Елена Стулова
Индивидуальный план самообразования
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный план самообразования
Методическая тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и произведений русских поэтов»
Когда начата работа над темой: 01.09.2022
Когда предполагается закончить работу над темой: 31.05.2023
Актуальность:
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. Зная возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежеланию делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идёт формирование и развитие нравственных качеств человека. Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребёнка; близка его мышлению, представлению.
Цель - формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок, определение эффективности использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей.
Задачи:
- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;
- выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;
- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
- разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;
- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.
Методы формирования нравственных качеств у детей:
-знакомство с содержанием сказки;
- вовлечение детей в деятельность;
- инсценировка сказки
Приемы формирования восприятия сказки:
-выразительность чтения;
- повторность чтения;
-выборочность чтения;
- драматизация и театрализация сказки;
-просмотр иллюстраций и видео сказки.
Этапы работы со сказкой:
• Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
• Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
• Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
• Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Используя русские народные сказки, при формировании нравственных качеств, я планирую добиться следующих результатов:
- формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, создание оптимистической детской картины мира;
- готовность проявлять совместное сострадание и радость;
- развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками;
Критерии эффективности:
- уровень освоения образовательной программы;
- удовлетворение родителей качеством образования;
- информационно-методическая обеспеченность.
Основные вопросы, намеченные для изучения:
1. Современные технологии в образовательном процессе;
2. Как установить и развить доверительные отношения с родителями воспитанников;
3. Выбор тематики консультаций, бесед, по проблемным вопросам в воспитании и развитии духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста;
4. Выбор эффективных способов вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ.
Этапы проработки материала:
1. Информирование родителей о возрастных особенностях детей старшего дошкольного возраста;
2. Проведение консультаций и бесед, с целью помочь родителям в разрешении проблемных вопросов в воспитании детей.
3. Вовлечение родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ, посредством проектной деятельности, с применением дистанционных технологий, мастер-классов, тематических выставок совместного творчества с детьми, консультаций и другое.
Форма предоставления результатов: фотоотчёт, презентация о проделанной работе.
Примерный план работы на 2022-2023 год
Этапы Содержание работы Сроки
1. Диагностический Анализ затруднений.
Постановка проблемы.
Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. 01.09.2022- 05.09.2022
2. Прогностический Определение цели и задач работы над темой.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов. 05.09.2022-
09.09.22
3. Практический Внедрение методических разработок, системы мер, направленных на решение проблемы.
Формирование методического комплекса.
Отслеживание процесса, текущих промежуточных резервов.
Корректировка работы. 12.09.2022- 26.05.2023
4. Обобщающий Промежуточное подведение итогов.
Подведение итогов.
Оформление результатов работы по теме самообразования.
Предоставление материалов. 26.12. - 31.12.2022
23.05.2023-
31.05.2023
5. Внедренческий Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение. В ходе дальнейшей пед. деят-ти
Отслеживание педагогическим работником работы по теме:
Банк данных литературы по теме: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и произведений русских поэтов»
№ п / п Название темы Автор Издательство Год выпуска
1 От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. /Издание пятое (инновационное, испр. и доп. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова,
Э. М. Дорофеевой. Москва:
Мозаика-синтез 2021
2 «Сказка, как источник творчества детей» Методическое пособие Ю. А Лебедев
Москва:
Детство- Пресс 2016
3 «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке» И. Ф. Мулько
«Дошкольное воспитание №4 2016
5 Пространство детской реализации: проектная деятельность. ФГОС Веракса Н. Е.
Веракса А. Н. Москва:
Мозаика-синтез 2020
6
План мероприятий по методической теме:
№ п / п Название Дата и место
1 Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» посредством размещения информации на стенде в раздевалке, социальной сети «ВКонтакте» в сообществах групп. Сентябрь 2022 г.
ГБДОУ д/с №44
Калининского района Спб
2 Выставка поделок из природного материала «Мой любимый герой сказки» Сентябрь 2022
ГБДОУ д/с №44
Калининского района Спб
3 Оформление в группе книжного уголка, пополнение русскими народными сказками и произведениями русских поэтов. Сентябрь 2022
ГБДОУ д/с №44
Калининского района Спб
4 Оформление картотеки дидактических игр по русским народным сказкам
Октябрь 2022
ГБДОУ д/с №44
Калининского района Спб
5 Пополнение центра по развитию речи опорными схемами – мнемотаблицами «Расскажи сказку» Октябрь 2022 г.
ГБДОУ д/с №44
Калининского района Спб
6 Пополнение театрального центра в группе Ноябрь 2022 г.
ГБДОУ д/с №44
Калининского района Спб
7 Информирование и мотивация родителей к пополнению книжного уголка в группе новыми книгами (сказки, стихи, энциклопедии) Ноябрь 2022 г.
ГБДОУ д/с №44
Калининского района Спб
8 Консультация «Сказка в жизни ребенка» посредством размещения информации на стенде в раздевалке, социальной сети «ВКонтакте» в сообществах групп. Декабрь 2022 г.
ГБДОУ д/с №44
Калининского района С
9 Совместная деятельность воспитателя и детей «Телеграмма Деду Морозу»
(словотворчество) Декабрь 2022 г.
ГБДОУ д/с №44
Калининского района Спб
10 Совместная работа воспитателя и детей по созданию книжек – самоделок
«Волшебный мир сказок» Январь 2023 г.
ГБДОУ д/с №44
Калининского района Спб
11 Проведение викторины для детей «Сказки в загадках» Февраль 2023 г.
ГБДОУ д/с №44
Калининского района Спб
12 Изготовление костюмов и атрибутов для театрализованной деятельности к празднованию «Широкой Масленицы» Февраль 2023 г.
ГБДОУ д/с №44
Калининского района Спб
13 Выставка совместного творчества воспитателей, родителей с детьми «Кошки – герои художественных произведений», посвящённая дню кошек. Март 2023 г.
ГБДОУ д/с №44
Калининского района Спб
14 Изготовление интеллект – карты «Любимые сказки А. С. Пушкина» Март 2023 г.
ГБДОУ д/с №44
Калининского района Спб
15 Выставка детского творчества «Любимый сказочный герой» Апрель 2023 г.
ГБДОУ д/с №44
Калининского района Спб
16 «Сказка с нами навсегда» (выступление на педсовете для педагогов) Май 2023 г.
ГБДОУ д/с №44
Калининского района Спб
Планируемые результаты : Благодаря созданию условий для усвоения знаний детьми, вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ, у воспитанников сформируются духовно-нравственных качества личности:
• доброжелательное и уважительное отношение детей друг к другу и к окружающим;
• взаимопонимание и уважение;
• интерес к художественной литературе, чтению самостоятельному и слушанию произведений;
• и др.
тем самым будут достигнуты положительные результаты формирования духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.
Самоанализ плана по самообразованию.
Результат проведенной работы:
• Дети научились понимать смысл сказок;
• Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя, дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль;
• У детей появился творческий интерес к оформлению своих работ после прослушанных произведений;
• Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они продолжают принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.
• Углубленно познакомились с творчеством А. С. Пушкина, итогом работы стала совместно созданная интеллект – карта.
• Благодаря большому обьему прочитанных произведений в разные режимные моменты (НОД, перед тихим часом, заменяя прогулку в ненастные дни и просто, по просьбе и выбору детей) у детей активно развивалось умение слушать, вступать в диалог. Развитие мелкой моторики помогло в выполнении творческих работ (лепка, рисование и аппликация, создании книжек – малышек ;
• Появился интерес к театрализации как в совместной работе с педагогом, так и в свободной деятельности в утреннее и вечернее время;
Оценив сделанное, я наметила дальнейшие перспективы:
Перспективы на 2023-2024 учебный год:
• Продолжить работу по теме «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и произведений русских поэтов»
• Продолжить работу по разработке новых интеллект – карт, включая в их создание родителей;
• Изучить новинки методической литературы;
• В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, консультации, и организации совместных праздников.
При составлении плана по самообразованию в своей работе я использовала следующую литературу:
1. В А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
2. Сборник научно – методических статей. Орёл 2015г. Под редакцией О. В Бережнова
3. Ильин И. : «Духовный мир сказки».
4. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
5. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.