коржова татьяна
Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
1-й этап. Подготовительный.
Задача — тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и
специальных упражнениях;
в) формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной
достаточности для постановки звуков;
Публикация «Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на учебный год» размещена в разделах
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Темочки
г) в процессе систематических тренировок вырабатывать владение комплексом
пальчиковой гимнастики;
д) укреплять физическое здоровье (консультации врачей — узких специалистов, при
необходимости медикаментозное лечение, массаж).
2-й этап. Формирование произносительных умений и навыков.
Задачи:
а) устранить дефектное звукопроизношение;
б) развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и
акустически;
в) формировать практические умения и навыки пользования исправленной
(фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе :
1) Постановка звуков в такой последовательности: свистящие [С], [3], [Ц], [С], [3'];
шипящий [Ш]; сонор [Л]; шипящий [Ж]; соноры [Р], [Р']; шипящие [Ч], [Щ].
Способ постановки — смешанный.
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики) :
• для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;
• для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
для [Р], [Р'] : «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
• для [Л] : «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2) Автоматизация каждого исправленного звука в слогах (по мере постановки может
проводиться как индивидуально, так и в подгруппе) :
• [С], [3], [Ш], [Ж], [С], [3'], [Л'] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем — в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных;
• [Ц], [Ч], [Щ], [Л] — наоборот: сначала в обратных слогах, затем — в прямых и со стечением согласных;
• [Р], [Р'] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3) Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той
же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.
Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объ-единяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4) Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
5) Дифференциация звуков:
(Звонкие согласные 3, Ж, 3' не автоматизируются в обратных слогах.)
[С]-[3], [С]-[С], [С]-[Ц], [С]-[Ш]; [Ж]-[3], [Ж]-[Ш]; [Ч]-[С], [Ч]-[Т], [Ч]-[Щ]; [Щ]-[С], [Щ]-[Т'], [Щ]-[Ч], [Щ]-[Ш]; [Р]-[Л], [Р]-[Р'], [Р']-[Л'], [Р']-[Й], [Л']-[Л].
6) Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и др.).
3-й этап. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
4-й этап. Систематические упражнения по развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.
5-й этап. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков:
• лексические и грамматические упражнения;
• нормализация просодической стороны речи;
• обучение рассказыванию.