Папки-передвижки

Индивидуальная образовательная программа воспитателя первой младшей группы (часть 3)

Олеся Безызвестных
Индивидуальная образовательная программа воспитателя первой младшей группы (часть 3)
▼ Скачать + Заказать документы

ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ

РЕБЁНКА СО ВЗРОСЛЫМ

Становление предметной деятельности связано с изменением характера общения ребёнка со взрослыми. Взрослый становится для малыша не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» разных предметов и игрушек, как это было в младенческом возрасте, но и образцом действий с предметами. Его роль уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов, теперь ребёнку необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с

Публикация «Индивидуальная образовательная программа воспитателя первой младшей группы (часть 3)» размещена в разделах

ним, выполнение одного и того же «дела». Основным содержанием потребности в общении с окружающими людьми становится потребность в сотрудничестве. В таком сотрудничестве взрослый является партнёром, участником общего дела, поэтому на центральное место среди всех мотивов общения для ребёнка выдвигается деловой мотив. Малыши проявляют огромный интерес к тому, что и как делают с вещами взрослые, стремятся подражать их действиям и вовлечь в свои занятия. Деловые качества взрослых выступают для ребёнка на первый план. Поэтому такое общение получило название «ситуативно-делового» (М. И. Лисина). В ходе ситуативно-делового общения ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в своих действиях и, главное, овладевает новыми для него культурными способами действия с предметами. Взрослый разъясняет ребёнку назначение различных предметов, показывает, как ими пользоваться, помогает овладеть действиями, оценивает правильность их выполнения, корректирует их.

Таким образом, в ходе ситуативно-делового общения взрослый выполняет несколько функций:

• как партнёр и помощник в совместной деятельности;

• как образец для подражания;

• как «эксперт» по оценке умений и знаний малыша.

В ходе ситуативно-делового общения со взрослыми ребёнок пользуется разными коммуникативными средствами. Как и прежде, он использует экспрессивно-мимические средства общения: мимику (взгляды, улыбки, выражения недовольства и др., жесты, вокализации. Они выражают внимание, интерес к другому человеку, расположение к нему или, наоборот, недовольство, нежелание общаться.

Постепенно в совместной деятельности со взрослым ребёнок осваивает новый вид коммуникативных средств — предметно-действенные. Они выражают готовность ребёнка к взаимодействию, приглашение к совместным занятиям. Такой способ общения наиболее часто встречается на втором году жизни, когда ребёнок ещё не умеет говорить. Наиболее распространёнными способами вовлечения в совместную деятельность являются указательные жесты на предметы, протягивание взрослому предмета, вкладывание его в руку. Иногда ребёнок выражает своё расположение взрослому, принося ему все свои игрушки, складывая их рядом или на колени взрослому. К предметно-действенным средствам относятся также движения и позы детей, с помощью которых ребёнок выражает готовность к взаимодействию и показывает, чем он хочет заниматься со взрослым. Например, малыш изображает «рисунок» действия, которое ему ранее показывал взрослый (совершает движения рукой, как будто заводит юлу, разбирает матрёшку и т. п.). И, наконец, на протяжении раннего возраста появляются речевые средства общения: сначала в виде лепета, затем в виде автономной детской речи, а затем и практически полноценной активной речи. На возникновение и развитие речи общение со взрослыми оказывает решающее влияние. Взрослый создаёт для ребёнка практическую необходимость усвоить и актуализировать связь между предметом и его словесным обозначением. В процессе ситуативно - делового общения у ребёнка формируется такое отношение к предметной среде, которое требует обозначения в речи. Использование речи расширяет возможности общения и его влияние на другие виды деятельности ребёнка. Ситуативно-деловое общение имеет большое значение для социально-личностного развития ребёнка. В раннем возрасте дети проявляют ярко выраженную избирательность в общении с окружающими людьми. С близкими взрослыми малыш легко вступает как в эмоциональные контакты, так и в игры с предметами. Незнакомые люди, особенно в новой ситуации, часто вызывают скованность, зажатость, а иногда и страх ребёнка. Познавательная активность и исследовательская деятельность малыша во многом определяется его отношениями с близкими взрослыми. Отсутствие привязанностей к ним тормозит развитие интереса ребёнка к внешнему миру и познавательной активности малыша. Если у ребёнка сформирована привязанность кблизким, их присутствие стимулирует познавательный интерес и исследовательскую активность

даже в новой и вызывающей у ребёнка опасение ситуации. Рядомс мамой малыш чувствует себя в безопасности, старается привлечь её к игре, поделиться с ней своими впечатлениями. В раннем возрасте привязанность к близким взрослым проявляется наиболее ярко. Часто можно наблюдать, как остро ребёнок реагирует на разлуку с мамой. Попав в новую обстановку, он не отпускает её от себя, боится остаться хотя бы на минуту вдали от неё. Однако по мере накопления опыта общения с разными людьми ребёнок становится всё более самостоятельным и независимым от близких взрослых. Чувство защищённости и безопасности становится внутренним и уже не столь жёстко определяется присутствием мамы. Овладение ситуативно-деловой формой общения помогает ребёнку вступать в контакты не только с близкими взрослыми, но и с посторонними людьми. Общение со взрослыми является одним из решающих факторов развития личности и самосознания ребёнка. Благоприятный опыт сотрудничества со взрослыми влияет на развитие у ребёнка представления о себе, своих возможностях, стимулирует формирование таких личностных качеств, как любознательность, стремление к самостоятельности, настойчивость, целенаправленность в деятельности.

В рамках ситуативно-делового общения закладываются предпосылки возникновения новой его формы — внеситуативно-познавательной. Эта форма общения зарождается к концу раннего возраста, в период, когда ребёнок овладевает активной речью и начинает задавать взрослым вопросы об окружающем его мире, обсуждать увиденное на картинках, прочитанное в книжках. Малыша уже не удовлетворяют одни лишь практические способы

познания, поэтому он начинает инициировать чисто познавательное, «теоретическое» общение, в ходе которого взрослый выступает как источник новых знаний о предметах, с которыми ребёнок не может взаимодействовать непосредственно. Возникновение новой формы общения отражает важные преобразования во внутреннем мире ребёнка — появление у него потребности в уважительном отношении со стороны взрослых к его стремлению к познанию, в признании за ним права задавать вопросы и получать серьёзные ответы, иметь своё мнение. Общение ребёнка со взрослыми, которые организуют стимулирующую развитие предметную среду, привлекают внимание малыша к новым объектам, поощряют и поддерживают детскую любознательность, является одним из важных условий развития познавательной активности ребёнка.

ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЁНКА

Предметная деятельность способствует развитию познавательной активности ребёнка, совершенствованию психических процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления. В раннем возрасте интенсивно развивается исследовательское поведение ребёнка, особенно тогда, когда он начинает самостоятельно передвигаться и получает доступ к множеству предметов окружающего его мира. Все предметы, которые вызывают у малыша интерес, становятся «проблемой для ума». Познавательная активность является важнейшим показателем успешного психического

развития ребёнка в раннем возрасте. Познавательная активность и интеллектуальное развитие в раннем возрасте проявляется не только и не столько в успешности решения практических задач, но прежде всего в эмоциональной вовлечённости, настойчивости, удовольствии, которое получает ребёнок от своей исследовательской деятельности. Нормально

развивающийся малыш активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим, быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его, с интересом включается в предложенные взрослым игры, например с водой, песком, экспериментирование с различными предметами и веществами. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые, познавательные эмоции — интерес, любопытство, удивление, радость открытия. Исследовательская активность ребёнка развивается, совершенствуется, усложняется на протяжении всего раннего возраста, оставаясь важной составляющей познавательного и творческого развития как в этот, так и в последующие возрастные периоды. Богатая и разнообразная предметная среда, побуждающая малыша к активным действиям, является важнейшим условием развития его познавательной сферы.

В процессе знакомства с предметами и способами их использования совершенствуются все психические процессы. Развитие психических процессов представляет собой не сумму частичных изменений каждой отдельной функции, а целостный процесс, который характеризуется не столько совершенствованием отдельных психических функций, сколько изменением их взаимосвязей. Применительно к педагогике раннего возраста это означает, что содержанием обучения детей не должна стать «тренировка» отдельных процессов — восприятия, мышления, памяти или внимания. Полноценное психическое развитие может осуществляться только путём целенаправленной организации разных видов деятельности детей, и прежде

всего — ведущей предметной деятельности, в ходе которой совершенствуются все психические процессы в их взаимосвязи и взаимовлиянии. В целостной системе взаимосвязей психических функций в раннем возрасте доминирует восприятие. Ребёнок познаёт окружающий мир в его непосредственной данности с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния. Восприятие на всём протяжении раннего возраста тесно связано с предметными действиями. Ребёнок может достаточно точно определить форму, величину или цвет предмета, если это необходимо для выполнения нужного и доступного действия. В других случаях восприятие может оказаться весьма расплывчатым и неточным. На протяжении раннего возраста совершенствуется зрительное восприятие ребёнка. Первоначально малыш не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов, устанавливать их соотношения и действует путём практических проб и ошибок. Например, собирая матрёшку, он пытается добиться результата силой — втискивает друг в друга неподходящие части, но, убедившись в несостоятельности этих действий, переходит к примериванию частей, пока

не найдёт нужную деталь. Постепенно от практических ориентировочных действий малыш переходит к зрительному соотнесениюсвойств предметов. Эта способность проявляется в том, что ребёнок подбирает нужные детали на глаз и выполняет правильное действие сразу, без предварительных практических проб. Он может, например, подобрать одинаковые или различные по величине колечки или стаканчики. В рамках ведущей деятельности происходит интенсивное развитие фонематического слуха детей. Для того чтобы успешно решать познавательные и предметно-практические задачи, которые перед ребёнком ставит взрослый, малышу необходимо понимать его речь. В процессе совместных действий с предметами развивается внимание ребёнка к слову взрослого, к его артикуляционным движениям, стремление самому произносить слова. Всё это способствует оттачиванию фонематического слуха, лежащего в основе пассивной и активной речи. Предметная деятельность способствует развитию мышления ребёнка. Многие действия, которые совершает ребёнок с предметами, свидетельствуют о том, что он способен обнаруживать связь

между отдельными предметами и явлениями, между своими действиями и полученным результатом. Сначала установление таких связей происходит путём практических проб. Например, пытаясь открыть коробочку с секретом, ребё нок совершает множество действий: пытается снять крышку, нажимает на кнопочку, отодвигает задвижку. Случайно открыв коробочку, он обнаруживает правильный способ действия и в дальнейшем использует его, не прибегая к случайным пробам. В ходе действий с предметами ребёнок способен производить элементарные обобщения, абстрагируясь от случайных признаков предметов. Он может рассортировать и расположить предметы по различным признакам, например по форме (сложить кубики в одну ёмкость, а шарики — в другую, по величине (выстроить по росту

матрёшек, собрать целое из частей (фигурную пирамидку или разрезную картинку). Мышление ребёнка, которое осуществляется в форме внешних

ориентировочных действий, называют наглядно-действенным. Именно эта форма мышления наиболее характерна для детей раннего возраста. Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта дают малышу чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных, внутренних форм мышления.

На протяжении раннего возраста у детей формируется способность не только выполнять действие, но и представлять его себе. Развитие мышления идёт по пути постепенного свёртывания внешне развёрнутых действий, появления у ребёнка представлений, образов, способности действовать во внутреннем плане. Такая форма мышления называется «наглядно-образной». С возрастом повышается эффективность внутреннего плана действия, предполагающего построение и хранение в памяти образов предметов и людей, их обобщение, выделение в них отдельных черт, установление простейших отношений между образами. Память также развивается по линии увеличения объёма накопленной информации и длительности её сохранения. В раннем возрасте малыши уже способны хорошо запоминать события своей жизни, вещи и их принадлежность к определённым людям и местам, стихи, сказки и др.

Усложнение деятельности влечёт за собой увеличение длительности, концентрации и объёма внимания. К концу раннего возраста малыш может удерживать в поле внимания достаточно большое количество предметов и действовать с ними. В целом и память и внимание на протяжении раннего возраста сохраняют свой непроизвольный и непосредственный характер.

Помимо предметной деятельности на развитие познавательной сферы ребёнка большое влияние оказывает овладение речью. Появление речи перестраивает все психические процессы ребёнка и открывает новые важные перспективы его развития.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 2-цель и задачи 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы Цель программы «Зернышко» - воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 3. Принципы построения программы 1.1.2. Принципы построения программы Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом:.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 4-характеристика воспитанников 1.1.3. Значимые характеристики особенностей развития воспитанников старшего дошкольного возраста Социальная ситуация развития. На этапе.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 5. Планируемые результаты 1.2. Планируемые результаты освоения Программы Объясняет экологические зависимости; устанавливает причинно-следственные связи.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 6-содержательный раздел II. Содержательный раздел 2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка Согласно «Концепции экологического.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 7-содержательный раздел (продолжение) Программа «Зернышко» включает комплекс блоков, последовательность которых отражает логику содержания предлагаемых знаний, позволяет постепенно.

Индивидуальная образовательная программа как основа работы с детьми со сложными нарушениями в развитии ФГОС ДО предполагает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Так, учитываются потребности.

Непосредственно образовательная деятельность с использованием ИКТ «Бабочки» для детей первой младшей группыНепосредственно образовательная деятельность с использованием ИКТ «Бабочки» для детей первой младшей группы Непосредственно образовательная деятельность На тему: «Бабочки» для детей первой младшей группы. С использованием ИКТПрограммные задачи:1.

Пакет документации воспитателя первой младшей группы Представляю вниманию коллег документацию в младшей разновозрастной группе (дети от 1 года 6 месяцев до 3 лет). Журнал приема детей в детский.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 1. Пояснительная записка I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Кружок «Зернышко» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальная образовательная программа воспитателя первой младшей группы (часть 3)
Опубликовано: 14 января 2021 в 10:09
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальная образовательная программа воспитателя первой младшей группы (часть 3)» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Безызвестных в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД