Лучший педагог года

Игры с использованием сюжетных и предметных картинок

Наталья Голубева
Игры с использованием сюжетных и предметных картинок

Игры с использованием предметных и сюжетных картинок

Уже в конце первого года ребенок тянется к красочной картинке, радуясь изображению. Малыш не сразу отличает реальный предмет от его изображения на картинке. Он относится к рисунку как к игрушке, к вещи, пытаясь взять нарисованный мячик, укусить яблоко. С помощью взрослого малыш постепенно устанавливает связь между предметом, его графическим изображением и соответствующим названием. Это важно для развития мышления, для формирования первых общих представлений.

Публикация «Игры с использованием сюжетных и предметных картинок» размещена в разделах

Картинка помогает закреплению представлений детей о предметах. Под руководством воспитателя с помощью картинки осуществляется более расчлененное, детальное восприятие качеств предмета (форма, величина, цвет и др.) и его состояния. Тем самым рассматривание картин способствует развитию более устойчивого, сосредоточенного внимания.

Картины вызывают у ребенка радостные эмоции, с помощью картины обогащается словарь малыша. От взрослых он узнает название предметов, действий, качеств, постепенно начинает сам активно называть изображенное, отвечать на вопросы.

Использование картинки для развития речи ребенка имеет даже некоторое преимущество перед игрушкой. Дети, рассматривая картинку, охотно говорят, в то время, как игрушкой им, прежде всего, хочется поиграть, а не рассказывать о ней.

Картинки, благодаря своей образности, красочности являются ценным средством воспитания художественного вкуса. Картинки для маленьких должны быть красочными и хорошо выполненными в художественном отношении.

Вот некоторые игры с использованием картинок.

Предметные картинки

Работа с картинками строится на основе принципов от простого к сложному и от частного к общему. Вначале детям предлагаются изображения тех предметов, которые наиболее часто встречаются в их повседневной жизни, с которыми они действуют в разных ситуациях и видят их в разных сочетаниях. Это, прежде всего изображения отдельных предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, предметов домашнего обихода, животных (живущих рядом) и др. Далее изображения подбираются как серии обобщений: «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Животные» и т. п.

Ниже приводятся примеры игр с предметными картинками. Цель таких игр – вырабатывать у детей представление о величине, цвете, различных состояниях предметов; обогащать словарь названиями качеств, действий; учить произносить короткие предложения.

ПОСУДА ДЛЯ КУКЛЫ

Цель: Учить детей находить знакомые предметы посуды на картинках по словесному указанию, дать представление об их использовании, активизировать словарь.

Оборудование: Набор предметных картинок из серии «Посуда», кукла.

Ход: Воспитатель говорит, что кукла будет обедать и предлагает детям подобрать картинки с изображением тех предметов посуды, которые понадобятся кукле для того, чтобы поесть, например, суп. Ребенок указывает на картинки с изображением тарелки и ложки. Воспитатель активизирует речь ребенка, задавая вопросы: «Что нарисовано на картинке? (тарелка и ложка). Для чего нужны тарелка и ложка? (чтобы есть суп) и т. д.

КТО С НАМИ РЯДОМ ЖИВЕТ

Цель: Учить узнавать, показывать и называть животных и птиц, изображенных на картинках.

Оборудование: Набор предметных картинок из серии «Домашние животные и птицы».

Ход: Воспитатель задает вопросы по содержанию предметных картинок, а дети на них отвечают, например: «Кто же здесь нарисован? Да, Петушок Золотой гребешок. А как он кричит? Ку-ка-ре-ку!» и т. д. «Покажи, где нарисована собачка. Правильно. А как кричит собачка? Ав-ав!» и т. п. (Рис. 19)

ЧТО КУПИЛИ НА БАЗАРЕ?

Цель: Продолжать знакомить детей с названиями овощей, учить соотносить и сравнивать предметы с их изображениями на картинках.

Оборудование: Набор предметных картинок из серии «Овощи», натуральные овощи или их муляжи.

Ход: Воспитатель показывает, например вилок капусты и спрашивает у детей: «Что это? (капуста). Капуста круглая, зеленого цвета. Покажи, где нарисована капуста? (ребенок показывает картинку и называет то, что на ней изображено)». Затем игра повторяется с использованием другого овоща. (Рис. 15)

ЧТО В САДУ РАСТЕТ?

Цель: Продолжать знакомить детей с названиями фруктов, учить соотносить и сравнивать предметы с их изображениями на картинках.

Оборудование: Набор предметных картинок из серии «Фрукты», натуральные фрукты или их муляжи.

Ход: Игра проводится так же, как и предыдущая. (Рис. 20)

Игры «Что купили на базаре?» и «Что в саду растет?» можно проводить просто с использованием предметных картинок, без использования муляжей. Тогда цель этих игр будет такая – учить узнавать, показывать называть овощи и фрукты, изображенных на картинках. Ход этих игр следующий: Воспитатель задает вопросы по содержанию предметных картинок, а дети на них отвечают, например: «Что здесь нарисовано? Да, яблоко. Яблоко круглое, красного цвета. Повтори». Или: «Покажи, где нарисовано яблоко. Правильно. Какое яблоко? (ребенок отвечает сам или с помощью воспитателя)» и т. п.

ПАРНЫЕ КАРТИНКИ

Цель: Учить детей находить две идентичные картинки среди множества (10-15) предложенных, активизировать словарь.

Оборудование: Наборы предметных картинок : «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Игрушки» и т. д. (по две штуки, две куклы.

Ход: Воспитатель показывает детям куклы, говорит, что они сестренки и предлагает обеим подарить по игрушке. Дети выбирают две картинки с изображением игрушек из всех предложенных. Затем, воспитатель говорит, что куклы хотят погулять, и предлагает помочь куклам найти свою одежду. Дети выбирают две картинки с изображением предметов одежды и т. д. При этом воспитатель побуждает детей отвечать на вопросы, активизируя их речь: «Что это? Для чего это нужно? Какого цвета? И т. п.».

Так же в этой игре можно использовать комплексные картинки. На одной такой картинке изображены, например, несколько предметов посуды, мебели, одежды и т. д.

НА ЧЕМ МЫ ЕЗДИМ?

Цель: Учить детей узнавать знакомые транспортные средства, обозначать их словами.

Оборудование: Предметные картинки «Транспорт».

Ход: Воспитатель показывает детям ту или иную картинку и спрашивает, что на ней нарисовано. Дети отвечают сами или с помощью воспитателя. Затем воспитатель предлагает рассмотреть картинку и отмечает, какого цвета, например, машина, вместе с детьми называет ее части и т. д. Игра повторяется.

Игру «На чем мы ездим?» можно проводить с использованием художественного слова. Тогда цель этой игры будет такая – научить детей узнавать и показывать транспортные средства на слух. Ход: Воспитатель читает детям стихотворение, затем спрашивает о чем в нем говориться и просит ребенка найти картинку с изображением этого транспорта.

ПАРОВОЗ

Загудел паровоз

И вагончики повез.

Чу-чу, чу-чу!

Я далеко укачу!

(Т. Волгина)

САМОЛЕТ

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами.

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

(А. Барто)

ГРУЗОВИК

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык –

Опрокинул грузовик.

(А. Барто)

ВЕРТОЛЕТ

Вертолет, вертолет!

Ты возьми меня в полет!

А в полете пусто,

Выросла капуста!

(дразнилка)

КОРАБЛИК

Матросская кепка, веревка в руке.

Везу я кораблик по быстрой реке

И скачут лягушки за мной по пятам,

И просят меня: «Прокати, капитан!».

(А. Барто)

ЛОТО

Цель: Учить узнавать и называть изображенные на картинках предметы, не зависимо от их цвета или величины; обобщать их по назначению и использованию.

Оборудование: Наборы предметных картинок : «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Игрушки» и т. д. (число картинок из каждой серии должно соответствовать количеству детей).

Ход: Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображена, например, тарелка и говорит: «Что это? (дети отвечают). Правильно. Тарелка – это предмет посуды. Где еще нарисована посуда?». Дети, самостоятельно или с помощью воспитателя, ищут и показывают нужные картинки и называют, что на них нарисовано. Далее, воспитатель показывает детям картинку, на которой изображен, например, автомобиль и игра повторяется.

КОГО МЫ ВСТРЕТИЛИ В ЛЕСУ?

Цель: Учить узнавать, показывать и называть животных, изображенных на картинках.

Оборудование: Предметны картинки из серии «Дикие животные».

Ход: Воспитатель задает вопросы по содержанию предметных картинок, а дети на них отвечают, например: «Кто здесь нарисован? Да, зайчик. Зайчик серого цвета, у него длинные ушки. Какого цвета зайчик? Какие у него ушки?» и т. п. (Рис. 21)

КОМНАТА ДЛЯ КУКЛЫ

Цель: Учить узнавать, показывать и называть предметы мебели, изображенные на картинках и обозначать их словами.

Оборудование: Предметны картинки из серии «Мебель», кукла.

Ход: Воспитатель показывает детям куклу и говорит: «На чем кукла будет спать? Да, на кроватке. Покажи, где нарисована кроватка? (ребенок показывает нужную картинку). Что на ней нарисовано? (кроватка). Для чего нужна кроватка? (чтобы на ней спать)» и т. д.

Игру «Комната для куклы» можно проводить, используя не только предметные картинки, но и игрушечную мебель. Тогда цель этой игры будет такая – знакомить детей с названиями предметов мебели, учить соотносить и сравнивать предметы с их изображениями на картинках. Ход этих игр следующий: Воспитатель показывает детям кукольный уголок и говорит, что это комната куклы. Затем спрашивает у детей: «Что это? (стул). На стуле кукла сидит. Покажи, где нарисован стул? (ребенок показывает картинку и называет то, что на ней изображено). Для чего нужен стул? (чтобы на нем сидеть)». Затем игра повторяется с использованием другого предмета мебели.

Сюжетные картинки

На занятиях с сюжетными картинками дети второго года жизни приобретают умение аккуратно пользоваться картинками, внимательно рассматривать изображения, накапливают словарь. Это дает возможность в дальнейшем совершенствовать восприятие и речь детей. Занятия с сюжетными картинками проводятся одновременно с 3 – 4 детьми. Картинку кладут на стол или укрепляют на устойчивой настольной подставке. Детей усаживают около стола напротив картинки.

Цель таких игр: научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.

ДЕТИ ОБЕДАЮТ

Цель: Упражнять детей в названии слов: тарелка, чашка, блюдце, ложечка, салфетка, ест, вытирает, держит.

Оборудование: Картинка с изображенными на ней троих детей, сидящих за столом: мальчик наклонился над тарелкой, и ест второе; девочка ест маленькой ложкой компот из чашки, стоящей на блюдце; второй мальчик закончил еду и вытирает рот салфеткой; на столе стоит стакан с бумажными салфетками.

Ход: Воспитатель показывает картинку и рассказывает : «На картине нарисованы дети. Они обедают. Мальчик (показывает его) ест кашу из тарелки. Алеша, покажи тарелку. А это что? (Большая ложка). А девочка уже съела кашу. Девочка ест компот ложечкой. А это что? (Чашка). В чашке компот. А это что? (Блюдце). Что делает девочка? (Ест компот). Этот мальчик уже съел компот. Он вытирает рот салфеткой. Что делает мальчик? (Вытирает рот). Салфетки стоят на столе в стакане. Таня, покажи стакан с салфетками. Дети хорошо и аккуратно едят, Платья и рубашки у них чистые». Затем воспитатель просит отдельных детей показать и рассказать, что делают мальчик и девочка, что они держат в руках, что едят, просит назвать цвет одежды (зеленая рубашка, красное платье).

МАМА КУПАЕТ РЕБЕНКА

Цель: Упражнять детей в названии слов: купаться, ванна, полотенце, поливать, вытирать.

Оборудование: Картинка с изображением ванной, в которой сидит маленький мальчик, а мать мочалкой трет ему спину. Мальчик тянется к утке, плавающей в ванне. Лицо у мальчика веселое. Недалеко стоит стул, на спинке которого висит большое полотенце.

Ход: Воспитатель показывает картинку и дает детям возможность рассмотреть ее. Затем говорит: «Это мама. Мама купает сыночка Петю. Петя любит купаться. «Куп-хлюп, куп-хлюп», - говорит Петя. Как говорит Петя? Диана, покажи ванну. В ванне теплая вода. Мама трет мочалкой Пете спину. А что это у Пети? Утка плавает в ванне, большая, желтая утка. Вымоет мама Петю и польет чистой водой. А что это висит на стуле? Большое полотенце. Мама будет вытирать Петю. Петя чистенький теперь».

МАЛЬЧИК ИГРАЕТ С СОБАКОЙ

Цель: Упражнять детей в названии слов: собака, цветы, сидит, смотрит, дает, играет.

Оборудование: Картинка с изображением зеленой лужайки. На лужайке растут цветы. Мальчик показывает собаке сахар. Собака сидит на задних лапах. Маленькая девочка с интересом смотрит на мальчика и собаку. Около девочки лежит игрушечная собака.

Ход: Воспитатель рассказывает: «Это мальчик Петя и ее сестренка Катя. Они гуляют на лужайке. Катя сидит на траве. Вот трава. На лужайке растут цветы. Покажи, Денис, цветы. Собачка Жучка играет с детьми. Петя дает ей сахар: «На, Жучка! На! На!». Как Петя зовет собаку? Собака стоит на задних лапах и просит сахар». После этого воспитатель просит детей показать на картинке мальчика, девочку, собаку, игрушечную собачку, траву, цветы, спрашивает: «Как мальчик зовет собаку? Что мальчик дает собаке? Где сидит девочка?».

Все вопросы воспитателя к детям носят подсказывающий характер.

Вот приблизительный перечень сюжетных картинок, которые можно использовать для рассматривания с детьми: «Мальчик с дудочкой», «Голубь летит», «Автобус везет людей», «Кошка играет мячом», «Коза ест траву», «Кукла сидит в ванне», «Дети играют в группе», «Праздник елки в детском саду», «Дети кормят курицу и цыплят», «Мишка спит в кроватке», «Дети гуляют в парке», «Дети на прогулке в детском саду» и т. д.

Публикации по теме:

Фотоотчет о конкурсе сюжетных игр (первая младшая группа)Фотоотчет о конкурсе сюжетных игр (первая младшая группа) 1 декабря у нас в саду прошёл конкурс сюжетно-ролевых игр. Конечно, многие спросят:"Да какие сюжетно-ролевые игры есть в первой младшей.

Игровые упражнения по развитию речи с использованием картинок для среднего дошкольного возрастаИгровые упражнения по развитию речи с использованием картинок для среднего дошкольного возраста В ходе игр по картинкам у детей совершенствуется речь и они учатся правильно строить речевые высказывания. В начале четвёртого года жизни.

Игры с куклами. Сценарии сюжетных игр-ситуаций для детей раннего возрастаИгры с куклами. Сценарии сюжетных игр-ситуаций для детей раннего возраста Основной задачей педагога, работающего с детьми раннего возраста, является формирование у детей игровых умений, способствующих становлению.

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Скворцы прилетели» Конспект ООД по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Скворцы прилетели" Цель: учить.

Конспект занятия по формированию предметных представлений по теме «Осень» во второй младшей группеКонспект занятия по формированию предметных представлений по теме «Осень» во второй младшей группе Цель: закрепить понятие время года осень. Задачи: • Расширить представление о приметах осени; • Продолжить формирование понятий лист, дубовый,.

Мастер-класс по изготовлению макета «Аквариум» с использованием картинок МAAM для детей 5–7 летМастер-класс по изготовлению макета «Аквариум» с использованием картинок МAAM для детей 5–7 лет Цель: изготовить модель аквариума для самостоятельной деятельности детей. Задачи деятельности детей с макетом аквариума: - Мастер-класс.

Мастер-класс по изготовлению макета «Динозавры» с использованием картинок из МAAM. RU — библиотеки для детей 5–7 летМастер-класс по изготовлению макета «Динозавры» с использованием картинок из МAAM. RU — библиотеки для детей 5–7 лет Цель: создать макет с динозаврами для самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Материал: картинки с фоном и изображениями.

Мастер-класс по изготовлению сезонного дерева «Времена года» с использованием картинок библиотеки портала МAAMМастер-класс по изготовлению сезонного дерева «Времена года» с использованием картинок библиотеки портала МAAM Мастер - класс по изготовлению сезонного дерева дидактической игры “Времена года” Для изготовления сезонного дерева мне понадобились.

Новогоднее раскрашивание сюжетных картинок в средней группеНовогоднее раскрашивание сюжетных картинок в средней группе Кто из детей не любит рисовать, разрисовывая все, что попадается под руку - папины бумаги, стены, двери, себя самого? Раскрашивание картинок.

Конспект НОД по составлению рассказа по серии сюжетных картинок и лепке снеговикаКонспект НОД по составлению рассказа по серии сюжетных картинок и лепке снеговика Задачи: учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, рассказывать о зимних забавах, сравнивать предметы, лепить фигуру снеговика.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игры с использованием сюжетных и предметных картинок
Опубликовано: 12 ноября 2021 в 18:40
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры с использованием сюжетных и предметных картинок» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Голубева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД