Оксана Добродон
Индивидуальный план самообразования воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Специальность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад «Калинка»
Образование: среднее специальное
Дата начала работы над темой: 01.09.2020 учебный год.
Предполагаемая дата окончания работы: 30.05.2023 учебный год.
Тема по самообразованию «Формирование у детей дошкольного возраста (4-7 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц»
Срок реализации: 2020-2023 учебный год.
2020-2021 учебный год - Тема «Формирование у детей среднего дошкольного возраста навыков пересказа русских народных сказок с помощью мнемотаблиц»
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
2021-2022 учебный год – Тема «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков заучивания стихотворений с помощью мнемотаблиц»
2022-2023 учебный год – Тема «Формирование у детей подготовительного дошкольного возраста навыков составления описательных рассказов с помощью мнемотаблиц»
Цель: Повышение теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога, путем внедрения инноваций в образовательный процесс.
Задачи самообразования :
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения научной и методической литературы, передового опыта педагогов ДОУ работающих по данной теме (в том числе и на интернет сайтах).
2. Исследовать актуальность темы в рамках ДОУ.
3. Разработать программу (по данной теме) для разных возрастных групп.
4. Создать условия для реализации программы через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).
5. Апробирование и использование программы по теме в рамках реализации рабочей программы.
6. Поделиться опытом работы с педагогами по теме «Формирование у детей дошкольного возраста (4-5 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц».
7. Провести мастер-классы для родителей на темы «Пересказ сказок с помощью мнемотаблиц»,»Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц», «Составления описательных рассказов с помощью мнемотаблиц»
8. Организация выставки мнемотаблиц составленных детьми «Мнемотаблицы руками детей»
9. Составить картотеку мнемотаблиц по сказкам, стихотворениям, описательных рассказов с целью развития у детей монологической речи, воображения, творческих способностей.
Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и формирование речи. Работая с детьми дошкольного возраста и сталкиваясь с проблемами в их обучении, воспитателю приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Как отмечали Выготский Л. С. и Леонтьев А. А., это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Ребенок дошкольного возраста лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный.
Мнемотаблицы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Следует сказать также, что метод мнемотаблиц не требует значительных затрат для обогащения предметно-развивающей среды, поскольку схемы и картинки в любом эстетическом оформлении и в любом количестве всегда можно найти в интернете, кроме того, они могут быть нарисованы на бумаге, на доске самими детьми или воспитателем.
К. Д. Ушинский писал:
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».