Лариса Степанова
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с проблемами в музыкальном развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Сегодняшняя действительность требует от человека активности и успешности. Хорошо понимая, что задатки будущего закладываются уже в детстве, взрослые стремятся приобщить своих детей к занятиям, которые развивают не только способности, но и активность, самостоятельность, коммуникабельность.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах в жизни. Содержание Основной общеобразовательной программы, по которой работает наш детский сад, направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Приоритетное направление нашей работы с детьми – познавательно-речевое развитие. Но также большое внимание уделяем художественно-эстетическому развитию детей, используем индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогаем создать условия для развития личности, и основываемся на знании индивидуальных особенностей дошкольника. В ходе диагностики мы выделяем группы детей с недостаточным развитием и способные дети. На каждую группу детей ведется индивидуальная документация – диагностическая карта. Диагностическое обследование проводится два раза в год (согласно годового плана) : сентябрь-октябрь и апрель-май. Для детей, показавших низкие результаты, проводится дополнительная диагностика в январе. Используется 3-х уровневая оценка (высокий уровень-3, средний -2, низкий уровень-1, которая позволяет качественно определить уровень развития каждого ребенка, отследить динамику индивидуального развития. Подсчет ведется по 3-х бальной системе. Ребенок обследуется как со стороны родителей, так и со стороны музыкального руководителя : заполняются анкеты с целью выявления проблем в развитии музыкальных способностей. Для проведения диагностики по развитию музыкальных способностей детей используются методики обследования: наблюдение, беседа, экспертная оценка, задания и другие методы, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных. По материалам диагностики составляется индивидуальный план работы с ребенком.
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с проблемами в музыкальном развитии» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Психолого-педагогический портрет ребенка
Анкетные данные
Имя: Илья
Возраст: 6 лет
Проблема в развитии
Обследование Ильи показало, что мальчик мало интересуется музыкой, испытывает трудности при пении и выполнении музыкально-ритмических движений. Илья не может определить жанр прослушанного произведения и инструмент, на котором оно исполняется, характер музыкального произведения. Ребенок не владеет игрой на детских музыкальных инструментах, не проявляет себя в творческой, танцевальной и музыкально-игровой импровизации. Илья очень замкнутый мальчик, не проявляет творческой активности.
Рекомендации.
Для преодоления проблем к ребенку требуется индивидуальный подход. Ведущим направлением в работе является развитие музыкально-творческой активности в образовательной деятельности и в свободное время, потребности к восприятию музыки.
Цель и задачи.
На основе выводов и рекомендаций, полученных при анализе ситуации развития ребенка, считаем, что целью является формирование у ребенка интереса к музыке, творческой активности в разных видах музыкальной деятельности.
Чтобы осуществить эту цель, поставили следующие задачи:
• Вызывать интерес к разным видам музыкальной деятельности.
• Развивать и совершенствовать музыкальные способности.
• Формировать культуру слушания музыки.
• Формировать певческие и музыкально-ритмические умения и навыки.
• Вовлекать родителей в образовательный процесс и установить с ними сотрудничество.
Материально-техническое обеспечение:
• Наглядно-дидактические пособия;
• Аудиотека;
• Альбом, иллюстрации;
• Музыкальные дидактические игры;
• Музыкальные подвижные игры;
• Детские музыкальные инструменты.
Ожидаемые результаты:
Ребенок :
• Проявляет интерес к музыке
• Владеет навыками слушания музыки
• Владеет певческими и музыкально-ритмическими умениями и навыками
• Проявляет творческую активность в разных видах музыкальной деятельности
Родители активно участвуют в образовательном процессе.
Для дальнейшей работы с мальчиком составлен план индивидуальной коррекционной работы совместно с воспитателями, подобраны доступные упражнения для развития музыкальных способностей, организована деятельность для закрепления навыков и умений в самостоятельной деятельности.
Месяц Основные направления в работе, игры, упражнения с ребенком Взаимодействие с семьей Участники
Сентябрь Развитие тембрового и динамического восприятия.
М/ игры: «Угадай, на чем играю?», «Тихо-громко», «Музыкальный магазин».
Игра на детских музыкальных инструментах : ложки, бубен, колокольчик, металлофон. Консультация «Как создать условия для музыкального воспитания в семье»
Музыкальный руководитель, воспитатели, родители
Октябрь Формирование навыков культуры слушания музыки.
Слушание произведений из детского альбома П. И. Чайковского: «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла» и др. Беседа «Музыкален ли ваш ребенок».
Подбор аудиотеки по теме «Детский альбом П. И. Чайковского» Музыкальный руководитель, воспитатели, логопед, родители.
Ноябрь Обогащение музыкальных впечатлений путем восприятия разных жанров музыки. Советы как научить ребенка слушать классическую музыку и высказывать своё мнение о ней. Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Декабрь Работа над звуковысотным восприятием.
Д/ игры: «Мама и детки», «Птица и птенчики», «Кто в домике живет» Подбор музыкальных игр по развитию звуковысотного восприятия Музыкальный руководитель, воспитатели, родители
Январь Развитие психических процессов (памяти, мышления, внимания) :
- «Яблоко»;
- «Восстанови рисунок»;
- Запомни и нарисуй»;
- «Соедини фигуры»;
- «Дорисуй по клеткам»;
- «Составь предмет из фигур. Рекомендации «Особенности психических процессов»
Игры на закрепление психических процессов:
- «Чего не достает»;
- «Что лишнее»;
- «Найди различия»;
- «Парные предметы». Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Февраль Совершенствование музыкально-ритмических движений :
- развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки;
- передавать музыкальный образ в играх и танцах.
- выразительно выполнять движения танцев, игр. Советы «Музыкальные подвижные игра и их использование в домашних условиях» Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Март Развитие и совершенствование ритмического слуха:
- «Ритмическая мозаика»
- «Подними нужный символ»
- «Раз, два, три, за мною повтори»
- Игра на одной пластине металлофона.
Консультация «Особенности ритмического восприятия у детей»
Игры с ребенком на развитие ритмического слуха :
- «Сыграй и повтори»
- «Запомни, повтори»
- «Морзянка»
- «Музыкальные брусочки». Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Апрель Развитие певческих умений и навыков:
- чисто интонировать мелодию;
- четко проговаривать слова песни;
- правильно брать певческое дыхание
-петь коллективно и индивидуально. Беседа «Развитие певческих умений и навыков»
Вместе с ребенком петь песни, импровизировать их. Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Май Побуждение к элементарному музыкальному творчеству :
- Выполнение дыхательной гимнастики;
- Использование знакомых плясовых движений в импровизации;
-Выразительная передача музыкальных образов в игре;
- Песенное творчество.
- Придумывание мелодий на металлофоне. Памятка «Приемы развития музыкального творчества у дошкольников»
Игры на развитие творческих способностей:
- «Придумай и покажи»;
- «Нарисуй музыку»;
- «Выхожу я поплясать»;
- «Музыкальная лесенка». Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.