сделали. Нам надо все
аккуратно уложить и отдать Елене Александровне. А может мы письмо
напишем ребятам, и предложим им тоже сделать для нас что-нибудь
интересное?
Презентация своих работ
Ребята рассказывают о проделанной работе.
Вручение медалей «Веселый фруктик» и сладкого угощения.