Вера Николаевна Лесных
Эссе «Имидж педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
«Совершенствование имиджа педагога,
как часть его акмеологического развития»
Лесных В. Н. старший воспитатель МБДОУ
д/с №34 «Радость» г. Ставрополя,
«Отличник просвещения РФ»
В программе модернизации образования большое внимание уделяется личностному развитию и совершенствованию профессионализма педагога. Поэтому одной из задач стоящей сейчас перед каждым педагогическим коллективом, является создание условий для личностного и профессионального развития воспитателей ДОУ. Мы коснемся одной из составляющих успешной личности - изучению составляющих имиджа педагога в контексте имиджа детского сада. Так что же такое имидж в педагогической деятельности?
Публикация «Эссе „Имидж педагога“» размещена в разделах
ИМИДЖ (от лат. imago — образ, подобие) — представление, образ, формируемый в общественном мнении, о каком-либо человеке, фирме, организации посредством целого ряда информационных приемов и технологий. Поэтому ученые выделяют несколько видов имиджа :имидж-репутация; имидж лидера, руководителя; имидж услуг, товара; корпоративный имидж и личный имидж.
Личностный имидж он в концентрированной форме задает суть человека. Отталкиваясь от имиджа, мы можем строить свои взаимоотношения с данным человеком: симпатизировать ему, назначать на пост, контролировать. Отсюда следует простая истина: чем точнее человек изберет и построит свой имидж, тем эффективнее будет его коммуникация в обществе, в профессии.
Имидж личности и современное значение имиджа — это впечатление, производимое человеком на окружающих. На имидж влияет : что и как он говорит; что и как он делает; стиль его мышления; стиль поведения; как общается и обращается с другими людьми; какова его внешность; как одевается; каковы его манеры.
В настоящее время понятие «имидж» часто связывают с понятием «акме» (вершина — с греч., которое используется при исследовании и достижении высшей точки в развитии — расцвета, зрелости, максимальной дееспособности человека как личности и как профессионала. Период взрослости — это период достижения высших уровней развития «духовных, интеллектуальных, физических характеристик человека, период достижения акме — вершин развития» (А. Ю. Панасюк). Именно в период взрослости происходит активное формирование социальной зрелости личности. По мнению А. А. Бодалева, процесс этот неизбежно ведет к возникновению проблемы восприятия человека человеком — к проблеме имиджа. Сегодня «имидж» — это «действенное» значение «об-раза» активного человека, что связано с осмыслением его участия в отношениях людей, прежде всего в их профессиональной деятельности.
Говоря об имидже воспитателя, мы объединили два понятия — руководитель и лидер, потому что педагогам приходится руководить детским коллективом, вести его за собой в познании, в организации различных видов деятельности. Суть лидерства в педагогике и психологии состоит в осуществлении целенаправленного влияния педагога на воспитанников, путем ведения их за собой к цели. Задача воспитателя, конструируя свой имидж, не довольствоваться лишь формальным аспектом (должностью, оказывая влияние на ребят, а стать поистине увлеченной личностью, ведущей за собой детей; авторитетной и чуткой, профессионалом и примером нравственности, умело пользующейся каналами данной ему власти. К. Левин выделяет семь каналов власти, которыми должен разносторонне пользоваться педагог в работе с детьми, родителями, коллегами. Это: власть влияния, компетенции, информации, принуждения, награждения, авторитета, должностного положения. Зная плюсы и минусы каждого воспитанника, воспитатель эффективно воздействует на него, используя тот или иной канал власти.
Но этого мало. Конечно же, каждый педагог должен обладать набором лидерских качеств, которые он должен формировать и совершенствовать в себе в течение всей профессиональной деятельности. Какие черты свойственны хорошему лидеру? Лидер должен быть предан своей организации, коллективу детского сада. Лидер — это патриот. Он всегда оптимист, любит людей, он предан им; тактичен и внимателен. Лидер должен быть смелым, решительным, иметь широту взглядов. Лидер справедлив, он не действует под впечатлением эмоций. Лидер честолюбив, последователен, скромен, уверен в себе. Лидер должен быть педагогом с большой буквы.
По мнению психологов, в достижении состояния «акме» — вершины профессионализма, творчества — основными факторами являются самопознание, саморазвитие, самобучение, самосовершенствование, самопланирование, самоконтроль. «Самость» — феномен личностного развития. Акмеологи ставят одной из задач своей деятельности подбор личностью эталонов, формирование адекватных методов достижения, мо-тивации к саморазвитию, помощь в выборе соответствующих методов. Возникает вопрос: с чего начать конструирование личного имиджа педагога?
Процесс самосовершенствания должен начинаться с изучения и анализа как своих личностных, так и профессиональных затруднений. На первом этапе будет иметь большое значение помощь специалиста — практикующего психолога, который даст рекомендации по подбору методов, приемов самодиагностики. А. К. Маркова предлагает изучить следующие интегральные характеристики личности педагога профессионала, которые позволят сформировать положительный имидж педагога. Это изучение:
• профессионального самосознания — то есть, как происходит осознание вами эталона в профессии, профессиональных качеств у себя, оценивание себя глазами коллег, руководителя; самооценка своих отдельных качеств (когнитивный, эмоциональный, поведенческий аспекты); а так же формирование позитивной «Я-концепции» — важнейшего компонента интегральной характеристики личности. Положительное оценивание себя, умение видеть свои положительные качества, опора на них — все это помогает эффективно строить свой имидж, деятельность, получать удовлетворение от своей профессии. Педагог, обладающий позитивной самооценкой, чувствует себя уверенно, спокойно, менее подвержен тревогам и стрессам. Самоуничижение — одна из особенностей российского менталитета, в котором протекала наша прежняя деятельность. Личностная проблема снижения самооценки, неуверенность, накапливающиеся обиды делают нас пациентами кардиологов, гастроэнтерологов, невропатологов.
• индивидуального стиля деятельности и общения, который делает каждого человека неповторимым и определяется личностными особенностями, сочетанием средств и способов профессиональной деятельности и общения, зависит от ритма работы и опыта.
• профессионального общения, атмосферы, в которой протекают процессы становления, развития личности каждого члена коллектива. Профессиональное общение должно быть комфортным, личностно развивающим.
Конструируя личный имидж, каждыйпедагогопределяет свой тип имиджа и совершенствует его, на основе данных характеристик. Ученые выделяют следующие имиджи (типы) педагогов : реалист, романтик, фанатик, популист.
Реалист ставит адекватные потребностям цели и задачи, исходит из объективной реальности, соотносит силы с уровнем сознательности членов детского, родительского и педагогического коллективов, степенью их подготовленности к выполнению поставленных задач. Фанатик руководствуется своими педагогическими целями, навязывая их коллективу, не считаясь с ситуацией, используя повышенную потребность власти, достижения цели любой ценой. Отсюда нетерпимость к инакомыслию, иному пониманию методов и способов решения проблем. Фанатик подозрителен, насторожен ко всему, что противоречит его мнению. Романтик на первом этапе может воодушевить, всех увлечь идеей. Но он не обладает способностью адекватно реагировать на изменения условий, не может оперативно корректировать свои действия. В нем ярко сочетаются острый ум, жажда перемен, склонность к риску, торопливость, эмоциональность и в тo же время растерянность, часто отчаяние при первых трудностях. Популист – человек желающий завоевать мнимый авторитет, играя на интересах толпы. Это педагог, высказывающий идеи приятные детям, их родителям, сближающийся с родителями, дошкольниками на недопустимое расстояние, позволяющий панибратство, разговаривающий на бытовом языке.
Имиджелогия в настоящее время находится на стыке науки и искусства. Поэтому, изучая её основы, творчески применяя их на себе, воспитатель может конструктивно влиять на создание своего нового образа успешной личности. Всё в ваших руках!
Особой заботой администрации детского сада, в период модернизации образования,должна стать забота о педагогах,их профессиональном и культурном росте, обеспечении условий для реализации их способностей и творческих планов. Можно смело сказать, что успешность профессиональной деятельности воспитателя происходит за счет актуализации личностного потенциала, сохранения и пополнения его резервных возможностей в единстве с активизацией потенциала среды всего дошкольногоучреждения, направленной на создание психологически комфортных условий деятельности в коллективе сотоварищей.