гульфира галиакберова
Игры с буквами
▼ Скачать + Заказать документы
Игры с буквами,написанными мелом на доске
Это игры не нуждаются в предварительной подготовке. Необходимы лишь цветной мел и школьная доска.
"Покажи быстро!"
Цель:Развивать быстроту реакции,навык работы с указкой.
На доске нарисованы знакомые детям буквы. Вызванный ребенок берет указку и показывает буквы,которые называет педагог или другой ребенок. Если ребенок хорошо знает буквы,его заинтересует скорость работы с указкой.
"Напиши букву правильно"
Публикация «Игры с буквами» размещена в разделах
- Буквы. Игры, дидактические пособия с буквами
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Цель:Развивать память,координацию движений.
Два-четыре ребенка,вызванных к доске одновременно,должны нарисовать мелом названную взрослым букву.
"Подчеркни букву в слове"
Цель:Развивать внимание,координацию движений.
Педагог записывает на доске какое-либо слово. Дети читают это слово,а вызванный ребенок находит в нем и подчеркивает названную взрослым букву.
"Дорисуй букву"
Цель:Развивать мышление,воображение,память.
Перед игрой педагог повторяет с детьми знакомые им буквы. Взрослый рисует на доске две-три вертикальные линии. Каждый вызванный ребенок пририсовывает к палочке элементы задуманной им буквы и называет ее.
"Стиралки"
Цель:Развивать внимание.
Дети поочередно называют слова,педагог записывае их на доске. Затем предлагает вызванному ребенку аккуратно стереть в словах определенную букву. ("Сотри все буквы Н").Ребенок выполняет задание. В игру поочередно вступают остальные дети и стирают в словах другие названные буквы. Игра продолжается до тех пор пока доска не станет чистой.
"Волшебники"
Цель:Развивать мышление,сообразительность.
Педагог рисует на доске букву и предлагает превратить ее в другую букву. Чтобы это сделать ребенок добавляет или стирает в букве какие-либо элементы.
Превращения букв :
А-Л
З-В
К-Ж
И-Й
Л-М
Н-Ч
Р-Ф
Ц-Щ
Э-О
Е-Г
П-Д,Г
Г-Т,Р,Ф и. т. д.
"Хлопушки-топотушки"
Цель:Развивать быстроту реакции,координацию движений.
На доске написано пять букв. Педагог объясняет правила игры :если он указывает указкой на букву А,нужно хлопнуть в ладоши,если на букву С-топнуть, на букву К-поднять руки вверх и выполнить упражнение "фонарики",на букву Р-встать,на букву Я-закрыть лицо ладонями.
Темп игры выбирает взрослый.
"Какая буква лишняя?"
Цель:Развивать внимание,мышление.
На доске записаны ряды букв.
Л Л А К
К К М К
Н Ч Ч Ч
М Л Л Л
Ю О Ю Ю
Педагог поочередно вызывает детей к доске. Каждый ребенок зачеркивает лишнюю букву в одном из рядов и называет ее.
"Вычеркивалки"
Цель:Развивать внимание,умение составлять из букв слово.
Первый вариант. На доске записаны в ряд буквы
А Р Д А Н Т Н Ы Д
Педагог вызывает ребенка,предлагает назвать и зачеркнуть буквы,которые встречаются два раза,затем назвать оставшиеся буквы.
Второй вариант. На доске записаны ряды букв
Р Д Ж Р Ы С Ж М С
К Л С И Л Н С О
У П И Ж Ж Л У К А В В
Сначала дети поочередно называют и зачеркивают в каждом ряду буквы,которые встречаются два раза. Затем из оставшихся букв составляют слова.
В первом ряду-"дым",во втором-"кино",в третьем-"пилка".
"Сколько в этом слове букв?"
Цель:Развивать внимание.
Педагог записывает на доске слова с повторяющимися буквами :крик,каша,сосулька,молоко,вата,торт,кукуруза,ли-лия,ванна,дядя,дерево,болото,клюшка,кулак,дождь,вечер.
Потом по очереди вызывает детей к доске. Вызванный ребенок сначала читает слово,а затем отвечает на вопрос, например:"Сколько в слове "крик" букв К?" или "Какая буква два раза повторяется в слове"каша?"
"Сотри неправильную букву"
Цель:Развивать внимание.
На доске написано несколько букв и их зеркальное изображение. Ребенок зачеркивает или стирает неправильно написанные буквы.
"На что похожа буква?"
Цель:Развивать память, воображение.
Педагог пишет на доске букву,называет ее и спрашивает на что она похоже. Дети предлагают варианты (А похоже на лесенку,Е на сломанную расческу и т. д).Педагог превращает букву в изображение названного предмета.
"Какая буква убежала из слова?
Цель:Развивать внимание,умение из букв составлять слово.
Педагог записывает на доске слова с пропущенными буквами.
Для детей пяти лет-из трех букв.
С. Р Б. К ДО. .УБ
Для детей шести лет-более длинные слова.
Дети поочередно вписывают в слова "убежавшие" буквы.
"Чем различаются буквы и чем они похожи?"
Цель:Развивать мышление и речь.
Педагог записывает на доске группы из двух и трех букв и спрашивает,чем различаются буквы в каждой группе и чем они похожи.
А Н
В Ф
Б Р Ь
Ш Щ Ц
"Прочитай только свое слово"
Цель: Развивать внимание,сообразительность.
Педагог записывает на доске слова:сыр. йод,дым,лыжи,зуб,рак,торт,вес,ель. игра,пол,кот. газ. оса. Затем поочередно вызывает детей к доске и дает им
задание:прочитать слово,которое начинается на букву З,прочитать слово,которое заканчивается на букву Р,прочитать слово,которое начинается и заканчивается на одну и ту же букву,и т. д.
Игры с буквами, написанными на карточках
"Угадай, какая буква".
Цель: Развивать сообразительность и быстроту реакции.
Карточки с изученнымы буквами складываются стопкой. Верхняя карточка пустая. Педагог медленно отодвигает ее,открывая букву, написанную на следующей карточке. Дети соревнуются в том, кто первый отгадает эту букву
"Назови букву".
Цель:Развивать фонематический слух, расширять словарный запас.
Педагог выкладывает на столе карточки с буквами оборотной стороной вверх. Ребенок подходит к столу и берет карточку так,чтобы остальные дети не видели букву. Потом называет слово,которое начинается на эту букву. Дети должны отгадать букву,которая написана на карточку.
"Угадай букву"
Цель:Развивать фонематический слух.
Педагог называет слово. Ребенок выбирает из карточек ту,на которой
написана буква,с которой начинается (или заканчивается)это слово.
Игры с буквами на магнитах
"Какая буква пропала?"
Цель:Развивать зрительную память.
На магнитную доску выставляют пять-шесть букв. Дети смотрят на доску,затем закрывают глаза. Педагог убирает одну букву. Дети определяют,какая буква исчезла.
"Разбросанные буквы"
Цель:Развивать мышление,учить узнавать букву в любом положении.
Дети закрывают глаза. Педагог располагает буквы произвольно (лежа,"вверх ногами и т. д.) в нижней части магнитной доски. Ребенок находит названную педагогом букву и выставляет ее в правильном положении в верхней части доски. Игра продолжается до тех пор,пока все буквы не будут выставлены правильно.
"О какой букве я говорю?"
Цель:Развивать внимание.
На магнитной доске выложено несколько букв. Педагог поочередно дает описание каждой, например:"Эта буква стоит на длинной палочке. У нее есть два кружочка:один справа,другой слева".Если ребенок правильно назвал букву,педагог снимает ее с доски.
Ведущим может быть ребенок.
"Вы согласны или нет?"
Цель:Развивать речь,умение отстаивать свое мнение.
Педагог выставляет на доску букву,например К, и говорит:"Дети,это буква К. Вы согласны?".Затем выставляет букву другую,например Н, и говорит :"А это буква В. Вы согласны?".
Педагог выставляет на доску другую букву,например Ш,ускоряет темп игры или вступает с детьми в спор:"Я знаю,это буква Е,у нее есть палочка,которая стоит,и три палочки,которые лежат. Разве это не такая буква?"(Нет,у нее три палочки стоят,а одна лежит. Какая же это буква?
"Составь слово"
Цель:Формировать слоговое чтение.
Двое-трое детей на магнитной доске составляют из букв сначала слоги,затем слова,которые обязательно прочитывают. Педагог может сам составить слово,но с пропущенной буквой. Ребенок вставляет пропущенную букву и читает.
Другие игры с буквами
"Пластмассовый конструктор"
Цель:Развивать мелкую моторику рук,воображение.
Педагог знакомит детей с конструктором. Затем дает задание детям-собрать из конструктора буквы.
Для четырехлетних детей:А,Г,П,Е,И,Л,М,Н,О,С,Т,У.
Для пятилетних детей:В,Б,К,М,Р,Х,Ч,З,Ш.
Для шестилетних детей:Д,Ж,Ф,Ц,Щ,Ъ,Ь,Э,Ю,Я.
"Мозаика"
Цель:Развивать сенсорное внимание,воображение,умение различать основные цвета.
Педагог предлагает каждому ребенку выложить из мелких деталей мозаики определенную букву. Предупреждает,что буква должна быть какого-то одного цвета.
Младшие дети выкладывают графически несложные буквы,старшие -более сложные.
"Счетные палочки"
Цель:Развивать внимание,мышление,воображение.
Педагог называет буквы,дети выкладывают их из палочек. Взрослый обращает внимание на разные способы выкладывания одной и той же буквы.
"Кубики с буквами"
Цель:Продолжать учить слоговому чтению,развивать память.
Дети поочередно вынимают из мешочка по одному кубику и называют нарисованные на нем буквы (или находят названную педагогом).Потом они составляют из этих букв слоги или слова и прочитывают их.
"Разрезные картинки"
Цель:Развивать память,мышление.
Взрослый заранее пишет 15 букв на картонных карточках(4\5см).Далее разрезает каждую карточку по диагонали,вертикали или горизонтали на две части и складывает полученные детали в один конверт. Ребенок получает конверт,выкладывает эти детали на стол,собирает буквы и называет их.
"Цветная проволока"
Цель:Развивать воображение,мелкую моторику рук.
Педагог раздает детям куски мягкой цветной проволоки(20-30) и предлагает сделать из них буквы :Л,П,Р,Г,С,Б,В,И,М,У,Ц,Ч,Ш,Щ,Ъ
Во время игры взрослый внимательно следит за техникой безопасности детей.
"Шнурки"
Цель:Развивать воображение,мелкую моторику рук.
Педагог раздает детям по одному цветному шнурку(20-30см)и предлагает выложить на столе буквы.
"Живая азбука"
Цель:Развивать двигательную активность,воображение.
Педагог предлагает каждому ребенку "оживить" одну из букв :Г,О,Т,Р,У,К,Е,З,Х,Ъ,Ф,В,Л,Э,Я,Ч,С,Ь.
"Мимика"
Цель:Развивать внимание,сообразительность.
Педагог без голоса произносит звуки (а,о,у,и,ы,э,б,в,г,д,з,к,л,м,р,п,х).Дети отгадывают звук и называют соответствующую букву. В игре можно использовать карточки с буквами :дети называют букву, сооветствующую звуку,который "произносит" педагог,и показывает ее на карточке.