Александра Обоева
Индивидуализация образования детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании инновационных подходов к организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации.
Одним из основных принципов ДО (п. 1.4.2. ФГОС ДО) является: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования). Стандарт направлен на решение следующих задач (п. 1.6. ФГОС ДО) : создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. [4]
Публикация «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Основная образовательная программа ДОО формируется как программа
психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
А. В. Петровский рассматривает индивидуализация как «открытие и утверждение своего Я, выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, т. е. становление и осмысление индивидуальности».
С. М. Юсфин, Н. Н. Михайлова как «процесс порождения и рефлексии человеком собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности». [2]
«Индивидуализация – это целостный, внутренний, относительно самостоятельный процесс самораскрытия, саморазвития, самоактуализации индивидуальности человека» (В. В. Козлов, Г. А. Стародубцева).
Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т. д.
Индивидуализация предполагает :
- индивидуально ориентированную помощь в реализации базовых потребностей;
- создание условий для максимальной реализации заданных природой (наследственных) способностей и возможностей, характерных для конкретного ребенка;
- поддержку ребенка в духовном саморазвитии, развитии способности к самоопределению.
Цель индивидуализации : одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность.
Понятие «индивидуализация образования» предполагает, по мнению Л. В. Свирской:
• индивидуальную программу развития, присущая каждому ребенку как человеческому существу, осуществляющему собственную жизнедеятельность.
• самостоятельную деятельность ребенка, в ходе которой он по личному желанию избирательно обращается к различным источникам информации, использует полученные знания при решении разнообразных жизненных ситуаций
• синтез организуемого обучения и самоорганизуемого и саморегулируемого учения (в ходе этого процесса информация становится субъектной)
• как результата жизнедеятельности в виде личностных смыслов, ценностей и ценностных приоритетов. [1]
Сегодня на первый план выходят личность ребенка, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умения принимать решения и доводить их до исполнения, моделировать свой жизненный путь.
В связи с этим, в детском саду ребенку необходимо предоставить свой возможный потенциальный путь его саморазвития, в котором процессы самоопределения обеспечивались бы через создание условий добровольного выбора, смены видов детской деятельности, права на пробы и ошибки, различного рода игр в соответствии с интересами самого воспитанника, его склонностями.
Индивидуализированное обучение происходит одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация может распространяться на целую группу детей. Группа представляет собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей и увлечения взрослых, особенности межличностного общения и другие характеристики, в которой индивидуализация учения и развития проявляется стихийно. Делая свой собственный выбор (содержания, партнерства, материалов, места и способа работы, каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы, в своем темпе, получая свои результаты (в том числе приобретая новые знания, умения). Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.
Основные задачи педагогической поддержки:
– помощь ребенку в личностном выборе, соотнесение личностных и общественных потребностей;
– поддержка в ходе самоисследования, самоанализа, работа над собой;
– помощь ребенку в самоутверждении, самовыражении.
Основной педагогической тактикой является тактика поддержки ребенка (активности, инициативы, способностей).
Таким образом, образовательный процесс в ДОО необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия.
Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т. д. В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности, в том числе начала ключевых компетенцией, сообразных дошкольному детству.
В соответствии с новыми требованиями по индивидуализации рекомендовано осуществлять образовательный процесс с применением педагогом цикла обучения по принципу реагирования.
Этот цикл включает в себя:
наблюдение за детьми,
анализ результатов этих наблюдений,
создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели,
наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей.
Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т. д.)
Если цели не были достигнуты – пересматриваются условия.
Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго. [3]
Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.
Список литературы:
1. Михайлова-Свирская Л. В., Индивидуализация образования детей дошкольного возраста : пособие для педагогов ДОО. – М. : Просвещение, 2015. – 128 с. 2. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. - М. : МИРОС, 2001.—208 с.
3 Современные подходы к проблеме социализации и индивидуализации развития ребенка в условиях дошкольных образовательных учреждений : материалы научно-практической конференции (Санкт-Петербург, декабрь 2014)/ Под. Общ. Ред. Н. А. Вершининой – СПб., 2014.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного образования.