Наталия Савельева
Индивидуальная программа обучения ребенка дошкольного возраста
Индивидуальная программа обучения
ребенка дошкольного возраста
1. Социальное развитие.
Формирование представлений о себе.
Учить указывать жестом на части тела и лица. Побуждать совместными действиями к повторению упражнений; демонстрировать части тела на себе, а затем на ребенке; использовать зеркало – взрослый в позиции за спиной ребенка : мимикой, жестами, действиями и словом акцентировать внимание ребенка на названиях и назначении частей тела.
Публикация «Индивидуальная программа обучения ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
Игры и упражнения: «Кто под шляпой», «Вот наши ручки», «Дует ветерок», «Ладушки», «Подуй на шарик», «Что изменилось», «Назови и покажи», «Повтори за мной» и другие игры.
Формирование представлений об окружающих людях.
Формировать у ребенка способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
2. Познавательное развитие.
Сенсорное развитие.
Величина: учить по словесной инструкции и тактильно выделять несколько предметов по величине. Различать и соотносить по величине плоскостное изображение предметов: подобрать крыши разного размера к домам; подобрать елочки в соответствии с размером; спрятать яблоки в корзинки с учетом двух величин. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине. Употреблять сравнения (большой, поменьше, еще поменьше, самый маленький).
Выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.
Форма: учить выделять шарик, кубик, кирпичик, крышу и называть их, отвечать на вопросы; учить пользоваться методом проб при решении сенсорных задач: опускать различные формы в прорези; выделять различные формы среди других:» собери все кирпичики для дороги», «давай построим башни», «выбери все крыши». Доставать из мешочка по словесной инструкции предметы, различающиеся по форме, материалу и величине.
Закрепить знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Учить представлению о том, что фигуры могут быть разного размера.
Видеть геометрические фигуры в окружающих предметах, их символических изображениях.
Цвет: учить выделять основной признак предмета по заданному параметру, отвлекаясь от второстепенных признаков (например, собрать в коробку только «такие - не такие»(желтые) предметы, при этом признак указывается словом «такие»; учить выделять признаки по образцу, затем по словесной инструкции. Закрепление цветов проходит в следующем порядке: желтый, красный, синий, зеленый.
Целостное восприятие: учить складывать разрезную картинку из 4-6 частей.
Тактильно-двигательное восприятие: формировать ориентировку на свойства и качества предметов через тактильное восприятие (твердый – мягкий, холодный – теплый и т. д.).
Слуховое восприятие: учить ориентироваться на звук в пространстве: что звучит? – колокольчик, барабан и др. ; различать по голосу знакомых детей: «Угадай кто позвал?»; различать животных и птиц по звукоподражанию: «Кто кричит?» - кошка, собака, корова…
Формирование количественных представлений.
Закрепить умение считать в пределах пяти, пользуясь правильными приемами (называние в числительных по порядку с указанием на предметы, расположенные в ряд; согласование роде, числе и падеже числительного с существительным; отнесение последнего числительного ко всей группе.
Познакомить с цифрами от 1 до5, с использованием стихов, загадок в которых присутствуют числа.
Учить писать цифры по точкам, соотносить цифры с количеством предметов; понимать отношения между числами в пределах пяти; отгадывать математические загадки.
Учить различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?. Устанавливать равенство и неравенство групп предметов, находящихся на различном расстоянии друг от друга, разных по величине, форме, расположению.
Ориентировка во времени: закрепить умения различать и правильно называть части суток; различать и называть времена года.
Ориентировка в пространстве: продолжать учить различать правую и левую руку, раскладывать счетный материал, считать правой рукой слева-направо.
Учить ориентироваться на листе бумаги.
Развитие речи.
Проведение активной артикуляционной гимнастики: растягивать губы в улыбке, вытягивать их в трубочку, широко открывать рот и показывать зубы и др. ; удерживать язык в определенном положении, делать «часики», пощелкивать языком и др. По подражанию произносить набор звуков и слогов русского языка. Формировать воздушную струю: дуть на легкие предметы.
Развитие понимания обращенной речи: учить выполнять действия по словесной инструкции, включающие 1-2-3 действия. Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами: на, под, в, за.
Формирование фонетико-фонематического слуха: побуждать повторять звуки, слоги и простые слова; прослушивать звуки живой и неживой природы, звуки речи; петь песенки со звукоподражанием, читать стихи, побуждать к воспроизведению недостающих слогов и слов в потешках и стихотворениях (например, уронили Мишку (на пол).
Формирование целостной картины мира.
Уточнять представления ребенка о явлениях природы : зимой, весной, летом, осенью. Формировать представления о диких и домашних животных. Учить обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности; учить выделять группу однородных предметов: игрушки, посуда, мебель, животные, одежда, овощи, фрукты.
3. Формирование предметной деятельности.
Учить целенаправленным предметно-игровым действиям с учетом свойств предметов: различать и выделять предмет из множества подобных по форе, величине, цвету; подбирать к предмету пары; воспринимать предмет как целое и выделять в предмете отдельные части.
Игры и упражнения: «Доска Сегена», предметно-сюжетные вкладыши; «Почтовый
ящик», матрешки, пирамидки, конструктор, картинки-вкладыши и др., «Что в коробке?», Повтори действие», «Продолжи ряд», «Что сначала, что потом?» и др.
4. Рекомендации для родителей.
1. Проводить массаж пальцев рук (2-3 раза в день)
2. Ежедневно делать артикуляционную гимнастику.
3. При проведении занятий с ребенком инструкции должны быть краткими и понятными.
4. Все действия должны сопровождаться пояснением.
5. Важно использовать игровую форму занятия.
6. Желательно в ходе занятия переключать ребенка на разные виды деятельности.
7. При затруднениях следует использовать совместные действия.