Лариса Сидоренко
Индивидуальный план профессионального развития педагога «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема самообразования «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»
Актуальность темы
Проблемой сенсорного развития занимались многие зарубежные и отечественные ученые. На сегодняшний день эта тема остается так же актуальна, так как сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Публикация «Индивидуальный план профессионального развития педагога „Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Планирование. Планы работ
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Сенсорное развитие детей через использование дидактической игры самый простой и самый сложный воспитательно- образовательный процесс.
Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребёнка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребёнку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того на сколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Поэтому я считаю, что сенсорное воспитание очень актуально и для детей 3 – 4 лет, в которой я работаю в данный момент. Работая с детьми данной группы, я поняла, что очень полезно и актуально использование различных дидактических игр как в режимных моментах, так и на занятиях по различным областям в воспитательных целях, т. к позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве). Развивать аналитическое восприятие ( выделение элементов: цвет, форма, величина).
Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.). Обучать способам обследования предметов.
Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
Формирование представлений о сенсорных эталонах. Создать картотеку дидактических игр по развитию сенсорных эталонов.
Работа над темой профессионального самообразования поможет мне:
научить детей различать основные цвета;
познакомить детей с величиной и формой предметов;
сформировать навыки самостоятельной деятельности;
повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
сплотить детский коллектив.
развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
• произвольное внимание;
• логическое мышление;
• зрительное и слуховое восприятие;
• память;
• речь детей.
Ожидаемые результаты:
Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 3-4 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей.
Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.
Перспективный план самообразования
№ п/п Содержание работы Сроки выполнения Практические результаты
Изучение методической литературы. Сентябрь- Май Интернет ресурсы
Работа с детьми. Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, аппликации, лепке.
2. Работа с детьми. Работа с родителями. Октябрь
Проект «Витаминка». Конспект ОД «Бабочки».
Консультация «Сенсорное развитие детей трех лет»
3. Работа с родителями. Работа с педагогами. Работа с детьми. Ноябрь Консультация «Сенсорное развитие ребенка – способ познания окружающего мира»
Консультация «Игры и упражнения для развития моторики дошкольников»
Проект «Цветовая мозаика»
Конспект ОД «Прогулка в осенний лес»
4. Работа с родителями. Работа с детьми. Декабрь
Памятка «Развитие мелкой моторики в быту»
Собрание «Без игр прожить ребёнку никак нельзя. Развитие у ребенка мелкой моторики рук». Анкетирование родителей.
Конспект ОД «Поможем Петрушке»
5. Работа с детьми. Работа с родителями. Работа с педагогами. Январь Конспект ОД «Чудо-дерево».
Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
Презентация «Теоритические основы сенсорного воспитания»
6. Работа с родителями. Работа с детьми. Февраль
Рекомендации «Развитие мелкой моторики рук».
Картотека пальчиковых игр.
Конспект занятия: «Медвежонок готовится ко Дню рождения мамы».
7. Работа с родителями. Работа с педагогами. Работа с детьми. Март
Консультация «Развитие сенсорных способностей у детей через дидактические игры».
Активная консультация «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»
Досуг «Путешествие в увлекательную страну Сенсорики»
Пополнение предметно-развивающей среды группы.
8. Работа с детьми. Апрель
Игры, пособия. Картотека игр по сенсорному развитию детей.
Конспект ОД «Веселые животные»
9. Работа с родителями. Май
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.
10. Пополнение папки – копилки. Июнь, июль, август
Консультации, памятки, рекомендации, игры и пособия.