Наталья Луцик
Индивидуальное занятие по речевому развитию «Угадай животное по описанию»
Цель: Развитие импрессивной речи и становление мыслительных процессов, коммуникативных навыков, речевых элементов.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Учить охарактеризовывать отличительные особенности диких и домашних животных, их разнообразие, значение для человека;
2. Формировать умения группировать сравнивать, анализировать, делать выводы;
3. Способствовать развитию внимания, памяти, речи;
Публикация «Индивидуальное занятие по речевому развитию „Угадай животное по описанию“» размещена в разделах
- Животные. Составление рассказов, описание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2024
4. Развивать лексико-грамматический строй речи.
Коррекционно - развивающие :
1. Развивать зрительное восприятие; мелкую моторику; артикуляционную моторику; внимание.
2. Побуждать к визуальному контакту с педагогом через выполнение инструкции: «Посмотри на меня».
3. Формировать умение слышать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию: «Покажи где…», «Дай мне…».
4. Развивать мелкую моторику в ходе выполнения упражнения.
Оборудование и дидактический материал: домик, сарай, забор - это сельский дворик сделанный из конструктора совместно с ребенком (предварительная работа, можно заранее приготовить готовый муляж домика; деревья - символизирующие лес; фигурки животных по теме занятия.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: приветствует ребёнка, берет его за руки.
Каждый день — всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
- Сегодня на занятии будем учиться узнавать «живой» предмет по описанию. Но задача здесь сложнее. Нужно подобрать правильное описание предметов. А также узнаем кто такие дикие, а кто домашние животные
2. Упражнение: «Загадки».
Логопед: маленький, сворачивается в клубок, колючий.
Ребё нок: Ёж. (Показывает ежа, помещает его в лес и повторяет все слова- признаки. То же делается со всеми другими животными).
- Зачем ему нужны колючки?
Логопед: большой, лохматый, спит всю зиму, а просыпается весной, любит мёд, косолапый.
Ребенок: медведь
Логопед: - как рычит медведь? Найди его, куда ты его поселишь жить? Изобрази медведя.
Логопед: Спокойная, большая, пёстрая, ласковая, рогатая, бодливая, ест траву, даёт молоко.
Ребё нок: Корова
Логопед: - как кричит корова?
Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое. (Корова дает молоко) Где живет, назови детёныша)
Логопед: Кудрявая, короткохвостая, глупая.
Ребё нок: Овца
Логопед: - как кричит овечка или баран? назови детёныша.
Логопед: Гладкошерстная, тонконогая, рогатая, бодливая, остромордая, бородатая, спокойная.
Ребенок: Коза.
Логопед: А коза, как кричит? Назови детеныша.)
Логопед: Толстая, неторопливая, жирная, ленивая, неприхотливая, хвост крючком, нос пятачком, грязная.
Ребё нок: Свинья
Логопед: свинью, как еще по другому называют? какие звуки она издает? назови детеныша.
Логопед: Рыжий, маленький зверек с ветки на ветку прыгает, грызёт орешки, на ушах маленькие кисточки.
Ребё нок: Белка.
Логопед: Большая, лохматая, пятнистая, длинношерстная, злая, вислоухая.
ребенок: Собака
Логопед: зачем нужна собака? - охранять человека, его жильё. Как называют детеныша собаки)
Логопед: Сильная, резвая, быстроногая, выносливая, стройная, гривастая.
ребё нок: Лошадь.
Логопед: зачем человеку нужна лошадь? возить человека, перевозить грузы. Как называют детеныша лошади?
Логопед: Пушистая, ласковая, игривая, длиннохвостая, мурлыкающая.
Ребё нок: Кошка.
Логопед: что делает кошка в доме у человека?- ловит мышей.)
Логопед: живёт под землёй, роет норки, слепой. (герой сказки "Дюймовочка").
Ребенок: крот.
Логопед: Серый, большой, лохматый, злой, рычит, воет на луну (герой многих сказок).
Ребенок: волк.
Логопед: назови сказки с участием волка? "Волк и семеро козлят" и т. д).
Логопед: Маленький, трусливый, зимой белый, летом серый, длинные уши, задние ноги длинные, быстро бегает.
Ребё нок: Заяц.
3. Физминутка «Зайка» (под музыку "Зимние мотивы)
Зайке холодно сидеть (изобразить холод) надо лапочки погреть. (потереть, погреть руки)
Лапки вверх, лапки вниз (руки вверх, вниз) на носочках подтянись.
Лапки ставим на бочок (руки на бочок) на носочках скок - скок -скок.
А теперь вприсядку, чтоб не мёрзли лапки.
Подводим ребёнка к муляжу грядки с овощами («огороду»).
Зайчик просит помочь ему собрать овощи.
4. Артикуляционная гимнастика. Упражнения для языка.
Улыбнись, открой рот и языком в форме чашечки облизывай губу, делая движения сверху вниз.
Как будто варенье лежит на губе – Слижу его «чашечкой» в ротик себе. Грибок
Улыбнуться (зубы видны, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.
Я стою на ножке тонкой. Я стою на ножке гладкой. Под коричневою шляпой
С бархатной подкладкой.
Упражнения для губ.
Улыбка
Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.
Вот понравится лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам. Потяну, и перестану
И нисколько не устану.
Трубочка
Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук У без участия голоса.
Подражаю я слону. Губы хоботком тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.
5. Итог занятия. Рефлексия.
-Ты сегодня молодец! Замечательно поработала, «Умница»!