Ольга Белых
Игры с пуговицами как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игры с пуговицами как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Белых Ольга Ивановна
МБДОУ детский сад №180
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рекомендует учитывать индивидуальные особенности ребёнка, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук, поддерживать инициативу и самостоятельность детей, возможность выбора детьми материалов. В целевых ориентирах ФГОС ДО обозначено, что ребёнок уже в раннем возрасте способен уверенно пользоваться такими предметами как ложка, расчёска, карандаш и проявлять самостоятельность, а на этапе завершения дошкольного образования он достаточно хорошо владеет устной речью, у него развита крупная и мелкая моторика, ребёнок любознателен, обладает развитым воображением. Это – целевые ориентиры, к которым необходимо стремиться, чтобы ребёнок был успешен в школьном обучении. Задача педагога – помочь будущему школьнику развить мелкую моторику, поддержав детскую инициативу и самостоятельность.
Публикация «Игры с пуговицами как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Пуговицы, пуговки
- Пуговицы. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Давно известно, что одним из главных средств развития моторики рук служат игры с различными предметами. Психологи называют это ориентировочно-исследовательской деятельностью, так как в ходе её дети получают самый разный чувственный опыт, возможность изучить свойства и качества предметов, а практическое познание функций, назначения предметов даёт возможность развить практическое мышление.
Мелкая моторика очень важна, так как через неё развиваются внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память и конечно речь.
Много лет назад М. Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка. Кольцова М. М. в своей книге «Ребёнок учится говорить» отмечает, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. По её мнению, «пальцы помогают говорить». Движения пальцев исторически в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией.
Развитие мелкой моторики рук повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирует развитие центральной нервной системы и ускоряет развитие речи.
Тренировка движений пальцев рук и кистей способствует улучшению артикуляционных движений, готовит руку к письму.
В любом возрасте дети любознательны и задают много вопросов, особенно о тех вещах, которые им интересны. Но необходимо обращать внимание и на те предметы, которыми мы пользуемся каждый день. Ведь некоторые из них, порой даже самые обычные, таят в себе много интересного. Обычные пуговицы могут выполнять важную функцию: быть средством развития мелкой моторики, вспомогательным материалом для развития речи. Их можно использовать для создания развивающих дидактических игр, массажных ковриков, шнуровок для пришивания пуговиц разными способами. Ребёнок с помощью пуговиц легко может освоить счёт, научиться сортировать их по форме, цвету, размеру.
В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Нетрадиционным предметом для проведения дидактических игр являются пуговицы. Яркие, красивые пуговицы в виде животных, насекомых, растений, птиц и т. д. привлекают внимание детей. Кроме того, игры с ними способствуют формированию координации движений, мелкой моторики, усидчивости, а также коррекции всех сторон речевого развития детей. А ещё они экологичны, не вызывают аллергии, ими нельзя порезаться или уколоться, они легко поддаются обработке.
«Куда закатилась пуговица?»
Дидактическая задача: формировать навык правильного употребления предлогов.
Игровое правило: подобрать к пуговице слова с предлогом.
Оборудование: игровое поле с изображением комнаты с мебелью и пуговица.
Ход игры:
Воспитатель перемещает пуговицу по картинке с изображением комнаты с мебелью и задаё т вопрос: «Куда закатилась пуговица?» Ребё нок отвечает: «Пуговица закатилась под шкаф (под стол, за диван, за стул) и т. д.» (или «Где лежит пуговица?») Варианты могут быть различные : например, полки с игрушками в магазине.
«Разложи по группам»
Цель – формирование обобщающих понятий и введение в активную речь слов-обобщений.
Оборудование – пуговицы.
Воспитатель выкладывает пуговицы в виде различных предметов нескольких категорий: домашние, дикие животные, транспорт и т. д. Ребёнок сортирует их, объединяя по определённому признаку (цвет, форма, размер). Затем он называет пуговицы в каждой группе и объясняет, почему так объединил.
Предлагаю обратить ваше внимание на пособие.
Карпеева М. В. Развитие речи младших дошкольников. Упражнения с пуговицами и дидактические игры
Данное пособие помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей, где ведущая роль отведена "Познавательно-речевому развитию". Материал способствует формированию целостной картины мира у детей 3-5 лет.
Пособие ориентировано на выполнение основной общеобразовательной программы и соответствует требованиям ФГОС. Пособие адресовано воспитателям, логопедам, педагогам, внимательным родителям.