Лучший педагог года

Индивидуальный итоговый проект по родному (татарскому) языку «Театры Республики Татарстан»

Лайсян Каюмова
Индивидуальный итоговый проект по родному (татарскому) языку «Театры Республики Татарстан»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Русско-Акташская средняя общеобразовательная школа»

Альметьевского муниципального района

Республики Татарстан

Индивидуальный итоговый проект

по предмету родной (татарский) язык

на тему: «Театры Республики Татарстан»

Руководитель проекта : учитель

Публикация «Индивидуальный итоговый проект по родному (татарскому) языку „Театры Республики Татарстан“» размещена в разделах

родного языка и литературы

КаюмоваЛайсян Фирдаусовна

2020

Содержание

Введение. 3

Основная часть. 1. Теоретическая часть. История Театра и современное театральное искусство…. ….4

1. 1. История возникновения Театрального искусства. 4

1.2 Сбор информации. 5

2. Практическая часть. Проведение анкетирование. 10

Заключение…. …11

Использованная литература ….….…12

Приложение…. …13

Введение

Театр - одно из древнейших искусств. Но именно театр, как никакое другое искусство, вбирает в себя множество элементов. Театр разнообразен и разнолик. Человеческая память хранит представление о величии театров самых разных эпох. Древнегреческие и древнеримские театры до сих пор пленяют воображение своей масштабной и грандиозной архитектурой, своим удивительным образом организованным пространством, для которого только и нужна была ширма, да еще шарманщик. Роскошные театры Италии, великолепные театральные сооружения Европы. Но сегодня мы поговорим о театрах Татарстана.

Гипотеза:Люди придумали много видов театра, и это очень интересно.

Татарстан является одним из крупнейших культурных центров России. Столицу Татарстана традиционно называют «мультикультурной», подразумевая взаимовыгодное обогащение мирно существующих русской и татарской культур. Всего в Татарстане насчитывается 12 театров.

Цель работы:изучить материал о культурном достоянии Татарстана.

Для достижения цели я поставил следующие задачи:

• Изучить литературу про театры Республики Татарстан

• Найти самые знаменитые театры Татарстана

• Провести анкетирование «Театр в жизни молодежи».

Объект исследования: Театры Татарстана

Продукт научно-исследовательской работы: презентация, включающая фотографии крупнейших театров Татарстана

Тип проекта : информационный

Основная часть. 1. Теоретическая часть. История Театра и современное театральное искусство.

1.1. История возникновения Театрального искусства

Театральное искусство в Татарстане имеет глубокие традиции. Первые представления в столице республики - Казани на русском языке для городской публики были даны в 1728 г. студентами славяно-латинской академии. Постоянный театр возникает в 1791 г., для которого в 1804 г. на Кузнечной площади (на месте современного театра оперы и балета) было выстроено обширное деревянное здание с колоннами. В 1825 г. было построено каменное здание, где с 1845 г. начинается и опера. В 1874 г. выделилась отдельная драматическая труппа, для которой в 1906-1910 гг. было выстроено отдельное здание - теперь здание Казанского государственного академического русского Большого драматического театра им. В. И. Качалова. На сцене театра играли А. П. Ленский, В. Н. Давыдов, К. А. Варламов, П. А. Стрепетова, М. Г. Савина, М. С. Щепкин. Казанский театр во второй половине XIX века был лучшим провинциальным театром России.

Создание национального татарского театра восходит к началу XX века - времени пробуждения татарской демократической культуры. 22 декабря 1906 года - день рождения татарского театра. В этот день в Казани впервые официально был показан татарский театр, на татарском языке. Один из организаторов этого представлениебыл известный татарский драматург Галиасгар Камал. Он не только организатор первых татарских представлении, но и их писатель и актер. Были поставлены пьесы ("Жалкое дитя" и "Горе от любви"). В то время на сцене играли только мужчины. Одной из первых женщин, осмелившейся нарушить законы и выйти на театральные подмостки, была актриса С. Гизатуллина-Волжская, которую классик татарской поэзии ГабдуллаТукай назвал «солнцем татарской сцены».

Первый государственный татарский театр был создан в 1920 г. В конце 1918 года была открыта парная национальная советская драматическая студия, а в 1922 году - театральный техникум, который стал готовить профессиональных артистов для татарской сцены. В эти годы репертуар театра обогатился произведениями первых татарских драматургов Г. Камала, Ш. Камала, М. Файзи, К. Тинчурина. С большим успехом шли в театре тех лет постановки по пьесам Тази Гиззата, Шарифа Камала, ХадиТакташа. Расцвело мастерство таких актеров, как Г. Болгарская, Ф. Ильская, X. Уразиков, X. Абжалилов, 3. Султанов.

Татарский академический театр имени ГалиаскараКамала

Зарождение Татарского государственного академического театра им. ГалиаскараКамала (рис. 1) произошло 22 декабря 1906 г, когда в Казани впервые поставили публичные спектакли на татарском языке. Основателем первой татарской труппы «Сайяр» («передвижник», стал учитель из Оренбурга Ильяс Кудашев-Ашказарский, потом его дело продолжил ГабдуллаКариев, которого прозвали «отцом татарского театра». Именно в Казани впервые во всем мусульманском мире на сцену вышла женщина. Это произошло в 1907 г., когда в труппу театра пришла талантливаяСахибжамалГиззатуллина-Волжская. Имя татарского драматурга ГалиаскараКамала появляется в названии театра в 1939 г., в год 60-летнего юбилея национального классика. Большая часть репертуара — национальная драматургия. Но имеются и работы по произведениям российских и зарубежных авторов. Интересен спектакль по пьесе «Тартюф», поставленный приглашенным режиссером из Франции. А спектакль «Принцесса Турандот» в Казань приезжал ставить режиссер-китаец.

Рис. 1

Альметьевский татарский государственный драматический театр

Театр был создан в 1944 году, одновременно с началом освоения крупных нефтяных месторождений, на базе Альметьевского дома культуры. Он создавался как передвижной колхозно-совхозный театр. Первое время профессиональных актёров в театре не было. Первой профессиональной актрисой стала Нагима Кимова, окончившая театральный техникум. Затем в театр прибыли артисты Гибадулла Хабибов, Сания Хабибова, Касим Еникеев, Тагира Яббарова, Хади Залятов, Хамза Рамазанов. Первой полноценной пьесой поставленной на сцене театра стала драма Ризы Ишмурата «Возвращение» (тат. «Кайту», поставил её режиссёр А. Галиев.

Вскоре в репертуаре театра появились спектакли «Песня жизни» М. Амира, «Тайна» Г. Ахмета, «Сестрёнка» А. Назарова. В 1946 году главным режиссёром театра стал Камал Халяпов.

В 1952 году художественным руководителем театра стал Саид Булатов. За время работы в театре (до 1959 года) им были поставлены спектакли «Габбас Галин» Ш. Камала, «Встреча с юностью» Алексея Арбузова, «Последняя встреча», «Верный спутник», «Звезды сияют» С. Кальметова, «За туманом» Ш. Камала, «Нурихан» Махмута Хасанова, «Тайные следы» Х. Вахита, «Молодые сердца» Фатхи Бурнаша.

В 1979 году за спектакль «Если нет луны, есть звезды» драматург Туфан Миннуллин, постановщик Гали Хусаинов и исполнитель главной роли Д. Кузаева были удостоены Государственной премии им. Г. Тукая.

На сцене театра много раз ставились пьесы заслуженного деятеля искусств Татарстана, известного писателя Фоата Садриева.

Нынче Альметьевский театр, неутомимо развивает и укрепляет межрегиональные и международные связи, сотрудничает с известными режиссерами и художниками, ежегодно выпускает 7-8 премьерных постановок. Ставят спектакли, современной эстетики, которые стали востребованными на фестивалях.

Театр живет сосредоточенной творческой жизнью, благодаря своему высокому творческому потенциалу сезоны сопровождаются большим количеством гастролей по РТ. Также далеко за её пределами. Альметьевский драматический театр завоевал своего преданного зрителя в Республике Дагестан, Башкортостан, в Челябинской, Ульяновской, Самарской, Оренбургской областях, в Москве, Ижевске, Йошкар-Оле. В апреле 2017 года Альметьевский театр впервые выехал на фестиваль в Европу. На IV международном фестивале MITEM в Будапеште играли спектакль «Ашик Кериб» М. Лермонтова.

Для зрителей, с 1 апреля 2020 г. Альметьевский театр начал серию онлайн трансляций спектаклей коллекции «Золотого архива». Спектакли можно увидеть на сайте театра в разделе «СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН».

Рис. 2

Татарский государственный театр кукол «Экият»

Татарский государственный театр кукол «Экият» (рис. 3) был основан в 1934 году и работает на русском и татарском языках.

рис. 3

В настоящее время в театре работает около 100 человек, из них – 30 актеров. В репертуарной афише театра более 40 спектаклей, где представлены сказки народов мира такие как: татарские, русские, французские, восточные, датские, английские, румынские и т. д. В спектаклях используются различные системы кукол от классических до современных. Театр в 2008 году стал лауреатом премии имени татарского писателя А. Алиша, с 1974 года является коллективным членом Международной организации театров кукол – УНИМА, с 2005 года – Российской ассоциации «Театр кукол – XXI век».

С 1 марта 2012 года театр работает в новом здании, где два зрительных зала, оснащенные по последнему слову техники, новейшим электроосветительным и звуковым оборудованием, просторными и светлыми художественно-производственными мастерскими.

Театр выезжал и был награжден множеством наград и дипломов из разных стран.

2. Практическая часть. Анализ проведения анкетирования «Театр в жизни молодежи».

Меня заинтересовал вопрос: «В век современных технологий, имея дома скоростной интернет, 3Dтелевизоры, любит ли молодежь посещать театр?». Мною была разработана анкета, которую я назвал «Театр в жизни молодежи».

Дата проведения анкетирования: с 01 мая по 5 мая 2020г.

В Анкетирование принимало участие 30 человек в возрасте от 11 до 30 лет.

Проанализировав результаты анкет, я смог ответить на вопрос, какое место занимает театр в жизни современных людей сегодня. К моему удивлению, обнаружил, что моё предположение было ошибочным, что цифровое поколение детей мало интересуется театром или не интересуется им вообще. В наш современный век высоких цифровых технологий, молодежи нравиться посещать театры, хотя делают они это редко. 60% опрошенных ответили, что повлияло на это напор Интернета. Большинство опрошенной молодежи отметили, что у театра есть будущее, и он не исчезнет из мира искусства.

Опрошенные дали ответы на следующие вопросы анкеты:

1. Укажите Ваш пол:

а) мужской - 40%

б) женский - 60%

2. Укажите Ваш возраст:

а) до 16 - 20%

б) от 16 до 18 - 35%

в) от 18 до20 -20%

г) больше 20 -25%

3. Нравиться ли Вам бывать в театре?

а) очень нравиться -5%

б) нравиться -50%

в) не нравиться -5%

г) я равнодушен -25%

д) никогда не посещал театр -15%

4. Как часто Вы бываете в театре?

а) часто -10%

б) не очень часто -25%

в) редко -50%

г) никогда не был в театре -15%

5. Когда последний раз Вы были в театре?

а) недавно -12%

б) месяц назад -12%

в) полгода назад -28%

г) год назад -24%

д) очень давно, уже не помню -24%

6. Ходят ли в театр Ваши родители?

а) ходят, часто -25%

б) ходят, редко -40%

в) не ходят -35%

7. В детстве Вас водили в театр?

а) да, родители -75%

б) да, пару раз с классом -10%

в) нет, никогда не водили -15%

8. В свободное время Вы с большим удовольствием посетили бы:

а) театр -25%

б) филармонию -0%

в) фитнес-клуб -40%

г) ничего - 35%

9. Что для Вас является в театре главным?

а) игра актеров -30%

б) интересные режиссерские находки -25%

в) яркие декорации, костюмы -35%

г) известные актеры на сцене -5%

д) буфет -5%

10. Театр для Вас - это.?

а) приятное времяпрепровождение -50%

б) место, где можно развлечься -20%

в) место, где можно расслабиться, отвлечься от проблем -20%

г) место для новых знакомств -5%

д) яркие незабываемые впечатления, сильные эмоции -5%

11. Что для Вас предпочтительнее в театре?

а) комедии -35%

б) мюзикл -20%

в) драма -5%

г) не имеет значения -20%

д) главное, чтобы про любовь -C20%

12. Почему на Ваш взгляд престиж театра в настоящее время снизился?

а) повлиял напор Интернета -60%

б) наибольшей популярностью пользуется кино -20%

в) не хватает времени -20%

13. Как Вы считаете, у театра есть будущее?

а) разумеется, театр будет жить вечно -25%

б) театр станет менее популярен, но совсем не исчезнет -55%

в) кино и Интернет "вытеснят" театр -20%

Заключение

Подведя итоги проделанной работы, хотелось бы сказать, что я достиг поставленных мною целей. При работе над проектом я достаточно весомо увеличил свой кругозор в области театрального искусства, узнав ещё больше о зарождении и развитии татарского театра. Театр прочно входит в жизнь человека, образы героев становятся частью жизни человека, раскрывая перед ним понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.

Выступление на сцене способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей, раскрепощению и повышению самооценки. Занятия театральной деятельностью учат точно формировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир.

Использованная литература

1. Галимуллин Т. Н. Истоки татарского театра. Казань//Казан утлары. -2005.-№4

2. Гальцева Е. А. За кулисами. Волгоград: Книжное изд-во,1999.

3. Ермолаева Т. Э. Академический театр. Казань: Тат. кн. изд-во,2006.-240с.

4. История советского драматического театра. Татарский советский драматический театр. Казань: Тат. кн. изд-во, 2001

5. Салихова А. Р. Особенности формирования и развития татарского сценического искусства. -Казань:ИЯЛИ, 2016.-360с.

6. Хайдарова Р. З. и др. Татарский язык. 9 класс: учебник для образовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык). -Казань:Татармультфильм,2016.-128с. 32 с.

Публикации по теме:

Детский индивидуальный проект «Фликеры — это пешеходные «светлячки»Детский индивидуальный проект «Фликеры — это пешеходные «светлячки» Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно.

Дидактические игры по обучению татарскому языку «Дед Мороз несет подарки» и «Остров сокровищ»Дидактические игры по обучению татарскому языку «Дед Мороз несет подарки» и «Остров сокровищ» «Дед Мороз несет подарки» для детей 4-7лет Цель: способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке. Закреплять знания о предметах,.

Индивидуальный детский проект «Фликер дарит свет жизни»Индивидуальный детский проект «Фликер дарит свет жизни» Сегодня я хочу предоставить новую публикацию, в которой вы познакомитесь с индивидуальным детским проектом. В рамках проектно – исследовательской.

Индивидуальный детский проект «Лучики-руки солнца»Индивидуальный детский проект «Лучики-руки солнца» И снова здравствуйте дорогие коллеги. Сегодня я хочу предоставить новую публикацию, в которой вы продолжите знакомство с проектами детей.

Индивидуальный детский проект «Мы строим город Экоград»Индивидуальный детский проект «Мы строим город Экоград» И снова здравствуйте дорогие коллеги. Сегодня я хочу предоставить новую публикацию, в которой вы продолжите знакомство с проектами детей.

Индивидуальный проект по русскому языку «Жизнь и творчество М. В. Ломоносова» для 9 класса ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Жизнь и творчество М. В. Ломоносова» Руководитель проекта: Пурклова Наталья Сергеевна МБОУ «Золотонивская СШ».

Индивидуальный проект «Жизнь озера» для воспитанника семейного детского сада четвертого года жизниИндивидуальный проект «Жизнь озера» для воспитанника семейного детского сада четвертого года жизни Из цикла "Отдыхаем и развиваемся" Возле красивого озера нам с малышом предстояло прожить две недели. Я планировала посвятить часть времени.

Компьютерный мультфильм для обучения детей татарскому языкуКомпьютерный мультфильм для обучения детей татарскому языку Обучение чему- то полезному не всегда бывает интересным. Так думают некоторые дети, которым больше по душе игры и развлечения, чем учеба.

Проект на тему «Привитие любви к родному городу у воспитанников младшего дошкольного возраста»Проект на тему «Привитие любви к родному городу у воспитанников младшего дошкольного возраста» Содержание. 1. Тип проекта 2. Участники проекта 3. Проблема проекта 4. Цель 5. Задачи 6. Актуальность проблемы 7. Гипотеза проекта: 8. Ожидаемые.

Экологический проект в подготовительной группе по теме «Красная книга Республики Карелия»Экологический проект в подготовительной группе по теме «Красная книга Республики Карелия» МДОУ № 20 «Колосок», 13 корпус Воспитатель подготовительной к школе группы: Пинькоева Надежда Викторовна Экологический проект По познавательному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальный итоговый проект по родному (татарскому) языку «Театры Республики Татарстан»
Опубликовано: 5 октября 2022 в 19:17
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальный итоговый проект по родному (татарскому) языку «Театры Республики Татарстан»» (включая файлы) размещена пользователем Лайсян Каюмова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД