Оксана Ткачева
Игры с детьми ЗПР «Общение со сверстниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры с детьми ЗПР. Общение со сверстниками.
“Дрозды”
Цель: развитие навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.
Ход. Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:
Я дрозд. (Показывают на себя.) И ты дрозд. (Показывают на своего партнёра.) У меня нос. (Дотрагиваются до своего носа.)
У тебя нос. (Дотрагиваются до носа своего партнёра.)
У меня губки сладкие. (Дотрагиваются до своих губ.)
Публикация «Игры с детьми ЗПР „Общение со сверстниками“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
У тебя губки сладкие. (Дотрагиваются до губ своего партнёра.)
У меня щёчки гладкие. (Гладят свои щёки.)
У тебя щёчки гладкие. (Гладят щёки своего партнёра.)
“Тропинка”
Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.
Необходимые приспособления: аудиозапись с русской народной песней «Кума».
Ход. Дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкнет, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий:
«Тропинка!» - дети кладут руки на плечи впередистоящему, приседают и наклоняют головы вниз;
«Копна» - дети соединяют руки в центре своего круга;
«Кочки» - все приседают, обхватив руками голову.
Ведущий дает команды в любом порядке – как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
Комментарий: игра направлена на развитие у детей способности действовать совместно друг с другом, умения добиваться результата, согласовывая свои действия в соответствии с правилами.
“Упрямое зеркало”
Цель: развитие умения действовать сообща, внимания к партнеру.
Ход. Собрав детей, воспитатель говорит: «Вы представляете, просыпаетесь вы утром, заходите в ванную, смотритесь в зеркало, а оно повторяет все ваши движения наоборот: вы поднимаете руку, а оно опускает, вы поворачиваете голову налево, а оно — направо, вы закрываете один глаз, а оно — другой.
Давайте поиграем в такие зеркала. Разбейтесь на пары. Пусть один из вас будет человеком, а другой — упрямым зеркалом. Потом вы поменяетесь ролями». Взрослый помогает детям разделиться на пары и распределить роли. Затем, выбрав одного ребенка, воспитатель предлагает ему сделать что-нибудь, а сам повторяет все его движения наоборот. Затем дети играют самостоятельно под присмотром воспитателя, который помогает им в случае затруднений.
“Кто сказал?”
Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.
Ход. Выбирается ведущий, который садится спиной к группе. Затем один из детей, на которого показал воспитатель, произносит: «Ты мой голос не узнаешь, кто сказал — не угадаешь». Ведущий должен узнать по голосу, кто из детей произнес эту фразу. Следующим ведущим становится ребенок, голос которого угадали. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывал в роли ведущего.
“Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем”
Цель: развитие умения действовать в группе, коммуникативных навыков, выразительности движений.
Ход. Дети разбиваются на группы по 4—5 человек, и каждая группа с помощью взрослого продумывает инсценировку какого-либо действия ( например: умывание, или рисование, или собирание ягод и пр.) Дети сами договариваются как они будут его показывать.
Каждая группа молча показывает свое действие, предваряя показ известной фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем». Зрители внимательно наблюдают за товарищами и отгадывают, что они делают и где они находятся. После правильного угадывания актеры становятся зрителями, и на сцену выходит следующая группа.
“Переходы”
Цель: развитие внимания к партнеру по общению, навыков взаимодействия в группе
Ход. Дети сидят в кругу. Воспитатель просит их внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, рядом с ним — у кого потемнее, а крайним справа, на этом стуле, сидел тот, у кого самые темные волосы. Никаких шумных обсуждений. Начали». Взрослый помогает детям, подходит к каждому из них, прикасается к их волосам, советуется с остальными, куда его посадить, и т. д.
Таким же образом можно меняться местами по цвету глаз — от самых светлых до самых черных.
“Гусеница”
(Е. Коротаева)
Цель: развитие моторной ловкости, тактильной чувствительности.
Оборудование: мячики по количеству играющих.
Ход. Детям предлагается встать друг за другом. Положив руки друг другу на плечи, первый ребенок держит мячик на вытянутых руках, остальные зажимают мячики между своим животом и спиной соседа. Дотрагиваться руками до мяча строго запрещается.
Образовавшаяся «гусеница» должна пройти по определенному маршруту, который указывает взрослый или первый ребенок.
Можно усложнить задание, попросив детей передвигаться между препятствиями, перешагивать через препятствия, прыжками на двух ногах, идти влево / вправо приставным шагом.
Комментарий: взрослый должен регулировать скорость движения «гусенички», чтобы предотвратить падения детей.
“Передай движение”
Цель: развитие коммуникативных навыков, выразительности движений.
Ход. Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем кругу, придумывает какое-нибудь движение ( например: причесывается, моет руки, ловит бабочку и т. д., затем будит своего соседа и показывает ему свое движение, тот будит следующего и показывает ему, и так — по кругу, пока все дети не проснутся, и не дойдет очередь до последнего. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не загадают свое движение и не передадут его по кругу.
“Передай настроение”
Цель: развитие умения чувствовать эмоциональное состояние окружающих, внимания к другому.
Ход. Правила игры те же, что и в предыдущей, только ведущий должен придумать настроение (грустное, веселое, тоскливое, удивленное и т. д.). Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побывать ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.
“Угадай, кто это?”
Цель: развитие внимания к партнеру, наблюдательности.
Описание игры. Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок (по договорённости) закрывает глаза, второй — меняется местом с ребёнком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошёл, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет правильно назвать имя нового партнёра.