Маслиенко Снежанна
Преемственность и взаимодействие инструктора по физической культуре со специалистами ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность и взаимодействие инструктора по физической культуре со специалистами ДОУ в процессе оздоровительной и коррекционно – развивающей деятельности детей.
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.
Публикация «Преемственность и взаимодействие инструктора по физической культуре со специалистами ДОУ» размещена в разделах
Комплекс диагностических мероприятий в дошкольном учреждении, осуществляется целым коллективом специалистов (воспитателями, медиками, узкими специалистами).
• медицинский персонал (оценка физического развития и здоровья);
• инструктор по физической культуре и воспитатели (оценка уровня двигательной активности и физической подготовленности);
• педагог-психолог ( выявление отклонений в становлении отдельных сторон личности дошкольников: эмоциональное состояние, познавательные процессы);
• учитель-логопед (оценка речевого развития и звукопроизношения);
• музыкальный руководитель (оценка музыкально-ритмического развития детей).
Взаимодействие с медицинским персоналом
В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно только при интеграции образовательной и лечебно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и, следовательно, тесного взаимодействия педагогов и медицинского персонала.
Основными проблемами, требующими совместной деятельности, прежде всего являются:
• Физическое состояние детей, посещающих детский сад. Так, в начале года, после оценки физического развития и здоровья детей, совместно с медицинской сестрой должны заполняться листы здоровья, физического и двигательного развития детей. Получать дополнительную информацию о детях от психолога, логопеда и родителей, через анкетирование, индивидуальные беседы.
• Профилактика заболеваний ОДА, сердечнососудистой, дыхательной и других систем. Вместе должны разрабатываться рекомендации к построению педагогического процесса с детьми, имеющими отклонения в развитии, выделяем дифференцированные группы детей, требующие коррекционной работы. Поэтому кроме индивидуальной работы с такими детьми, в занятия обязательно должны включаться упражнения на профилактику осанки и плоскостопия, дыхательные игры и упражнения. Обязательно должен вестись совместный контроль над организацией щадящего режима занятий или медотвода для детей перенесших заболевания.
• Способствует предупреждению негативных влияний интенсивной образовательной деятельности, т. е. рациональному чередованию нагрузки (оптимальное составление сетки занятий, соблюдению режима дня и двигательного режима.
• 2 раза в год должен осуществляться медико-педагогический контроль над физкультурными занятиями. Качественный и количественный контроль эффективности занятия, как правило, проводит медицинская сестра, а анализирует методист и инструктор по физическому воспитанию.
• Проводя работу по формированию у детей начальных представлений о ЗОЖ, привлекаются медики к проведению интегрированных занятий по валеологии, развлечений, консультаций для педагогов и родителей.
Взаимодействие с воспитателями.
Конечно, за успешное выполнение всех задач образовательной программы отвечает воспитатель, а инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателю по различным вопросам физического развития детей.
Так инструктор по физической культуре :
• Планирует и организует образовательную деятельность по физическому воспитанию;
• Планирует и организует физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня;
• Оказывает методическую помощь по вопросам физического воспитания всем педагогам ДОУ (проводятся различные консультации, выступления на педагогических советах, семинарах-практикумах, медико-педагогических советах и т. д.). Планирование такой совместной деятельности осуществляется на основе годового плана дошкольного учреждения. Кроме групповых форм взаимодействия инструктор по физической культуре должен встречаться со специалистами и обсуждать вопросы, требующие внимания.
• Разрабатывает и организует информационную работу с родителями.
Совместно с воспитателями 2 раза в год (вначале и в конце года) проводится обследование уровня двигательной активности и физической подготовленности детей.
Это дает возможность спрогнозировать возможные положительные изменения этих показателей на конец учебного года.
Безусловно, одной из основных форм работы по физическому воспитанию являются физкультурные занятия. Исходя из условий детского сада и опыта работы воспитателей, первое обучающее занятие проводит воспитатель. Занятия в группах, где воспитатель – молодой специалист, проводится совместно всей группой. Второе закрепляющее занятие воспитатели проводят сами. Третье занятие на улице, проводит воспитатель.
Отбор программного материала осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и анализа диагностики. На каждую возрастную группу, составляется перспективное планирование. Печатаются конспекты физкультурных занятий, с которыми должны быть ознакомлены воспитатели, проводятся консультации по отдельным вопросам (методике проведения занятия, способах организации, дозировки и т. д.).
Чтобы физкультурные занятия были действительно развивающими, интересными, увлекательными и познавательными, используются разные формы их проведения (традиционные, тренировочные, контрольно-проверочные, игровые, тематические, сюжетные и интегрированные). Такие занятия, праздники и развлечения планируются в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Руководящую роль на занятии занимает инструктор. Но воспитатель, зная методику проведения физкультурных занятий, следит за качеством выполнения общеразвивающих упражнений и основных видов движений, помогает в регулировании физической нагрузки на каждого ребенка. Воспитатель на занятии не только помогает инструктору по физической культуре, но и фиксирует то, что необходимо закрепить с некоторыми детьми в индивидуальной работе.
Для удобства знакомства детей с подвижными играми составляется перспективный план на каждую возрастную группу. Продумывается ее обучение, закрепление, упражнение, усложнение, а также использование игры в самостоятельной деятельности. Кроме этого разрабатываются и внедряются в работу картотеки подвижных и хороводных игр, корригирующих и дыхательных игр и упражнений.
Воспитатель, как бы, является связующим звеном между инструктором по физической культуре и родителями (проводит с ними беседы по моим рекомендациям, дает консультации, предлагает разнообразные домашние задания, индивидуально для каждого ребенка). В свою очередь, инструктор так же проводит консультации, беседы, выступает на родительских собраниях, оформляет наглядный материал. Вместе с воспитателями привлекает родителей к совместным мероприятиям – праздникам и развлечениям. Потому что успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии, повышении двигательной активности можно добиться только при единстве системы физического воспитания в детском саду и семьи, что требует тесного взаимодействия педагогов и родителей.
Взаимодействие с музыкальным руководителем
Музыка является одним из средств физического воспитания. Кроме того, что она положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, помогает активировать умственную деятельность, музыкальное сопровождение способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации, освобождает инструктора или воспитателя от подсчета, привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике. Вот здесь и необходима помощь музыкального руководителя.
Очень важно, чтобы музыка на занятии не звучала только ради того, чтобы прозвучать, она должна естественно вплетаться в занятие, в каждое движение. Поэтому если на утренней гимнастике, занятии или развлечении необходимо музыкальное сопровождение инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель вместе подбирают музыкальные произведения к различным упражнениям и играм. Энергичный бодрый марш для ходьбы, легкая танцевальная музыка для прыжков – полька, галоп. Общеразвивающие упражнения имеют свою структуру, поэтому для них подбираются произведения определенного строения. И самое главное сначала попробовать самой выполнить эти упражнения под музыку. При необходимости можно подбирать музыку и к ОВД, но следует помнить, что выполнение трудных движений (лазание, равновесие) требует от ребенка больших усилий, внимания, координации. Музыка в данном случае не желательна и является отвлекающим фактором.
Чаще всего используется музыка, в том числе и звукозаписи, в подвижных и хороводных играх, во время проведения эстафет и соревнований, а так же в заключительной части занятия, когда музыка выступает как успокаивающее, обеспечивающее постепенное снижение физической нагрузки средство. В этой части используются звуки природы и звучание лирических произведений.
Совместно с музыкальным руководителем должны проводиться музыкально-спортивные праздники и развлечения. Такие мероприятия планируются согласно годовому календарно-тематическому плану.
Очень важно помнить, что:
• недопустимо выполнение физических упражнений вне ритма и темпа;
• противопоказано уточнять ритмичность движения под музыку счетом или непрерывными хлопками, так как это может привести к частичному искажению музыкально-ритмических ощущений.
Взаимодействие с учителем-логопедом
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи, наш детский сад не исключение. Так у нас функционируют логопедические группы, в которой инструктор по
Физической культуре ведет физкультурные занятия, и работает логопункт.
В связи с этим основная задача помочь и логопеду и воспитателю в воспитании и обучении детей с такими нарушениями.
Поэтому в занятия я обязательно включаются упражнения на дыхание, координацию движений.
Одним из эффективных приемов в коррекционной работе с детьми является использование упражнений, где речь взаимосвязана с движением. Это могут быть подвижные, пальчиковые игры, игровой массаж, дыхательные игры и упражнения, которые логопеды и воспитатели должны планировать согласно лексическим темам (времена года, транспорт, профессии, зимние виды спорта, домашние животные и т. д.) и предлагать инструктору в качестве закрепления. А инструктор, в свою очередь, должен разработать двигательный материал и чаще объединять в сюжет. Что способствует обогащению словарного запаса, формированию лексико-грамматического строя речи, постановке правильного дыхания. Такие упражнения используются в различных моментах физкультурно-оздоровительной работы. Это, безусловно, физкультурные занятия, где помимо общеобразовательных задач решается ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков эмоциональной, интеллектуальной и моторной сфер, обусловленных особенностями речевого дефекта, а так же физкультурные праздники, досуги, утренняя и бодрящая гимнастика, физминутки на других занятиях, прогулки. Для этого совместно должны разрабатываться картотеки игр, упражнений, оздоровительного массажа, считалок, загадок, чистоговорок.
Взаимодействие с педагогом-психологом
То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не надо. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги - психологи, но и воспитатели и инструктор по физической культуре в том числе, а главное, чтобы они могли использовать их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные психологические особенности и проблемы.
Поэтому здесь очень необходимо сотрудничество с педагогом-психологом, который подскажет, какие игры и упражнения предложить детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, с неврозами и другими нервно-психическими расстройствами.
Надо отметить, что и практически здоровые дети тоже нуждаются в психопрофилактической работе.
Поэтому инструктор по физической культуре в некоторые физкультурные занятия и развлечения включает игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, на использование выразительных движений, мимики и жестов.
Таким образом, создается модель взаимодействия инструктора по физической культуре с педагогами, медицинским персоналом.
Модель взаимодействия
Инструктора по физической культуре
• С заведующим, зам. заведующего – создает условия для физкультурно-оздоровительной работы, координируют работу педагогов.
• С медицинской сестрой – участвует в проведении лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, проводит санитарно-просветительскую работу среди педагогов и родителей.
• С воспитателем – способствует обеспечению гибкого оздоровительного режима, формированию привычки здорового образа жизни, развитию двигательной культуры, профилактики заболеваний.
• С музыкальным руководителем – участвует в двигательном развитии детей, способствует развитию чувства ритма, темпа, речевого дыхания, координации движений.
• С учителем-логопедом – способствует обогащению словарного запаса, формированию лексико – грамматического строя речи, постановке правильного дыхания, общей и мелкой моторики, координации движений.
• С педагогом-психологом - способствует развитию эмоционально – волевой сферы дошкольников, познавательных процессов
• С младшим воспитателем – способствует соблюдению санитарно – гигиенических требований.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД:
Положительные результаты в процессе реализации задач образовательных областей «Физическое развитие» возможны при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых к детям.