Лиана Джемакулова
Индивидуализация предметно-пространственной среды в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуализация предметно-пространственной среды в группе раннего возраста
Слайд 2
Раннее детство- Период развития ребенка от 1 года до 3 лет. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится – предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами.
Темочки:
Слайд 3
Среда должна обеспечить возможность ребенку развиваться в деятельности.
Александр Владимирович Запорожец
Слайд 4
Одно из условий выполнения ФГОС ДО (федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования) - организация развивающей предметно- пространственной среды.
РППС – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Однако каждая программа имеет свои специфические черты. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ПРОДЕТЕЙ» не исключение. Цель пособия- оказание практической помощи педагогам в создании РППС при реализации данной программы.
Которая помогает обеспечивать продвижение ребенка в зоне его ближайшего развития, где дети могут осуществлять самостоятельный поиск, включатьс в процесс иследования, организовывать игровую, двигательную, познавательную и др. деятельности.
Слайд 5
Важнее всего индивидуализация во время адаптации. Работа с нежным возрастам особенно трудна в этот период.
Не все дети одинаково развиваются и при выполнении определенных операций испытывают трудности.
Слайд 6
Придя в детский сад ребенок, не умеющий читать, узнает свой шкафчик, кроватку, полотенце по картинке или фотографии.
Представляю вашему вниманию опыт нашего детского сада, это фотографии детей на шкафчиках. Ребенок придя в сад открывает свою фотографию тем самым показав что он в саду, а уходя переворачивает на сторону где нарисован домик.
Слайд7
Зайдя в группу, ребят встречают их любимые игрушки. Которые хранятся в открытом доступе или в прозрачных контейнерах.
В комнате, где проводятся занятия, — столики, стульчики, полочки — все подобрано по росту детей, материал расположен на уровне глаз, а игры соответствуют их возрасту и способностям. Как и принято, в программе «ПРОДЕТЕЙ», вся комната поделена на «зоны».
Среда группы организована в виде разграниченных центров, которая позволяет выбирать детям интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня.
Во всех группах по 7 центров. У каждого центра свой цвет. А вот наполнение центров очень сильно отличается по возрастным особенностям детей. Главные задачи среды в группе раннего возраста это насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность предметно-пространственной среды.
Мы постарались максимально эффективно использовать пространство группы для реализации идеи индивидуализации среды.
Предметно - развивающую среду мы создавали по таким характеристикам:
- разнообразие (наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, познавательно- исследовательской, изобразительной и музыкальной деятельности, организации двигательной активности);
- оптимальная насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка);
- стабильность (материалы и пособия имели постоянное место);
- доступность (исключали высокую мебель и закрытые шкафы);
- эмоциогенность (среда яркая, привлекающая внимание ребенка, вызывающая положительные эмоции);
- зонирование.
Насыщенная предметно-развивающая образовательная среда, нацеленная на индивидуальное развитие ребенка, становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
Слайд 8
Центр грамоты и письма
Слайд 9
Центр искусства
Для приобщения детей раннего возраста к изобразительному искусству в детском саду необходимо оборудовать «Творческий уголок».
В нашей группе центр расположен в хорошо освещенном месте. Здесь малышам не только удобно, но и интересно. В уголке находятся необходимые материалы для самостоятельной деятельности. Использование ребенком оборудования и материалов предполагает контроль педагога. В центре используются как традиционные, так и нетрадиционные техники творчества. Большинство наших малышей, при самостоятельной деятельности, интересует рисование на вертикальной плоскости, особенно на доске.
Материалы и оборудование:
Цветные карандаши, восковые мелки, цветной мел, фломастеры, маркеры для доски.
Форматы белой и цветной бумаги разной формы и размера, цветной и белый картон, цветные бумажные салфетки.
Раскраски, развивающее книги и альбомы для творчества.
Кисточки для рисования, гуашь, акварель, пальчиковые краски, непроливайки.
Клей карандаш, салфетки.
Пластилин, соленное тесто, доски для лепки, наборы для лепки (формочки, скалки и т. д.).
Формочки, обводки, трафареты для рисования.
Слайд 10
Центр Математики и манипулятивных игр
Особое внимание уделяется ознакомлению детей с разнообразными способами обследования формы, цвета, величины и других признаков предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник).
Непременным условием развития детского математического творчества является обогащенная предметно - пространственной среды. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, занимательный математический материал.
Математический центр расположен у стены, на освещенном участке группового пространства и состоит из стеллажей и полок.
Вашему вниманию представлены дидактические игры «Геометрическое лото», «Учим фигуры», «Подбери по цвету и форме», Досочки Сегена с Узором, мягкая и деревянная мозайка, конструктор «Балансир», сортеры.
Игра ФИГУРКИ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» «Цветной транспорт» «Квик- стеч», настольная игра «На 4 ногах», счетный материал «Семейка медведей» сформируют у ребенка умение различать и называть основные цвета (красный, жёлтый, зелёный).
Слайд 11
Центр сюжетно-ролевой игры
В сюжетно-ролевой игре у детей закрепляются навыки социального поведения. Дети учатся общаться как со сверстниками, так и с взрослыми, выходить из конфликтных ситуаций. Также формируются морально-нравственные качества: отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощь.
В нашей группе мы создали оптимальные условия, чтобы каждый ребёнок в сюжетно-ролевой игре мог проявить свою активную и инициативную позицию. Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. Используемые для этого костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для милиционера) хранятся в доступном виде для детей на вешалке. Кухонный уголок для девочек игрушечная плита, посуда, продукты, фартук и поварской колпак.
Машинки разных размеров и предназначений : грузовые, легковые, самосвалы, автобусы, машина скорой помощи, милиции и пожарной службы. Ремонтная мастерская с игрушечными молотками, гайками, шурупами и другими принадлежностями. Модуль с изображением города.
Слайд12
Центр конструирования
В группе создан «Центр конструирования», где размещё н необходимый строительный материал: конструкторы «Lego» с деталями разного размера; кубики с картинками; строительный материал (деревянный, пластмассовый, магнитные блоки, деревянные блоки, конструктор «Полесье», конструктор «Ёжик Бондибон», Краснокамская игрушка строительные детали Поликарпова, Деревянный конструктор Куби-дуби.
Игры, пособия, мебель в центре полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской деятельности.
Слайд 13
Центр Науки
Дети - прирожденные исследователи, активно собирающие информацию о своем окружении. Они пытаются понять свой мир с помощью наблюдений и экспериментирования. Естественная любознательность детей переходит в деятельность познания. Очень важно, чтобы маленькие дети участвовали в самом процессе исследования.
Центр науки принципиально важен для программы, ориентированной на ребенка, хотя бы потому, что один из важнейших её принципов - обучение через собственный опыт, пробы и открытия.
Резиновые дикие и домашние животные, насекомые, водные обитатели, скелет человека, шумелки со звуком (горохом, пшеном,грешкой, перышками, ватой, бумагой и т. д., семена растений, иллюстративный материал, микроскоп, пробирки, пинцет.
Слайд 14
Центр песок и вода
Организуя игры с песком и водой, мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка.
«Центр воды и песка» располагается рядом С «Центром науки и естествознания».
Ёмкости разного размера, лейки, формочки, песок, вода, трубочки, лопатки, веник, совочки, тазики, рыбки и удочки, космический песок.
Заключение
Подводя итог, хотелось отметить, что созданная РППС должна:
- иметь привлекательный вид;
- положительно влиять на эмоциональное состояние каждого ребенка;
- удовлетворять потребности каждого ребенка в познании окружающего мира;
- способствовать решению образовательных задач по всем образовательным областям, а значит по всем направлениям развития детей.
Постарались критично подойти и к форме предметного содержания, к естественности игрушек – животных. Хотелось бы отметить условность разделения группы на центры, так необходимо соблюдение таких принципов как полифункциональности и вариативности.
Проблема индивидуализации творческая и на все случаи рецептов нет. В. А. Сухомлинский писал: «Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно настроиться самому на тон этой струны».