Лариса Томилова
Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития
▼ Скачать + Заказать документы
КУ ХМАО-ЮГРЫ «УРАЙСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА»
Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития
Салтыковой Вероники
6 ЛЕТ.
Выполнила: Томилова Л. Ш.
г. Урай 2020г
Выполнение четкого режима дня. Режим №9
Занятия проводить регулярно в первой и во второй половине дня по 15-20 минут индивидуально.
Социальное развитие.
1. Учить называть по имени и отчеству воспитателей, младший персонал группы, врача, курирующего группу.
Публикация «Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития» размещена в разделах
2. Учить Веронику пользоваться эмоциональными способами выражения чувства привязанности: смотреть в глаза, обнимать, целовать, держать за руку, прижиматься, улыбаться.
3. Учить оценивать свою работу, воспитывать привычку работать старательно.
1. Дидактическая игра «Назови» Перед ребенком раскладываются фотографии работников группы, она должна назвать имя и профессию человека на фотографии, которую сама выбрала.
2. Беседа «Что значит быть добрым и заботливым» Беседу проводит воспитатель, используя вопросы: Ты добрый? Какие добрые поступки ты совершил? Кто из детей поступает по-доброму? О ком нужно заботиться? Как ты заботишься о них? И т. д.
Физическое воспитание.
1. Учить Веронику легко бегать, бегать энергично отталкиваясь от опоры.
2. Учить бегать на перегонки, с преодолением препятствий.
3. Учить пролезать, подлезать, перелезать через предметы.
Эстафеты.
«Занимай место», «Кто первый?», «Пятнашки», «Не зевай»
Речевое развитие
1. Учить Веронику содержательно и доброжелательно общаться со сверстниками.
2. Создавать условия для вступления ребенка в диалог.
3. Закрепить умение задавать вопросы друг другу, отвечать на них спокойно, глядя друг другу в глаза, не перебивает партнера по общению
4. Продолжать учить образовывать множественное число имен существительных (кукла — куклы, машина — машины, мяч —мячи, рука — руки, яблоко — яблоки, книга — книги и т. д.
5. Продолжать учить образовывать новые слова с помощью суффиксов (мяч — мячик, коза — козленок)
6. Продолжать учить употреблению имен существительных в дательном падеже без предлога («Кому дать?») и с предлогом к (направление движения)
7. Закреплять произношение свистящих звуков в слогах, словах, предложениях.
1. Дидактическая игра «Мы разные.» стр. 247, Азбука общения. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П.
2. Подвижная игра «Имена моих друзей» стр. 257, Азбука общения. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П.
3. Дидактическая игра «ОДИН - много»
Цель: научить образовывать существительные множественного числа.
Оборудование: мяч.
Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множествен-ном числе и возвращает мяч.
4. Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.
Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец - огурчик, репа - репка, морковь - морковочка, лук - лучок, картошка - картошечка). Также проводится игра с другими наборами картинок.
5. Дидактическая игра "Помоги маме найти своих детенышей»
Цель: формировать навык употребления имен существительных в дательном падеже без предлога («Кому дать?») и с предлогом к.
Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей.
Ход. Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребенку картинку, например, собаки и говорит: «Кошечка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови к кому побегут детеныши? Кому отдать детенышей?.». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей кошки. Котята побегут к кошке, отдадим их кошке. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей.
Развитие слухового восприятия и фонематического слуха
1. Учить дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре: дом— кот, удочка — дудочка, мишка — книжка
2. Учить выделять последний гласный в слове.
3. Учить находить место звука в слове: начало, середина, конец.
1. Упражнение с картинками. Перед ребенком выкладываются две картинки (дом - кот) Покажи где дом, а где кот. Если ребенок показывает неправильно, то демонстрируется по одной картинке с четким проговариванием названия. Затем задание повторяется. Также с другими словами.
2. Упражнение с гласными звуками. Произносить слова четко проговаривая, утрируя, последний гласный звук в слове. Предложить ребенку назвать его. Если вероника затрудняется, то взрослый сам называет последний звук, произнося слово еще раз, четко выделяя его. Так же отрабатываются другие слова. Затем используется звуковая линейка.
3. Упражнение со звуком «У» Произнести слова по одному, выделяя голосом звук У, затем определить, где слышится этот звук: в начале, середине или в конце. Слова: утка, зову, удочка, удар, лук и т. д. Использовать схемы слов.
Ознакомление с окружающим.
1. Учить классифицировать предметы по назначению, материалу, свойствам.
2. Продолжать учить самостоятельно определять материал, из которого сделан предмет: дерево, железо и т. д.
3. Учить характеризовать свойства и качества предметов: твердость-мягкость, хрупкость-прочность, блеск. Звонкость.
1. Дидактическая игра «К кукле пришли гости»
Цель: познакомить с названием посуды, ее цветом, формой, назначением.
Оборудование: кукольная или настоящая посуда, стол (кукольный или настоящий, кукла, мишка и зайка.
Ход. Взрослый объясняет ребенку, что к кукле пришли гости (мишка и зайка, поэтому нужно накрыть стол к чаю. Ребенок выполняет поручение взрослого, если затрудняется, то взрослый помогает ему: «Поставь хлебницу на середину стола. Рядом поставь мелкие тарелки и чашки с блюдцами и положи чайные ложки». Во время выполнения задания взрослый активизирует речь ребенка, задавая ему вопросы: «Какого цвета чашка? Что можно пить из чашки?» и т. д. Если Вероника затрудняется ответить, взрослый сам отвечает на вопросы и просит повторить.
2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: научить определять материал, из которого сделана игрушка на ощупь.
Оборудование: игрушки в мешке.
Ход. Не заглядывая в мешочек, ребенок определяет игрушку на ощупь и
называет ее, определяет из чего сделана игрушка сначала на ощупь.
Потом достает ее из мешка и называет качества этого материала:
твердый, мягкий, шершавый, холодный, тяжелый и т. д.
Познавательное развитие.
Развитие зрительного восприятия и внимания
1. Продолжать учить соотносить изображенное на картинке действие с реальным действием
2. Учить при сопоставлении предметов находить разницу в деталях (отсутствие банта у куклы, наличие туфелек и пр.)
3. Учить воспроизводить пространственные отношения справа — слева по подражанию и по образцу
1. «Скажи, что делает и покажи»
Цель: уточнение, расширение и активизация глагольного словаря.
Ребенок должен подумать и сказать, что делает мальчик (ходит, бегает, прыгает, ест, играет, рисует и т. д.) а потом показать это действие.
Аналогично происходит подбор действий по другим картинкам.
2. Игра «Сравни и назови»
3. Игра «Справа - слева» Взрослый дает задания, а ребенок выполняет. При неправильном выполнении игра останавливается, совместно находится правильный вариант. Дотронься правой рукой до правого уха, подними правую ногу, и т. д.
Стихотворение «Стоял ученик на развилке дорог» В. Берестов
Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево – понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал,
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа» - раздался ликующий крик:
Где право, где лево – узнал ученик.
Тактильно-двигательное восприятие
1. Продолжать учить воспринимать на ощупь форму, величину предметов
Развивать координацию руки и глаза, формировать у Вероники способы обследования предметов: зрительно-тактильный (ощупывать) и зрительно-двигательный (обводить по кон туру)
2. Учить самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы: сравнивать, группировать, классифицировать предметы.
3. Учить использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, вес, размер, материал)
4. Учить подбирать предметы по трем качествам: цвет, размер, материал.
1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
В мешочек кладем разные по величине геометрические тела. Достань все большие, все большие кубы, все маленькие призмы, и т. д. Проверяем рукой, правильной формы и размера предмет.
Занятие 6 Тема «Сравнение фигур по различным признакам» стр. 32 Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет Белошистая А. В.
2. Дидактическая игра «Найди платочек»
Ребенку показывали три куклы в разных по фактуре платочках (шерстяной, тканевой, шелковой, куклы могут просто держать в руках кусочки ткани. Ребенок знакомился с каждой куклой по очереди и трогал каждый кусочек ткани. После этого кусочки ткани клались в непрозрачный мешочек, и ребенку предлагалось на ощупь определить, какой кусочек ткани отдать какой кукле.
Дидактическая игра «Горячий – холодный»
Мы поставили перед ребенком две бутылки с водой (горячей и холодной). Завязали ребенку глаза и дали в руки горячую бутылку. После этого поставили бутылку на стол, а ребенку развязали глаза. Он определял, какую бутылку он сейчас держал в руках.
3. «Загадки Зайца»
Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.
Оборудование: игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи.
Ход: Взрослый объясняет ребенку, что зайчик хочет с ним поиграть, загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это». Зайкины загадки: «Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круг-лый, красный (помидор)» и т. п.
Формирование элементарных математических представлений
1. Учить порядковому счету в пределах 5, количественному счету в пределах 10.
2. Учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными; отвечать на вопросы «Сколько всего?», «Который по счету?»
3. Учить измерять предметы с помощью мерки.
1. Упражнение «Счет предметов»
Расставленные предметы пересчитывают по порядку: первая, вторая и т. д. Прошу показать, где первый, третий ит. д.
Упражнение «Найди мышку»
Водящий прячет мышку в одну из пяти коробок, расположенных в ряд. Ребенка просят найти мышку, «она в четвертой коробке»
Упражнение «Работа с палочками»
Счетные палочки у ребенка и у взрослого. Задание «Возьми столько палочек, сколько у меня», «Возьми 6(3,8 и т. д.) палочек и сосчитай, правильно ты взял?»
Формирование продуктивных видов деятельности
1. Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание Вероники на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости.
2. Учить Веронику рисовать кистью разными способами: широкие линии- всем ворсом, тонкие – концом кисти.
3. Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры в движении.
Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Комарова.