Анастасия Тарабановская
Информационная карта к обобщению опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта
Ф. И. О. автора Тарабановская Анастасия Олеговна
Учреждение (название, почтовый адрес, телефон, e-mail) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Журавушка» г. Охи.
Должность Воспитатель
Стаж работы в должности 4 года
1. Тема инновационного (передового) педагогического опыта Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников.
Публикация «Информационная карта к обобщению опыта работы» размещена в разделах
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) Одним из главных ориентиров ФГОС ДО является развитие самореализации ребенка, поддержание его инициативы, формирование его познавательных действий в различных видах деятельности. Одним из актуальных методов в развитии познавательного интереса является экспериментирование. Но в отличие от школьной системы, в дошкольном образовании отсутствует системный подход в реализации опытно-экспериментальной деятельности.
3. Идея изменений (в чем сущность инновационного (передового) педагогического опыта : в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий; в изменении содержания образования, организация учебного или воспитательного процесса, др.) 1. Для активизации познавательной активности старших дошкольников мы решили создать доступную предметно-пространственную среду, которая способствует поощрению детской инициативы и позволяет использовать уже имеющиеся у них знания и навыки в течение дня.
2. Для более эффективного результата, мы интегрировали экспериментирование в различные виды детской деятельности а также в изучение еженедельных лексических тем через разные образовательные области.
4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) Новизной является комплексное использование методик детского экспериментирования и их систематизация, а также в интеграции через разные образовательные области при изучении лексических тем (разработка авторских конспектов организованной образовательной деятельности).
5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) Реализация возможна при применении основных педагогических принципов: поддержание инициативы, сотрудничество всех участников педагогического процесса, личностно-ориентированный подход, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой, использование адекватных возрасту методов и приемов.
6. Результат изменений Результаты мониторинга освоения детьми программы «От рождения до школы» по образовательной области «Познание» показывает положительные результаты.
Результаты работы также показали личностные изменения воспитанников (дети начинают занимать активную позицию во время проведения образовательной деятельности, становятся самостоятельнее и инициативнее, ищут подходы к решению проблемных ситуаций.
Благодаря реализации данного опыта повысилась компетентность родителей по вопросу развития экспериментальной деятельности дошкольников.
7. Публикации https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2022/02/08/kartoteka-dlya-opytno-eksperimentalnoy-deyatelnosti
https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2022/02/08/metodicheskaya-razrabotka-organizovannaya-obrazovatelnaya
8. Описание педагогического опыта Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, развитие его инициативы.
Дети моей группы имеют ряд особенностей: неспособны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно; для них характерна медленная переключаемость с одного объекта на другой; скудный словарный запас; недостаточная осведомленность об окружающем мире. В практической деятельности с детьми я заметила, что многие дети достаточно пассивны в проявлении интереса к образовательной деятельности, стремятся занять позицию стороннего наблюдателя, перед нами возникла необходимость построить педагогический процесс так, чтобы он принес наибольший результат в познавательном развитии воспитанников.
Начальный этап работы - процедура изучения возможностей ребенка, начиналась с наблюдения, беседы, игровых ситуаций. Цель заключалась в выявлении уровня данной проблемы.
На основе полученных данных мониторинга осуществляется многоуровневое планирование процесса.
В центре опытно-экспериментальной деятельности рационально использована предметная среда, отличающаяся функциональностью и доступностью.
Система опытов и экспериментов, которая разработана нами с учетом календарно-тематического планирования и лексических тем позволяет более эффективно организовать интеграцию образовательных областей, что позволяет детям сформировать целостное представление об окружающем мире, получить более глубокие, разносторонние знания.
Совместная опытно-экспериментальная деятельность предоставляет прекрасную возможность для взаимодействия всех участников педагогического процесса. Для активного включения родителей в воспитательно-образовательный процесс и деятельность группы, а также для повышения их педагогической компетенции, предлагались небольшие мастер-классы для родителей, буклеты, картотеки для домашнего экспериментирования. Таким образом, предлагалось разнообразить семейный досуг во время выходных, что поможет гармонизировать детско-родительские отношения.