Ишимникова Наталья Викторовна
Игры с правилами по формированию навыков безопасного поведения на улице и дорогах для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего»
Н. К. Крупская
С точки зрения ребенка, игра — это получение максимального удовольствия от жизни.
С точки зрения специалиста, игра - это ведущий в детском возрасте вид деятельности, который дает ребенку возможность развиваться.
С точки зрения родителей, игра - это беспокойство, хлопоты и беспорядок в комнате.
Публикация «Игры с правилами по формированию навыков безопасного поведения на улице и дорогах для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Игры для детей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Старшая группа
- Темочки
В чем воспитательная ценность игр с правилами?
Игры с правилами – это группа игр с установленными правилами, которые специально созданы для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Данные игры имеют готовое содержание, а обязательным их компонентом являются фиксированные правила. Решение необходимых задач происходит через игровые действия ребенка при выполнении того или иного задания. Данный вид игр – это сложное и многогранное явление со своими функциями: обучающей, развлекательной, коммуникативной, релаксационной, психотехнической, компенсаторной и функцией самовыражения.
Вашему вниманию предлагаются игры с правилами по формированию навыков безопасного поведения на улице и дорогах для детей старшего дошкольного возраста.
I. Картотека дидактических игр:
1 д. и. «Теремок» - учит детей различать дорожные знаки, знать их назначение для пешехода, водителей автотранспорта и велосипедистов. Воспитывает внимание, ориентировку в пространстве.
Материал: Сказочный домик «Теремок» с вырезанным окошком, картонная полоска с изображенными на ней дорожными знаками. ( Предупреждающие знаки: железнодорожный переезд, дети, пешеходный переход, опасный поворот. Предписывающие знаки: прямо, направо, налево, круговое движение, пешеходная дорожка. Информационные знаки и знаки особых предписаний: место стоянки, пешеходный переход, телефон.)
Ход игры : Полоску перемещают (сверху вниз или слева направо, в окошке поочередно появляются дорожные знаки). Дети называют знаки, объясняют их назначение.
2 д. и. «Можно - нельзя, правильно - неправильно» - формирует у детей представления и ответственное отношение к тому, что можно и нельзя на улице, дороге и в транспорте.
Материалы к игре: Карточки с правильным и неправильным поведением детей (ситуациями) на дороге, на улице и в транспорте (автобусе и метро). Карточки с улыбающимся солнышком и грустным солнышком на каждого игрока.
Ход игры : I вариант. В игре принимают участие все дети. Им раздают карточки с улыбающимся солнышком и грустным солнышком. Последовательно показывает карточки с различными ситуациями поведения детей на улице, дороге, в транспорте. Дети поднимают ту карточку с солнышком, которая соответствует данной ситуации, т. е. можно так себя вести в транспорте или на улице (улыбающееся солнышко) или нет (грустное солнышко, правильно ли поступают дети или нет. Выигрывает тот, кто не только правильно поднимет соответствующую карточку, но и объяснит, почему он поднял ее.
II вариант. В игре принимают участие не более шести детей. Им раздают карточки с ситуациями, но не более 4-х каждому. Дети раскладывают их перед cобой. Карточки с солнышками кладутся на середину стола. Дети рассматривают свои карточки, берут солнышко и кладу карточку с соответствующей выражению (веселое или грустное солнышко) ситуацией. Выигрывает тот, кто первым закроет все ситуации карточками с солнышками и расскажет, почему он закрыл эту картинку веселым или грустным солнышком.
3 д. и. «Угадай, какой знак?» - учит детей различать дорожные знаки. Закрепляет знания детей о правилах дорожного движения. Воспитывает умение самостоятельно пользоваться, полученными знаниями в повседневной жизни.
Ход игры : I вариант. Ведущий приглашает детей по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к тем детям, у которых уже есть знаки этой группы.
II вариант. Ведущий называет знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он означает.
III вариант. Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их.
4 д. и. «Узнай знак» закрепляют знания детей о дорожных знаках.
Материал: 2 картонных диска, соединенных в центре винтом. На нижнем круге вдоль края приклеены обозначения дорожных знаков. На внешнем круге у края вырезается окошко по размеру чуть больше дорожных знаков. Вращая диск, ребенок находит нужный знак.
Ход игры : Детям показывают картинку, изображающую ситуацию на дороге. Они должны найти дорожный знак, который здесь необходимо поставить.
5 д. и. Игра «На островке» - закрепляет знания детей о том, как следует обходить разные виды транспорта. Знакомить с наиболее типичными дорожно-транспортными ситуациями и соответствующими правилами поведения пешеходов.
Материал: Картинки, изображающие различные ситуации с участием пешеходов, дорожные знаки, светофор.
Ход игры Дети должны рассмотреть и объяснить изображенную на картинке ситуацию, оценить поведение пешеходов, пассажиров, водителей; объяснить необходимость установки нужного дорожного знака.
6. д. и. «Раз, два, три, что может быть опасно – найди» - закрепляет представления об источниках опасности в доме; развивает сообразительность, внимание; воспитывает чувство товарищества.
Правило : не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода.
Ход игры. Воспитатель или ребенок отворачивается и считает до 3-5 (при необходимости до 10, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор.
II. Игры на внимание
1 вн. "Нарисуй знаки" - закрепляют знания о дорожных знаках, развивают логическое мышление, память, внимание, быстроту.
Играющим предлагают за определенное время (5,10,15 мин.) нарисовать цветными карандашами или фломастерами знаки дорожного движения. Выигрывает тот, кто правильно нарисует за указанное время большее количество знаков. Данную игру можно усложнить: предложить ребятам нарисовать за определенное время знаки из одной, а еще лучше из двух групп (например, указательные и запрещающие или предписывающие и информационно-указательные).
2 вн. «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир» - дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик дорожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь играющих, произнося при этом одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если водящий сказал слово «Дорога!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо слово, связанное с дорогой. Например: улица, тротуар, обошла и т. д. На слово «Транспорт!» играющий отвечает названием какого-либо транспорта; на слово «Пешеход!» можно ответить - «светофор», «переход» и т. д. Затем мяч возвращается регулировщику дорожного движения. Ошибившийся игрок выбывает из игры.
3 вн. «Дорожное – не дорожное» - игровое поле расчерчивается в линеечку, где каждая линеечка отделяется от другой на один шаг (можно играть на широкой лесенке, игроки встают за последнюю черту и водящий бросает им поочередно мяч, называя различные слова. Если звучит «дорожное» слово — игрок должен поймать мяч, «не дорожное» — пропустить или отбросить, при соответствии действий игрока названному слову, игрок переходит к следующей черте (на следующую ступеньку). Выигрывает и становится водящим тот, кто первый пересечет последнюю черту.
4 вн. «Да или нет» - кто-нибудь из ребят обращается то к одному, то к другому ребенку с каким – ни будь вопросом, например: «Ты переходишь дорог красный сигнал светофора?», «Ты катаешься на самокате дворе?», «Говорят, что ты не уступаешь в транспорте место старшим. Это правда?» Отвечать надо быстро, коротко и обязательно вставлять слова «да» или «нет». Отвечая на вопросы положительно («Да, я катаюсь на самокате только во дворе», надо одновременно головой поворачивать слева направо а отвечая отрицательно («Нет, я уступаю в транспорте старшим», покачивать головой сверху вниз (как, например, принято у болгар). Поскольку эти движения совершенно непривычны, многие ошибаются и невольно сопровождая ответ не теми движениями головы, какими нужно, вызвать смех и оживление окружающих.
5 вн. «Поездка в город» - для игры нужны стулья — одним меньше числа играющих. Стулья ставят плотно по кругу, один возле другого, сиденьями наружу. Каждый из играющих занимает свободное место. Водящий стула не имеет. Он идет вокруг играющих, держа В руке флажок, и говорит: «Я еду в город, приглашаю желающих». Все ребята один за другим присоединяются к нему. Водящий говорит: «В город мы едем автобусом (поездом, самолетом)», — и одновременно ускоряет шаг. «Автобус набирает скорость», — продолжает водящий и переходит на бег. «Город "уже совсем близко», — объявляет он (бег замедляется).
«Внимание, остановка!» — неожиданно раздается команда водящего. По этой команде все бегут к стульям. Каждый станется занять стул. Водящий тоже старается занять место. Тот, кто остается без стула, становится водящим, получает флажок и повторяет игру. Водящий может увести учеников в сторону стульев, повести их через зал и т. п. и подать команду «Остановка!» неожиданно в любом месте.
III. Подвижные игры
1 п. и. "Светофор" - две команды по 12-15 человек выстраиваются полукругом, одна слева, другая справа от воспитателя. В руках у воспитателя светофор - два картонных кружка, одна сторона которых жёлтого цвета, вторая сторона у кружков разная (красная или зелёная). Воспитатель напоминает ребятам о том, как важно соблюдать правила движения на улице, переходить её только в установленных местах, где надпись "переход", сначала оглядываться налево, чтобы убедиться, что нет близко машины, а там, где установлен светофор, внимательно следить за ним. Она читает ребятам стихи С. Михалкова. Недостающие слова ребята подсказывают хором.
Если свет зажёгся красный, Значит, двигаться…. (опасно). Свет зелё ный говорит: "Проходите, путь (открыт)". Жёлтый свет - предупрежденье - Жди сигнала для….(движенья).
Затем воспитатель объясняет правила игры : - Когда я покажу зелёный сигнал светофора, все маршируют на месте (начинать надо с левой ноги, когда жёлтый - хлопают в ладоши, а когда красный – стоят неподвижно. Тот, кто перепутал сигнал, делают шаг назад. Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игры останется на месте больше участников.
2 п. и. «Парковка» - по углам и возле стен зала чертят квадратные или прямоугольные места парковки. Их должно быть на 5-8шт. меньше, чем участников – автомобилей. Дети становятся в центре зала др. за др., образуя круг. У каждого в руках игрушечный руль. По сигналу ведущего, желательно, чтобы им был кто-нибудь из взрослых, начинают движение по кругу, напевая:
Едут быстрые машины
По дорогам по пустынным
И у каждой есть свой путь
Ни сломаться, ни свернуть.
Все обгоны под запретом –
Непогода этим летом.
Только есть один секрет:
Опоздавшим – места нет!
После этих слов все «разъезжаются» к местам парковки и стараются занять свободное место. Опоздавшим выдают штраф. карточки. Затем игру повторяют. Выигрывает тот, кому удалось удачно припарковаться 3 раза подряд.
3 п. и. "Мы юные автомобилисты"
Инспектор ГИБДД (воспитатель, проверив знания детей правил дорожного движения, вручает каждому из них водительское удостоверение. Получив права автомобилиста, дети старших групп двигаются по игровой площадке, соблюдая правила дорожного движения : 1. Придерживаться правостороннего движения 2. Правильно реагировать на сигналы
4 п. и. «Перекресток»
Водящий-«светофор» стоит в центре перекрестка, дети — «пешеходы» и «транспорт». Свисток. Перекресток оживает: идут «пешеходы», двигается «транспорт». «Светофор» салит детей за нарушение правил уличного движения. Нарушители выбывают из игры. Побеждает тот, кто умеет правильно ходить по улицам.
5 п. и. «Такси» - основная цель. Приучать детей двигаться вдвоем, соразмерять движения друг с другом, менять направление движений, быть внимательным к партнерам по игре.
Описание. Дети становятся внутрь большого обруча (диаметром 1 м, держат его в опущенных руках: один — у одной стороны обода, другой — у противоположной, друг за другом. Первый ребенок — водитель такси, второй — пассажир. Дети бегают по площадке или по дорожке. Через некоторое время меняются ролями.
Моделирование игровых ситуаций является важным этапом освоения детьми знаний о правилах безопасности жизнедеятельности. Происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять источники опасности, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности. Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными ситуациями и предметами быта, дошкольники намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.
Планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на формирование опыта безопасного поведения в быту является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит пропедевтический, профилактический характер.