Диана Сулейманян
Игры с фонариком как инновационный подход в овладении знаний дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание и обучение детей является очень сложным и в тоже время эмоциональным занятием. Не секрет, что с каждым годом в детских садах увеличивается количество гиперактивных детей, детей с нарушениями речи и интеллекта. Все сложнее, становится организовывать какой – либо вид деятельности, чтобы увлечь всех малышей.
Исходя из практических наблюдений, можно отметить снижение интереса детей к организованной образовательной деятельности. Что, конечно же, сказывается на их развитии в целом. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к овладению знаний.
Публикация «Игры с фонариком как инновационный подход в овладении знаний дошкольниками» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с фонариком
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Любая деятельность в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ носит характер сотрудничества. Ребенок перестал быть объектом педагогического воздействия и стал активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных знаний и умений. Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. И, конечно же, любой ребенок любит сюрпризы и волшебство.
Игры со светом – самый доступный и самый зрелищный вид занятий с малышами. Это настоящая магия и волшебство!
Фонарик – это не игрушка, но любой ребенок будет рад появлению такого предмета. С помощью фонарика ребята чувствуют себя настоящими волшебниками. Ведь можно показать различных героев своими руками, запускать солнечных зайчиков, а также показывать сказки. Дети с восхищением ждут, кто же сегодня появится за ширмой?
А что, если им самим стать волшебниками, и посветив фонариком на картинку, узнать, кто спрятался за ней? Если взять картинку с нарисованной травой, а сзади этой картинки поставить зайца или ежика – это могут быть игрушки или нарисованные животные и направить луч света, то зрителям сразу станет видно «Кто же спрятался в траве?» Так и появились игры с фонариком!
Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети с трепетом реагируют на волшебство у них в руках.
Когда я впервые предложила детям поиграть в такую игру, то увидела восторг в глазах каждого ребенка. И эта идея вдохновила меня разработать картотеку игр с использованием дидактических карточек и фонарика, которые можно использовать во всех образовательных областях.
Представляемые мной игры можно использовать : на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях:
• при изучении лексического материала; знакомством окружающего мира;
• при решении математических задач;
• при работе над грамматическими категориями и в других образовательных областях.
• Так же в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми во второй половине дня воспитателем, в совместной работе детей и родителей дома.
Такие игры можно подобрать для всех возрастов и по всем темам, охватывающим образовательно-педагогический процесс. Педагог может сам выбрать тему игры, ее цель и задачи. К примеру, программа,Вдохновение”, по которой мы работаем предусматривает проектную деятельность и на каждый проект подбирается игра. Например, проект,Животные”, соответственно и игры с фонариком на данную тему.
Цель игр с фонариком – расширить и закрепить знания детей, посредством дидактической игры «Игры с фонариком»
Результат использования таких игр:
• повышение эмоционального, психологического, благополучия;
• улучшение запоминания нового материала;
• наличие потребностей в овладении новыми знаниями
И так, как же сделать и преподнести «Игры с фонариком» детям? Для детей младшего возраста я предлагаю игру, которая называется «Кто в банке?».
Делается эта игра с помощью программы Microsoft Word. Открываем в этой программе окно ВСТАВКА и вставляем таблицу. Число столбиков и строк зависит от размера карточек. Делаем две таких таблицы на разных листах. И в каждую ячейку в таблице ставим изображение, в нашем случае – это банка. После в каждую банку во второй таблице ставим изображение разных насекомых. Банку можно удалить или оставить. Распечатываем два листа. Совмещаем их таким образом, чтоб лист с пустыми банками был над насекомыми и проклеиваем клеем. Разрезаем и ламинируем. Карточки готовы!
Теперь можно экспериментировать со светом. Нужно включить фонарик и направить луч света на банку с тыльной стороны. Насекомого хорошо видно и дети с легкостью ответят на вопрос Кто в банке? Как только убирается фонарик, ребенку снова видна пустая банка.
Для детей дошкольного возраста можно сделать множество подобных игр, которые будут затрагивать все области познания : «Было-Стало», «Полезное-вредное», «Кто за забором?», «Что лишнее в шкафу?», «Клетка с птичками», «Насекомые», «Что съел хомяк?», «Морские обитатели», «Полезная и вредная еда» «Больше или меньше» «Сколько стало» и множество-множество других….
Игра «Кто за забором?»
Игра «Морские обитатели»
Игра «Полезное-вредное»
Игра «Было-стало»
Использование игр с фонариком позволяет замотивировать детей на совместную игру на занятиях, улучшить концентрацию внимания. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво, опосредованно развивать и обогащать знания детей.
Перспективой работы над данной темой вижу: поиск и разработку новых игр по всем областям и по всем возрастам, привлечение родителей и детей к изготовлению игр дома.
Использованная и рекомендуемая литература:
Баряева Л. Б., Вечканова И. Г., Загрибаева Е. В., Зарин А. П. В мире сказки: Театральные игры-занятия с детьми. - СПб., 2000. – стр. 1-40.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М. : Просвещение. 1991. – стр. 45-112.
Генов Г. В. Театр для малышей. Изд. Просвещение. - М. ,1999. – стр. 13-56.
Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / Бабаева В. И, Логинова М. П. Ноткина С. И и др. ; Под ред. Бабаевой Т. И, Михайловой З. А, Гурович Л. М. - СПб. ,1996. – стр. 24.
Маханев М. Д. Ребенок в детском саду. // Дошкольное воспитание 1999, №11, стр. 6.
И. А. Лыкова. В. В. Шипунова «Теневой театр вчера и сегодня» - М. ,1999.;
А. С. Игнатова. С. Н. Илларионова. «Теневой театр своими руками» - М 1995.
Сухомлинский В. А. О воспитании. - Санкт-Петербург, 2002. – стр. 226-337.
Сайт #занятияКоняхиной. Пособия для детей с особыми потребностями. Для бесплатного распространения. – Режим доступа: https://vk.com/club152635295 ( дата обращения: 24.08.2018).
https://www.youtube.com/watch?v=6_HJ4ntA0mg