Алена Кузнецова
Индивидуальное логопедическое занятие «Мышка Маша идет в гости к гномику Мише»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальное логопедическое занятие «Мышка Маша идет в гости к гномику Мише»
Тема: Звук [Ш]
Этап: Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях.
Цели:
Коррекционно-образовательные: упражнение в правильном произношении звука изолированно, в слогах, в словах; закрепление знаний об артикуляционных особенностях звука [ш]; упражнение в определении наличия и места звука в слове; закрепление умения определять количество слогов в слове; упражнение в правильном образовании слов с уменьшительно-ласкательным значением.
Публикация «Индивидуальное логопедическое занятие „Мышка Маша идет в гости к гномику Мише“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Мышь. Все о мышках для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Коррекционно-развивающие: развитие артикуляционной моторики путем выполнения артикуляционной гимнастики; развитие фонематического слуха; развитие речеслухового внимания, мышления, памяти, мелкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные: воспитание желания говорить красиво, правильно; воспитание положительного интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование: мягкая игрушка – «мышка», маска-шапочка «мышка»; предметные картинки на заданный звук, картинный материал для артикуляционной гимнастики; зеркало; пособия для дыхательной гимнастики; иллюстрация «утка в камышах»; пособия: «дорожка из листьев», «гороховое поле», «гусеница»; картинки: «царь-Горох», «Мураш-муравей», «гномик Миша»; домик для гномика.
Методы: словесные, наглядные, практические.
1. Орг. момент
- Здравствуй, (имя ребенка). К нам на занятие пришла мышка. Я хочу рассказать тебе историю про нее.
Жила-была мышка Маша. Она постоянно плакала, и все ее спрашивали: «Почему ты Маша плачешь?»
- Как же мне не плакать, у меня беда. Все называют меня - Мафа, а меня не так зовут (плачет).
- А знаешь, (имя ребенка, почему ее так называют? Потому что, когда мышку Машу спрашивают: «Как тебя зовут?», она отвечает: «Мафа».
- Как ты думаешь, какой звук она не умеет произносить? Звук Ш. А ты (имя ребенка, хочешь помочь мышке?
- Тогда у меня для тебя сюрприз. Это волшебная палочка. Сейчас я взмахну волшебной палочкой и превращу тебя в подружку мышки, а ты поможешь ей учиться красиво и правильно произносить звук Ш.
- 1.2,3 – повернись и мышонка превратись. Отправляемся в сказку.
2. Сообщение темы занятия.
- Садись, (имя ребенка, вместе с мышкой поудобней. Сегодня мы будем учиться красиво и правильно произносить звук Ш в словах. Чтобы нам научиться красиво и правильно произносить звук Ш, нашему язычку необходимо каждый день делать гимнастику.
Артикуляционная гимнастика
(звучит аудиозапись, перед зеркалом ребенок вместе с логопедом выполняет артикуляционные упражнения)
Ротик широко открыт, язычок наш крепко спит (упражнение «Лопаточка»)
- Здравствуй, здравствуй, язычок
Крепкий, сильный мужичок!
Встало солнышко с утра
И тебе вставать пора.
Язычок наш проснулся, потянулся, потянулся (упражнение «Качели»)
Он сегодня рано встал и свой город не узнал
Каждый столб и дом был покрашен маляром (упражнение «Маляр»)
Рот прикроем мы немножко
Губки сделаем окошком
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят (упражнение «Заборчик»)
Чай из чашечки попил (упражнение «Чашечка»)
И вареньем закусил (упражнение «Вкусное варенье»)
- Сделал язычок гимнастику, уже и солнышко на небе высоко поднялось. Светит, сияет, всех согревает (у зеркала иллюстрация солнышка). Давай погреем ручки на солнышке.
Самомассаж лица и рук
Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки,
И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз).
Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).
Их вперёд сгибаем, тянем за мочки (нагибание ушных раковин спереди и потягивание вниз за мочки,
А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки).
Щёчки разминаем, чтобы надувались (пальцы разминают щёки круговыми движениями).
Губки разминаем, чтобы улыбались (пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).
- Однажды мышке пришло письмо. Гномик Миша приглашает мышку Машу в гости. Проводим мышку?
Гномик для мышки даже карту составил, она подскажет нам дорогу и поможет ничего не перепутать.
Дыхательная гимнастика:
«Дышим в лесу» Пришли мышки в лес. Какой свежий воздух в лесу! Мышки принюхиваются (несколько коротких вдохов и длительный выдох)
«Сушим крылышки у бабочек» (выработать у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.
3. Изолированное произношение звука :
Подул ветер. Зашумел – ш-ш-ш. Как ветер зашумел? (вдох и длительный выдох с длительным произнесением звука) Ш-Ш-Ш
Сухие листья упали на землю с деревьев. Мышка бегает по ним и шуршит – ш-ш-ш.
Уточнение правильной артикуляции
Когда мы произносим звук [ш], язык у нас широкий или узкий? Широкий.
Где находится язычок? (язык в форме «чашечки» поднят вверх)
Губы округлены (упражнение «окошечко», зубы сближены (упр-е «заборчик», выдыхаемая струя воздуха тёплая.
Звук [ш] гласный или согласный? Согласный, выдыхаемый воздух встречает преграду - язык и зубы.
Звук [ш] глухой или звонкий? (контроль: положить руку на горлышко) Глухой, потому что горлышко у нас не дрожит, нет голоса.
4. Автоматизация звука Ш в слогах:
Посмотри, куда дальше ведет дорожка? Здесь камыши. Мышка любит послушать, как они шуршат. Послушай камыши и пошурши, как они.
ША-ШУ-ША ШИ-ШО-ШИ
ШЕ-ШИ-ШО ША-ШИ-ШО
Применение слоговой гимнастики: ребенок качает поднятыми над головой руками и проговаривает слоговые цепочки за логопедом.
- А кто же тут прячется в камышах? Это утка. Испугалась утка, захлопала крыльями.
- Покажи, как она это делает: АШ-АШ, ОШ-ОШ, ЫШ-ЫШ, УШ-УШ. Ребенок выполняет движения и проговаривает слоговые цепочки
4. Автоматизация звука Ш в словах, развитие фонематического слуха:
Далее смотрим по карте, нам необходимо пройти по дорожке из листьев
Чтобы пройти по этой дорожке, нужно выполнить задание.
Я буду начинать слово, а вы с мышкой шуршите погромче, чтобы его закончить
На каждом листочке - картинка, когда ребенок проговаривает слово, картинка переворачивается
МЫ….ШЬ Какое слово получилось? мышь
ДУ….Ш, душ
КАМЫ…Ш камыш
КАРАНДА…Ш карандаш
(Затем добавляем звук в начало слова.)
…УБА шуба
…АПКА шапка
….АРФ шарф
…АШКИ шашки
- Все картинки перевернули. Но на дорожке стоит страж - Муравей-Мураш. Кусает мышек за ноги и не пускает дальше, пока не выполним задание.
Задание: Определи, сколько слогов в каждом слове: мышь, душ, камыш, малыш, карандаш.
- Поможем мышке, посчитаем слоги? (Ребенок проговаривает слова, хлопая в ладоши, считает слоги)
Справились с заданием. Молодец.
5. Автоматизация звука Ш в предложениях:
- А вот и гномик Миша нас встречает у домика. Гномик маленький и все предметы у него маленькие.
(применяем схему с нарисованными большими и маленькими предметами)
У Миши не большая рубашка, а маленькая рубашечка.
У Миши не большая шапка, а маленькая …
У Миши не большие шорты, а маленькие…
У Миши не большие уши, а маленькие …
У Миши не большая машина, а маленькая…
Ребенок повторяет начало фразы и договаривает ее словом в уменьшительно-ласкательной форме.
- Гномик Миша очень любит сочинять стихи, но у него еще не совсем получается подобрать нужное слово.
Миша напридумывал столько «путаниц» в стихах, давай ему поможем исправить их.
Он будет читать вам «перепутанные» стихи, а ты послушай и сразу же исправляй ошибки.
Вылезла из норки шишка. (мышка).
На нее упала мышка. (шишка).
С другом мы играли в чашки. (в шашки).
Пили чай из белой шашки. (чашки).
В воздухе летала кошка. (мошка).
Молоко лакала мошка. (кошка).
На столе стояла кошка. (плошка).
На полу сидела плошка. (кошка).
- А ты знаешь, (имя ребенка, мышка Маша очень любит горох.
Далее предлагается пойти на гороховое поле и угостить мышку горохом.
Гороховое поле. Здесь живет Царь-Горох. Чтобы собрать горох, нужно справиться с заданием.
Необходимо выбрать только те картинки, в названии которых есть звук Ш.
Ребенок выкладывает картинки на поле и еще раз проговаривает слова с отрабатываемым звуком.
Царь – горох: - Половину задания вы выполнили.
Следующая половинка задания:
Посмотри на картинку, произнеси это слово и подумай – в начале, в середине или в конце слова слышится звук Ш?
Положи горошинку на свое место в схеме этого слова (в начале, в середине или в конце) /чтобы ребенку было легче определять позицию звука в слове, на схеме нарисована гусеница: голова-начало, брюшко-середин, хвост-конец)
- Гномик очень рад, (имя ребенка, что ты не бросила мышку в беде, помогала ей красиво и правильно произносить звук Ш. Мышка остается гостить у гномика Миши, а тебе они дарят подарок – буквы. Давай попробуем составить имена наших сказочных героев из букв (составление слов из разрезной азбуки: Миша, Маша).
- А сейчас я взмахну волшебной палочкой, и ты снова превратишься в девочку.
6. Итог. Какой звук мы учились красиво и правильно произносить сегодня с мышкой? Звук Ш. Артикуляция, характеристика звука.
- Так как правильно будет произносить свое имя мышка? Мышка Маша. Молодец, (имя ребенка, сегодня мне понравилось, как ты занималась, надеюсь, что и на следующем занятии ты будешь также красиво произносить звук Ш.