Кузнецова Ирина Сергеевна
Индивидуальный план работы работника, обеспечивающего реализацию образовательных программ на учебный год
Тема: «Мультипликация как средство развития творческих способностей детей от 6 до 7лет»
План изучения :
1. Изучение методической, педагогической и психологической литературы.
2. Разработка и составление перспективного плана на учебный год 2022-2023 для детей 6-7 лет». - см. приложение 1.
3. Подготовка обобщения опыта с педагогами по данной теме, круглый стол – см. приложение 2.
3. Работа с родителями (консультации, памятки) – см. приложение 3.
№ Методическая литература Краткое содержание Дата выполнения Итог
Публикация «Индивидуальный план работы работника, обеспечивающего реализацию образовательных программ на учебный год» размещена в разделах
1. Дарья Горшкова. История Российской мультипликации XX века. Издательство: ИД Варио, 2016 г. Книга представляет собой первое, наиболее полное исследование зарождения и становления отечественной мультипликации. В ней подробно рассматриваются все этапы развития на протяжении XX века. Исследование дополняют воспоминания художников и режиссеров, фотографии из их личных архивов, кадры из кинолент от начала века и до его завершения - всего 870 фото и кинодокументов.
сентябрь - октябрь Материал для подготовки консультации для родителей и подготовки выступления перед педагогами.
2 Альтендорфер Александр. Анимация за кадром. Издательство: ДМК-Пресс, 2020 г.
Покадровая анимация (Stop Motion) используется не только в голливудских фильмах и подготовленных профессиональной командой мультсериалах. Даже с такой несложной аппаратурой, как смартфон или компактный фотоаппарат, вы можете создать отличные любительские видео! В них фигурки из конструктора LEGO оживут - к примеру, выйдут на футбольный матч или разыграют сцены из известных фильмов. Готовый фильм вы можете выложить на YouTube, где непрофессиональные режиссеры делятся своими произведениями с интернет-сообществом.
Автор книги Александр Альтендорфер расскажет вам, как создать видеоролики с использованием конструктора LEGO. Для начала вы изучите основы мастерства: узнаете, как настроить камеру, выбрать правильную композицию кадра, частоту кадров и другие параметры. После этого можно приступать к съемке!
Приводя множество примеров, автор объясняет, как выстроить декорации и создать фильм из серии фотоснимков. Научите фигурки LEGO подпрыгивать, летать и говорить! Перемещайте камеру и используйте всевозможные эффекты - покажите, как течет вода, мерцает пламя костра и т. д. Для пользователей Windows и Mac описывается работа с бесплатными программами монтажа. В разделах "Идея!" приведены сюжеты, которые могут лечь в основу ваших творческих проектов. ноябрь-декабрь Подробно расписаны как создать видеоролик используя несложную аппаратуру. Как выставить декорации, настроить эффекты. Описаны идеи- сюжеты творческих проектов.
3. Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. / М. Аромаштам. -М. : Чистые пруды. — 2006. — 32 с. В данной брошюре рассматривается психологический феномен пристрастия детей к мультфильмам и очерчиваются возможные линии педагогической стратегии по отношению к этому явлению. Практики найдут для себя советы по созданию мультфильмов вместе с детьми в "домашних" условиях.
Материал будет интересен педагогам и психологам, работающим с дошкольниками, домашним воспитателям и родителям. Обо всём этом и не только в книге Дети смотрят мультфильмы.
январь- март Отличное методическое пособие для педагогов детского сада! Много методик по проведению разнообразных игр и упражнений, разделённых по возрасту.
4 Смольникова К. Мультик своими руками. [Текст] Смольникова К. // Саткинский работник. — 2011. — № 15.04.2011
В статье показана работа с детьми по созданию мультфильмов в рамках проектной деятельности. Авторы считают, что анимации развивает творческую мысль, формирует умение оригинальной подачи видения окружающего мира.
март - апрель Статья может быть использована при создании мультфильмов с детьми.
5 С. В. Капков Энциклопедия отечественной мультипликации "Энциклопедия отечественной мультипликации" - это более 1000 биографий и фильмографий тех, кто посвятил свою жизнь анимационному кино. В книге собраны творческие портреты представителей едва ли не всех профессий- режиссеров, художников, аниматоров, драматургов, композиторов, продюсеров, монтажеров, актеров, мастеров кукол и т. д.
Не забыты и мультипликаторы из всех бывших республик СССР. Подобный сборник издается впервые в истории. Наконец, создателей любимых мультфильмов зрители смогут "узнать в лицо".
май Материалы книги могут быть использованы при проведении методических семинаров и для создания методических рекомендаций.
6 Электронные ресурсы
https://multtherapy.ru.
https://multterapy.livejournal.com.
https://razvitiedetok.ru/rebenok-poznaet-mir/975.html
В течении года
7 Обобщение опыта с педагогами по данной теме круглый стол См. приложение №1 февраль Выступление перед педагогами
8 Составление консультации для родителей См. приложение № 2 январь- март Консультация для родителей
9 Создание картотеки мультфильмов для детей 6-7 лет и для детей с родителями. См. приложение № 4 в течении года
Картотека мультфильмов для детей 6-7 лет.
Приложение 1.
План работы на учебный год 2022-2023 для детей 6-7 лет».
Сроки реализации Мероприятие, деятельность, организационная форма Предполагаемый продукт (результат)
В течении года Работа с методической литературой, изучение материалов по теме в интернете Анализ изученной литературы, составление плана
сентябрь Знакомство с графическими возможностями ПК, пакетом графических программ.
Приобретение и установка на ПК видео-редактора MOVAVI, а также мобильного приложения “Кукольная мультипликация”
Октябрь Создание материально-технических условий и приобретение методической литературы. Изучение условий организации творческой деятельности детей в группе, создание мини анимационной студии.
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды. Создание картотек поэтапной лепки из пластилина на основе книги Н. Больгерт, С. Больгерт “Пластилиновая энциклопедия для малышей”, изд. Росмэн.
Ноябрь Ознакомление детей с правилами работы мультстудии.
Знакомство с принципами пластилиновой анимации в технике stop motion. Инструктажи по технике безопасности при работе с ножницами, при использовании фото/видео аппаратуры, освещения.
Создание детьми игрушки тауматроп.
Памятка для родителей «Как не навредить маленьким художникам»
Декабрь Работа над мультфильмом “Маленький секрет” Поиск музыки, создание персонажей, изготовление декораций будущего мультфильма, раскадровка, съёмка, монтаж.
Показ мультфильма детям.
Показ мультфильма родителям.
Январь Знакомство детей с историей возникновения анимации Чтение книги Ю. Ивановой “Мультфильмы. Секреты анимации”, изд-во “Настя и Никита”, М. ,2017
Просмотр фильмов “История анимации”, “Возникновение анимации. Зоотроп и Праксиноскоп”
Февраль Знакомство детей с историей отечественной и зарубежной мультипликации Просмотр м/ ф:
- “Пароходик Вилли” - первый звуковой м/ф студии Диснея
- “Шумное плавание”, “Почему у носорога шкура в складках” – первые удачные детские м/ф студии Союзмультфильм.
Папка-передвижка для родителей «Чтобы каждый ребёнок испытывал радость творчества»
Март Предварительная работа над мультфильмом “Как человек в космос полетел” - знакомство детей с принципами плоскостной анимации в технике stop motion. Инструктажи по технике безопасности при работе с ножницами, при использовании фото/видео аппаратуры, освещения.
Поиск музыки, звуков, написание сценария, создание персонажей, фона будущего мультфильма.
Апрель Работа над мультфильмом “Как человек в космос полетел” Раскадровка, съёмка, озвучивание, монтаж.
Показ мультфильма детям.
Показ мультфильма родителям.
Май Работа над видео “Проспали!” для выпускного вечера в технике stop motion. Беседа с детьми “Мы – персонажи мультфильма”, беседа о правилах поведения при съемке видео в технике stop motion.
Написание сценария будущего видео, подготовка/создание необходимых атрибутов, поиск звукового сопровождения, съемка видео
Подготовка отчета по самообразованию о проделанной работе за учебный год Отчет
Приложение 2
Круглый стол для педагогов «Мультипликация как средство творческого развития детей»
1. Мультипликация, как средство творческого развития детей
2. Цель: обновление педагогического процесса, направленного на развитие личности ребенка и раскрытие его познавательных, художественных и творческих возможностей, через создание мультфильмов.
3. Задачи:
• Дать представление о создании мультфильма, людях разных профессий, создающих мультфильм, истории мультипликации;
• Научить основам анимации;
• Активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес, речь на русском и коми языках;
• Развивать изобразительные, музыкальные способности;
• Формировать навыки работы в творческом коллективе распределением ролей и задач.
4. Характерной особенностью современного времени является активизация инновационных процессов в образовании. Педагоги находятся в постоянном поиске новых и современных приемов и методов, которые интересны и педагогам, и воспитанникам. Совместная деятельность по созданию мультфильмов позволяет решать многие задачи, т. к. предполагает интеграцию образовательных областей.
Мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире.
«Анимация», или, как мы чаще называем, «мультипликация» – необычайное искусство, позволяющее решить целый комплекс педагогических задач, соответствующих требованиям ФГОС дошкольного образования.
5. Мультипликация - (лат. multiplicatio — умножение, увеличение, возрастание, размножение)
— технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров, сменяющих друг друга с некоторой частотой.
6. Виды деятельности при создании мультфильма:
• сценарист,
• художник,
• аниматор,
• оператор,
• режиссер,
• звукорежиссер
• монтажер
7. Оборудование и материалы:
• Фотоаппарат
• Штатив
• Дополнительное освещение (лампа)
• Компьютер, программы для создания мультфильма
• Диктофон, микрофон
• Материалы для создания персонажей и декораций в зависимости от выбранной технологии
8. Этапы создания мультипликационного фильма:
1. Подбор или сочинение сюжета
2. Выбор техники мультипликации
3. Раскадровка
4. Изготовление персонажей и декораций
5. Съемка фильма
6. Звуковое оформление
7. Монтаж (верстка)
9. 1. Подбор или сочинение сюжета
Создавать мультфильмы можно как с детьми младшего дошкольного возраста, так и со старшими дошкольниками. Каждый мультфильм рождается спонтанно, в зависимости от фантазии и интересов детей, от тематики проводимых проектов и конкурсов. Например, мультфильм «Цирк зажигает огни» придумали дети, когда играли магнитиками из коллекции музыкального руководителя, в ходе реализации проекта «Цирк». Сюжет, все диалоги между героями и их озвучивание – это творчество и непосредственность детей.
Мультфильм «Сказка про валенок» придумали воспитанница подготовительной группы вместе с мамой, когда участвовали в проекте и выставке «Чудо-валенки».
2. Выбор техники мультипликации
• Технологии создания мультфильмов дошкольниками (перекладка)
• Технологии создания мультфильмов дошкольниками (пластилиновая анимация)
• Технологии создания мультфильмов дошкольниками (кукольная анимация)
• Технологии создания мультфильмов дошкольниками (предметная анимация)
3. Раскадровка
Создание раскадровки в процессе общего обсуждения с детьми и педагогами, помогает их видеть сюжет целиком, планировать свои действия при съёмке, выбирать наиболее эффективный способ подачи материала. Чтобы дать представление о том, как делать раскадровку, показываю детям книгу комиксов или раскадровки, сделанные для других мультфильмов. Или схематично рисуем сами.
4. Изготовление персонажей и декораций
В процессе продуктивной деятельности, ребёнок фантазирует, экспериментирует, продумывает наиболее яркий образ и характер героев, передаёт их внешнее окружение. Мы придумываем и создаем героев мультфильмов из разных материалов – пластилина, бумаги, картона; используем готовые предметы – магниты, пуговицы…
Изготовление персонажей и декораций родителями
Привлекаем родителей, используем поделки с выставок. Так, для оформления декораций мультфильма «Рукавичка» мы использовали елочки из разного материала, предоставленные на выставку «Зимние фантазии». Мультфильм «Колобок» появился благодаря персонажам и декорациям из фетра, изготовленным родителем воспитанника для конкурса «Сказки своими руками».
5. Съемка фильма
Чтобы в процессе съемки дети приучались к самостоятельности, ответственности, сосредоточенности и последовательности действий необходимо распределение ролей и соблюдение правил съёмки. Беру на себя роль режиссёра и руковожу всем процессом. Один из детей, выполняющий роль оператора, осуществляет постоянный контроль качества отснятых кадров. Остальные дети – аниматоры осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом. Передвигая персонажи — игрушки, наделяют их душевными качествами, перевоплощаются в них, становятся участником этого действа-игры, привносят элементы импровизации, спонтанно варьируют развитие событий. Показываю отснятый материал детям, поскольку только тогда технологическая цепочка создания фильма будет им понятна.
6. Звуковое оформление
Озвучивая мультфильм, дошкольники проявляют свои актё рские способности: выразительно читают авторский текст на русском и коми языках, голосом передают характер и настроение персонажа, создают шумовые эффекты (шум толпы, завывание ветра и т. д.)
Во всех мультфильмах используем музыкальное сопровождение и привлекаем музыкальных руководителей.
7. Монтаж фильма
Выполняется мною. Фотокадры переносятся на компьютер, с помощью специальной программы задаётся движение. В одной секунде для плавности движения ставится 8-12 кадров в секунду.
Программы для монтажа :
- Windows Movie Maker
- Pinnacle Studio
- Coral video
- Movavi
- Киностудия
Windows Live и др.
Сохраните видео в следующем формате:MPEG4; AVI; WMV; WMX; MOV Все имеющиеся фотографии, аудиозаписи сохраните в единой папке
10. Презентация мультфильмов детям
И, наконец, фильм готов! Самым долгожданным для маленьких мультипликаторов является момент, когда на большом экране появляются первые кадры фильма. Показывая свою работу родителям, педагогам, сверстникам, ребенок делится плодами своего творчества, что имеет важную воспитательную функцию. Это его первый и ответственный «отчет» перед настоящими кинозрителями!
Презентация мультфильмов родителям
11. Участие в конкурсах и фестивалях.
Отправление мультфильмов на конкурсы
12. Проявление творчества при создании мультфильма
Таким образом, создание мультфильма – это многогранный процесс, предоставляющий возможность всестороннего развития ребенка как создателя нового вида творческой деятельности. Продолжая жить в мире детства, но приобретая взрослые профессиональные навыки, дети реализуют все свои творческие замыслы.
Работа над созданием мультфильма несёт неоценимую пользу в развитии детского потенциала. Происходит раннее приобщение детей к новой творческой деятельности, в процессе которой ребёнок осознаёт себя как творца, раскрываются его дарования, пробуждается любознательность, расширяются границы познания мира. Развивается речь, творческое мышление, логика, внимательность, повышаются коммуникативные навыки, тренируется мелкая моторика рук, прививаются терпение и усидчивость.
Общие знания о специфике работы над анимационным фильмом дают представление о технологиях создания кино, формируют уважительное отношение к коллективному труду и, что очень важно, повышается образование ребенка в контексте современного искусства. Процесс создания мультфильма интересен и увлекателен, и в конце трудоемкой работы ребёнок получает результат в форме законченного видеопродукта.
Творческих успехов
Приложение 3
Памятка для родителей «Как не навредить маленьким художникам»
Ценность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношения к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.
В дошкольном периоде особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира – восприятия, воображения, образного мышления. Задача педагога – развить интерес к изобразительному искусству и потребность в нем.
Хочется отметить, что именно
четырехлетние дети достаточно хорошо владеют карандашом и кистью как средством, передающим настроение, эмоции и ощущения. Ребенок непосредственно передает свое отношение к изображаемому, обозначает на листе существенные признаки предмета, может заменить объект каким-либо знаком.
Н. Басина, О. Суслова указывают на то, что «маленький ребенок постигает окружающий мир через действие и, рисуя на листе, он действует». Дошкольник приобретает знания через тесный контакт с материальным миром. Именно в этом возрасте для ребенка не представляет особого труда спроецировать чувственный опыт на цвет, линию, форму, звук, и движение. По утверждению тех же авторов, «у маленького ребенка все каналы восприятия открыты», а мы лишь помогаем ему сначала узнать, потом найти и извлечь самое ценное, что он хранит в себе, его чувства, а затем удивиться им и запомнить их.
Папка-передвижка для родителей
Чтобы каждый ребенок испытывал радость творчества
Часто приходится слышать: детей не надо учить способам изображения. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Да, это действительно так. Однако, во- первых, далеко не у всех это получается, тем более что многие дети, новички, только начинают овладевать художественной деятельностью; во-вторых, нельзя развивать творческие способности у всей группы, полагаясь на возможности некоторых.
Наш опыт свидетельствует: дошкольник с удовольствием учится, любит узнавать новое. Именно обучаясь, получая знания, навыки, ребенок чувствует себя уверенно. В этой связи возникает вопрос: как учить детей изобразительным навыкам, чтобы это было не сухо и не формально? Известно, что любой деятельностью, в том числе и художественной, ребенок овладевает,
усваивая способы той или иной деятельности только с помощью взрослых. Однако, опять-таки не каждый ребенок самостоятельно может выделить способы деятельности. Как же должен строить обучение взрослый, чтобы обеспечить формирование обобщенных способов изображения? Ответ один: связью с общностью формы предметов и их частей.
Многочисленные наблюдения показывают: ребенок стремиться именно к этому. Не получается? Огорчается, более того, теряет интерес к деятельности. Вот почему так важно, чтобы он овладел такими изобразительными движениями, которые позволили бы передать форму разнообразных предметов в рисунке – формообразующими движениями. Наш многолетний опыт свидетельствует: от уровня развития рисовальных движений,
овладения обобщенными формообразующими движениями в младшем и среднем возрасте зависит развитие рисования, а в последующих группах – вообще изобразительного творчества. Если ребенок умеет рисовать, лепить, вырезать, то он раскован, и деятельность
доставляет ему удовольствие. Следовательно, необходимо формировать ручную умелость через предметные занятия.
Техника рисования, лепки и аппликации включает в себя умение создавать изображение, используя разные материалы: карандаши, фломастеры, краски, пастель, глину, пластилин, разрывные куски бумаги. Приобретаются эти навыки постепенно. Детям младшего возраста на первых порах подойдут фломастеры. Они дают отчетливую линию, форму. Если же выбор взрослого падает на карандаш, он должен научить ребенка изменять нажим с тем, чтобы добиться градации цвета: штрихи, линии, нанесенные на лист бумаги, покажут, что цвет и оттенок при раскрашивании зависят от силы нажима, от того, как держишь карандаш. Создавая основу изображения, не следует прорабатывать мелкие детали, закрашивать изображение, рисовать нужно с легким нажимом. В старших группах дети должны владеть разной техникой изображения, что позволяет находить новые средства выразительности – графит или угольный карандаш, гуашь или акварель. Совместно с детьми можно подготовить цветной фон для рисунков, опять-таки используя разнообразные способы. При работе акварелью привлекательный зрительно фон получится, если сначала вверху смоченного листа провести (желательно большой кистью
или губкой, насыщенной краской) линию, затем слегка размыть ее параллельными движениями опять-таки кистью или губкой, напитанной водой. Кисть промывается, и набирается краска другого цвета. Рядом с невысохшей линией проводится новая линия и
снова слегка размывается. Так можно влить несколько цветов. Весьма эффективен способ набрызга. Для этого акварель разводится до нужного оттенка, если необходимо, разных цветов, и небольшой щетинной кисточкой или зубной щеткой (проводя по ворсу пальцем) краска разбрызгивается по листу. Подготовленный таким образом фон смотрится выразительно при создании сказочных, фантастических сюжетов. Старшие дети без труда овладевают рисованием по сырому листу бумаги. На немного растекшейся акварели получаются удивительно пушистые животные, туманное утро, дождливый день. Изобразительный эффект дает соединение разных материалов и
техник. Выразительный рисунок получается не только тогда, когда изображение полностью закрашивается красками или карандашами. Контур можно заполнить в условной манере штрихами и линиями разного цвета. Такая условно-декоративная
манера характерна для художников-иллюстраторов. Обратите внимание детей на то, как изображены явления природы, животные, деревья, птицы. Чем более разнообразны приемы работы, тем успешнее будет развиваться детское художественное творчество.
Картотека мультфильмов для детей 6-7 лет.
Полнометражные мультфильмы по русским народным и авторским сказкам (продолжительность, час:мин) :
1. Аленький цветочек (по С. Аксакову) ( 0:40)
2. Двенадцать месяцев (по С. Маршаку) ( 0:53)
3. Конёк-Горбунок (по П. Ершову) (1947 г.) ( 0:55)
4. Конёк-Горбунок (по П. Ершову) (1975 г.) ( 1:11)
5. Приключения Буратино (по А. Толстому) ( 1:04)
6. Синеглазка ( 0:15)
7. Снегурочка (по А. Островскому) ( 1:05)
Мультфильмы по сказкам Пушкина:
1. Сказка о золотом петушке ( 0:30)
2. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях ( 0:30)
3. Сказка о попе и о работнике его Балде ( 0:24)
4. Сказка о рыбаке и рыбке ( 0:30)
5. Сказка о царе Салтане ( 0:53)
Мультфильмы по сказкам Андерсена:
1. Гадкий утёнок ( 0:18)
2. Дикие лебеди ( 0:57)
3. Свинопас ( 0:17)
4. Снежная королева ( 1:01)
5. Старый дом (Ю. Норштейн) ( 0:08)
Разные мультфильмы:
1. Алло! Вас слышу! (об изобретении радио)
2. Арменфильм (серия – 4 м/ф) :
А) Ишь ты, масленица!
Б) Кто расскажет небылицу?
В) Ух ты, говорящая рыба!
Г) В синем море, в белой пене… («Оставайся, мальчик, с нами…»)
5. Верните Рекса
6. В стране невыученных уроков
7. Гномы и горный король
8. Детский альбом (на музыку П. И. Чайковского)
9. Журавлиные перья (японская народная сказка)
10. Здравствуй, Атом! (об атомах)
11. Коля, Оля и Архимед (об Архимеде)
12. Лоскутик и облако (серия – 3 м/ф)
13. Премудрый пескарь
14. Робинзон Кузя
15. Тайна третьей планеты
16. Фильм! Фильм! Фильм!
17. Шёлковая кисточка
18. Главный звёздный
19. Человек, который сажал деревья
20. Аватар: Легенда об Аанге
Современные мультфильмы, одобренные проектом Научи хорошему:
Мультсериал Команда Познавалова (Россия, Общее дело, с 2015 г., возраст 6+)
Мультсериал Фиксики (Россия, студия Аэроплан, с 2010 г., возраст 6+)
Крепость: щитом и мечом (Россия, 2015 г., возраст 6+)
«Дом» (США, 2015, возраст 6+)
Легенда об Аанге (США, 2005 г, возраст 6+)
«Песнь моря» (Ирландия, Дания, Бельгия, Люксембург, Франция, 2014г., возраст 6+)
«Фиксики: Большой секрет» (Россия, 2017 г., возраст 6+)
«Кунг-фу Панда 1» (США, 2008г., возраст 6+)
«Кунг-фу Панда 2» (США,2011г., возраст 6+)
«Ведьмина служба доставки» (Япония, аниме, 1989, возраст 6+)