Кирюшина Людмила Рудольфовна
Информ — дайджест «Использование игровых технологий на занятиях по ФЭМП»
▼ Скачать + Заказать документы
Информ – дайджест : «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФЭМП»
Игровые технологии - это современные образовательные (педагогические) технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся. В дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность, в которой ребенок познает окружающий его мир. Целью игровых технологий является решение ряда задач: дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.); развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.); воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.); социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).
Публикация «Информ — дайджест „Использование игровых технологий на занятиях по ФЭМП“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Перспективным методом обучения дошкольников математике на современном этапе является игра, в которой необходимо использовать все многообразие методов и приемов обучения математике как традиционных, так и инновационных.
Играя, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях.
Формирование элементарных математических представлений направлено на развитие важнейшей составляющей личности ребенка – его интеллекта и интеллектуально - творческих способностей. В связи с этим, эффективное развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Поэтому формированию элементарных математических представлений в дошкольной организации должно отводиться важное место.
Практика показала, что на эффективность восприятия влияет не столько содержание материала, сколько форма его подачи.
Обучение математике не должно быть унылым занятием. Детская память избирательна. Дошкольники усваивают только то, что их заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Они вряд ли запомнят что-то не интересное, даже если на этом настаивает педагог.
Приобщение к этой познавательной деятельности в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что эффективное формирование математических представлений у детей дошкольного возраста должно происходить в сочетании игровой, проблемно-поисковой и практической деятельности. Использование сюрпризных моментов, игровых и проблемных ситуаций, развивающих, логико-математических, занимательных игр и упражнений вызывает у детей интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на пути, к самостоятельному поиску решения и достижения поставленной цели. Это, в свою очередь, способствует развитию познавательной активности, аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, пространственного воображения, формирует нравственно-волевую и мотивационную сферу личности ребенка.
В своей практике я использую такие игровые технологии как :
Дидактические игры.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами;
2. Игры путешествие во времени;
3. Игры на ориентирование в пространстве;
4. Игры с геометрическими фигурами;
5. Игры на логическое мышление.
В ходе практики детям предлагались - специально созданные игры, в которых реализовывались учебные и игровые цели, проводимые в рамках определенных игровых правил по соответствующему сюжету. Основная задача данного метода состояла в повышении эффективности обучения за счет усиления интереса, воспитанников к производимой деятельности и придания ему эмоциональной окраски. Безусловно, успех любой игры зависел от правильной ее организации и подготовки к ней.
Исходя из опыта работы, я выявила, что регулярное использование дидактических игр, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников.
Дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
Сюжетно-ролевые игры.
Наиболее благоприятной средой для практического использования математических знаний послужила сюжетно-дидактическая игра, отображающая знакомые виды трудовой деятельности: счет, знание геометрических фигур, ориентировка и измерение в которых представлены наглядно.
Воспроизведение в игре жизненных ситуаций, требующих определение количества, развивало интерес детей, побуждало их считать и измерять.
Счет и измерение – действия взаимосвязанные, их надо выполнять точно в определенной последовательности. Поэтому в игре, где использовались эти математические действия, я принимала непосредственное участие, брала на себя такую роль, которая позволяла руководить детьми, контролировать и уточнять выполняемые действия
Так, в старшей группе счет до 10 и отсчитывание предметов по заданному числу, удалось закрепить в игре «Магазин». Развивающая среда для этой игры очень богата и разнообразна. Продавцы, кассиры и покупатели определяли количество необходимых предметов с помощью счета. С помощью «денег» для покупок ребенок закреплял состав числа, счёт. С помощью различных товаров закреплялись форма, размер, умение сравнивать, группировать. С помощью весов дети усваивали понятие веса, закрепляли умения сравнивать предметы.
Также, с целью формирования элементарных математических представлений можно применять и другие сюжетно-ролевые игры, такие как: «Дом мод»; «Пиццерия»; «День рождения» и др.
Сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием способствовали развитию концентрации внимания, научили логически рассуждать, анализировать, спорить, с доказательствами отстаивая своё мнение. Сюжетно-ролевая игра вне занятия дала возможность детям использовать, закрепить и уточнить полученные представления.
Подвижные игры.
Подвижная игра одновременно несла познавательный и игровой характер. При отборе подвижных игр, я обращала внимание на степень трудности игровых правил и действий.
При закреплении математических представлений, подвижные игры классифицировала: количественный счет, величина, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени и классификация предметов.
В процессе проведения подвижных игр, дети отрабатывали устный счет, способность ориентироваться в пространстве, во времени, сравнивать величины, развивали умение различать и называть геометрические фигуры.
Часто использовала в своей практике игры, включающие задания на логическое мышление, развитие памяти, внимания, мышления, воображения. Дети закрепляли представления о количественном счете, о связи между числами (больше или меньше, развивали умение различать и называть геометрические фигуры.
Одними из полюбившихся игр стали: «Совушка» (ориентировка во времени); «Мы веселые ребята» (количественный счет); «Найди пару», «Цветные фигуры» (величина); «Затейники», «Быстрее по местам», «Хитрая лиса», «Пустое место» (ориентировка в пространстве); «День – ночь», «Веселая неделька», «Продолжи» (ориентировка во времени).
Заключение.
В заключение можно сделать следующие выводы: что регулярное использование системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности, активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Чтобы дети дошкольного возраста учились в полную силу своих способностей, я старалась вызвать у них желание к учебе, к знаниям, помогала детям поверить в себя, в свои способности.
Обучая дошкольников с использованием игровых приемов, я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению. Учение должно быть радостным!