Екатерина Рыкова
Индивидуальный план коррекционной работы логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный план коррекционной работы
Коррекция нарушений слоговой структуры слова
учить соотносить статические артикуляционные движения с движениями пальцев рук (губы удерживают артикуляционную позу, пальцы рук под счет передвигаются по фишкам);
учить выполнять артикуляционные движения совместно с движениями пальцев рук;
Публикация «Индивидуальный план коррекционной работы логопеда» размещена в разделах
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Планирование. Планы работ
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
учить выполнять серии артикуляционных упражнений совместно с чередующимися движениями пальцев рук (поочередное сгибание и разгибание пальцев, пересчет пальцев и т. д.);
учить выполнять движения одновременно двумя руками; учить выполнять графические упражнения на переключение (продолжи строчку);
2 Работа по формированию ориентировке в пространстве:
учить ориентироваться в схеме собственного тела и тела другого субъекта;
учить выполнять и удерживать серии движений;
учить располагать предметы или изображения на плоскости с учетом заданных ориентиров вертикально (вверху, внизу, выше, ниже, над, под) и горизонтально (перед, за, после, рядом, около, между) («Треугольник находится выше квадратика»);
формировать такие пространственно-временные представления, как начало, середина, конец, первый, последний;
учить выкладывать вертикальные и горизонтальные последовательности, состоящие из геометрических фигур с чередованием и без чередования количества и состава структурных элементов (треугольник, треугольник, круг, треугольник, треугольник, круг.);
учить выстраивать последовательности из фигур с учетом величины (с возрастанием, убыванием, чередованием).
3. Работа над развитием слухового восприятия и слухового внимания:
формировать умение слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции;
учить выполнять упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков;
4. Работа над ритмом :
учить воспроизводить ритмы различной сложности по схеме, рисунку, по памяти;
учить соотносить ритм со схемой;
учить считать, сколько раз хлопнул, постучал взрослый;
учить сравнивать ритмы;
учить хлопать, стучать в заданном темпе.
5. Работа над гласными
учить выделять ударный звук: Ауа, ауА, аУа;
учить узнавать звук или серию звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
учить произносить гласные звуки в соответствии с услышанным ритмом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.
6. Работа над согласными.
учить воспроизводить слоги со стечением согласных типа гласный (сначала один и тот же, затем разные)+согласный+ согласный: АКТ, ОФТ (После освоения можно брать слова 5 класса слоговой структуры);
учить воспроизводить слоги типа гласный+согласный+согласный+ гласный: АКМА, АДНА (После освоения можно брать слова 6 класса слоговой структуры и далее).
учить называть ударный слог в цепочке услышанных слогов;
учить воспроизводить слоговые сочетания с согласными звуками, оппозиционными по звонкости – глухости (ДА-ТА, ПА-БА);
учить воспроизводить слоговые сочетания с согласными звуками, оппозиционными по твердости – мягкости (ТА-ТЯ, ПА-ПЯ);
7. Работа над словами.
6 класс: двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: компот, Павлик;
7 класс: трехсложные слова с закрытым слогом : котенок, пулемет, теленок;
8 класс: трехсложные слова со стечением согласных: конфеты, котлеты, комната, калитка;
9 класс: трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом : памятник;
10 класс: трехсложные слова с двумя стечениями согласных: винтовка;
11 класс: односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова: кнут, танк, клей, хлеб (иногда разделяют на два класса слоговой);
12 класс: двухсложные слова с двумя стечениями согласных: кнопка, клетка;
13 класс: четырехсложные слова из открытых слогов : паутина.
Коррекция нарушений фонематического восприятия
1. Формировать УДР-условно-двигательную реакцию на звук (есть звук – хлопай, лови рыбку сачком).
2. Учить дифференцировать характер звучания «тихо-громко».
3. Учить выполнять действие «быстро-медленно», ориентируясь на звук.
4. Учить выполнять действие, ориентируясь на звук (Слышишь погремушку – прыгай, слышишь звонок – хлопай).
5. Учить определять количество звучаний:
Один-много
Один-два
Один-два-три
6. Учить определять длину слова, дифференцировать длинные и короткие слова.
7. Учить реагировать на определённое слово из ряда непохожих по звучанию слов (слышишь слово, звони).
8. Учить дифференцировать слова с близкой слоговой структурой, но с далекими по звучанию начальными звуками (рак – мак, рука – мука); с общим первым звуком и различными конечными звуками (клюв — ключ, ночь — ноль, лев — лес).
9. Учить реагировать на определённое слово из ряда похожих (Если услышишь ДОМ, звони. Дом-ком-сом).
10. Учить подбирать слова – рифмы.
11. Учить находить лишнее – непохожее слово из четырёх слов (лак, лак, рак, лак).
12. Учить запоминать слова и выкладывать последовательность по памяти (дом-сом-ком).
Развитие навыков звукового анализа и синтеза
1. Учить определять количества слогов в слове.
2. Учить отхлопывать двухсложные и трёхсложные слова.
3. Учить определять наличие или отсутствие звука в слоге, слове.
4. Познакомить с понятием «гласные звуки», ввести символ гласных – красный круг.
5. Учить определять первый ударный гласный звук в слове: утка, осы.
6. Учить определять первый гласный звук в безударной позиции: индюк, урожай.
7. Учить определять первый и последний гласный в слове: улитка.
8. Познакомить с понятием «согласные звуки», ввести символ твёрдых согласных звуков – синий круг.
9. Учить выделять в слове последний согласный звук (сначала взрывные согласные в сильной позиции «кот»).
10. Учить выделять в слове первый согласный звук: торт, ноги.
11. Тренировать в определении позиции звука в слове. Начало – середина – конец слова.
12. Познакомить с понятиями «твердый», «мягкий» звук, с тактильной опорой, ввести символ мягких согласных – зелёный круг.
13. Учить проводить звуковой анализ коротких слов без гласных второго ряда, перечислить звуки, посчитать, обозначить звуки кругами определённого цвета.
14. Учить определять ударный гласный в слове.
15. Учить выполнять звуковой синтез (собери слово из букв, угадай слово по количеству букв).
16. Учить проводить звуковой анализ слов из трё х-шести звуков в следующей последовательности:
односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.);
двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.);
двусложные слова со стечением согласных в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и т. д.);
односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг и т. д.);
односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.);
двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т. д.);
двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т. д.);
трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.).
Формирование связной речи (синтаксис)
1. Научить составлять предложения по модели: определение (прилагательное) + подлежащее (существительное) + сказуемое (глагол) + существительное (прямое дополнение). Пример: «Маленький мальчик читает книгу». (Соответствует 5 модели по В. И. Балаевой).
2. Научить составлять предложения из четырё х слов по модели: подлежащее (именительный падеж существительного) + сказуемое (согласованный глагол) + два зависимых от глагола слова (винительный падеж единственного числа + дательный падеж единственного числа). Примеры: «Папа читает книгу Оле». «Девочка даёт сено козе», «Мальчик несёт маме цветы».
3. Учить составлять предложения из четырё х слов по модели: подлежащее (именительный падеж единственное число) + сказуемое (согласованный глагол) + два зависимых от глагола слова (винительный падеж единственного числа творительный падеж единственного числа). Пример: «Мама моет пол тряпкой».
4. Учить составлять предложения по модели: подлежащее (существительное) + сказуемое (глагол) + слово категории состояния. Пример: «Дети поют весело». (Соответствует 6 модели по В. И. Балаевой).
5. Научить составлять предложения по модели: подлежащее (существительное) + сказуемое (глагол) + предлог + дополнение. Пример: «Птица сидит на кусте», «Мальчик едет на велосипеде». (Соответствует 7 модели по В. И. Балаевой).
6. Научить составлять предложения по модели: определение (прилагательное) + подлежащее (существительное) + сказуемое (глагол) + предлог +дополнение. Пример: «Красивая книга лежит на столе». (Соответствует 8 модели по В. И. Балаевой).
7. Научить составлять предложения по модели: подлежащее (именительный падеж существительного) + сказуемое (согласованный глагол) + сказуемое (инфинитив) + одно или два слова в косвенных падежах. Примеры: «Девочка идёт купаться», «Мальчик идёт купаться на речку».
8. Учить элементам пересказа.
9. Учить строить простые распространённые предложения с однородными членами.
Предложения с однородными подлежащими. Пример: «В лесу живут медведи, волки и ежи».
Предложения с однородными членами-определениями. Пример: «Она красная, спелая, вкусная».
Предложения с однородными сказуемыми. Пример: «Вова встал, пошёл в школу».
10. Научить строить бессоюзные сложные предложения. Пример: «Девочка идёт искать, мама смеётся». (Соответствует 9 модели по В. И. Балаевой).
11. Научить строить сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
Сложносочинённые предложения с союзами А, НО, И. Пример: «Мама моет посуду, а Лена играет в саду».
Предложения, где первое начинается словом СНАЧАЛА, второе предложение начинается А ПОТОМ. Пример: «Сначала нужно заправить постель, а потом умыться».
Предложения с разделительным союзом ИЛИ. Пример: «Я буду играть в песочнице или катать куклу в коляске».
(Соответствуют моделям 10, 11 по В. И. Балаевой).
Научить составлять предложения с подчинительными союзами ПОТОМУ ЧТО, ЧТОБЫ, ЧТО и др.
12. Учить составлять рассказы-описания (учить описывать и сравнивать предметы).
13. Учить составлять рассказы по серии сюжетных картин (рассказы-повествования).
14. Учить пересказывать художественные тексты (выборочный пересказ, краткий пересказ, творческое рассказывание).
15. Учить составлять рассказы-рассуждения
Работа над грамматическим строем языка (морфология)
1. Учить дифференцировать одушевлённые и неодушевлённые предметы, задавать вопросы: «Кто это?», «Что это?».
2. Дифференциация «он», «она», «оно». О чём скажем «оно»? О чём скажем «она»?
3. Учить согласовать прилагательные с существительными единственного числа в именительном падеже:
он какой? -ий, -ый, -ой;
она какая -ая, -яя;
оно какое? -ое, -ее;
дифференциация окончаний.
Предлоги:
На (в значении местонахождения «на заборе»)
В (в значении местонахождения «в ведре»)
Дифференциация «в», «на».
Под (в значении местонахождения «под столом»)
За (в значении местонахождения «за столом»)
Над (в значении местонахождения «над столом»)
Дифференциация «под», «над».
Перед (в значении местонахождения «перед столом»)
Дифференциация «за», «перед».
Дифференциация «на», «над».
В (в значении направления движения «в клетку»)
Из (в значении направления движения «из клетки»)
Предлоги «в», «на», «из» в других значениях (в плаще, в форме, в шлеме, в горошек, в линию, в клетку, на рояле, из пшеницы из смородины, из дуба).
С ( в различных значениях: собака с кошкой, курица с цыплёнком, тарелка с кашей, стакан с соком, клетка с птицей, девочка с сумкой, дядя с зонтом, пальто с воротником, велосипед с багажником)
Последовательность по Гвоздеву: в, на, под, над, из, около, за, у, с, после, перед, между, по, к, от, до.
Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксами -ечк, -очк -к, -чик, -ик, -ёк, -ек, -ок.
4. Учить согласовывать числительные с существительными (один кот, два кота, пять котов).
5. Учить правильно употреблять падежные окончания существительных во множественном числе:
винительный падеж -ы, -и, -а, -я, -ов, -ев, -ей;
родительный падеж -ов, -ев, -ей;
дательный падеж -ам, -ям;
творительный падеж -ями, -ами;
предложный падеж -ах, -ях.
6. Учить употреблять окончания прилагательных во множественном числе в разных падежах (нет красных помидоров, подарил хорошим друзьям).
именительный -ые, -ие;
родительный -ых, -их;
дательный -ым, -им;
винительный -ые, -ие, -ых, -их;
творительный -ыми, -ими;
предложный -ых, -их.
7. Учить использовать в предложениях сочинительные и подчинительные союзы.
Формирование моторной сферы
Соответствует норме развития с 5 до 6 лет
бросает мяч в кольцо;
может пронести несколько метров в ложке картофелину;
стоит на балансире без помощи;
прыгает через верёвочку;
бегает на носках;
катается на двухколёсном велосипеде;
учится кататься на коньках, играть в хоккей;
может аккуратно вырезать картинки, писать буквы и числа; может попадать молотком по гвоздю;
легко воспроизводит геометрические фигуры по образцу;
хорошо координированы движения рук и ног при ходьбе;
без боязни прыгает с высоты.
может ходить по бруску высотой 30 см и шириной 20 см. ;
ударяет мяч о землю, подбрасывает и ловит его;
чётко координирует движения пальцев при конструировании;
хорошо рисует.
Соответствует норме развития с 6 до 7 лет
может бегать со сложными препятствиями;
может бить по мячу;
может бежать на руках и ногах,
прыгает со скакалкой;
играет в «классики»;
может балансировать на балке или балансире;
формируются графо-моторные навыки;
увлеченно прыгает с разбега в высоту и длину;
размахивается при метании предмета;
ловит мяч одной рукой;
может ходить боком по скамейке;
умеет прыгать на месте, чередуя ноги (ноги накрест, ноги врозь);
свободно рисует карандашом и красками, вырезает
ножницами простые фигуры.