Масленникова Ирина
Игры с блоками Дьенеша как средство разностороннего развития дошкольников в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшая задача детского сада - интеллектуальная подготовка ребёнка к школе. На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) используются всевозможные развивающие игры, однако не все они позволяют комплексно формировать у малыша ключевые мыслительные умения. В этом плане эффективным пособием является логический набор блоков Дьенеша, который развивает дошкольника не только умственно (подготавливает к восприятию математических понятий и будущему изучению информатики, но и даёт ребёнку возможность проявить творчество и сформировать эстетический взгляд на вещи.
Публикация «Игры с блоками Дьенеша как средство разностороннего развития дошкольников в детском саду» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Логические блоки придуманы математиком и психологом из Венгрии Золтаном Дьенешем. Развивающий комплект представляет собой 48 геометрических фигур, среди которых есть 4 формы (круглая и треугольная, квадратная и прямоугольная, 3 цвета (красный, жёлтый и синий, 2 размера (большой и маленький) и 2 варианта толщины (толстые и тонкие предметы). Получается, что в этом наборе нельзя найти даже двух одинаковых деталей: любая отличается от других хотя бы одним свойством. Свою методику Дьенеш разработал на основе не только педагогических, но и психологических исследований. Она позволяет эффективно и в то же время творчески знакомить малышей с математикой с помощью интересных логических игровых заданий. Золтан Дьенеш выделял 6 стадий освоения математики -от свободной игры, а затем игры по правилам до самостоятельного формулирования ребёнком логических выводов и умозаключений. Свою теорию Дьенеш создавал для детей от 3 до 8 лет с учётом физиологических особенностей данного возрастного диапазона. На практических занятиях дошкольники осваивают эту методику, как правило, с лёгкостью и интересом. Игры с блоками Дьенеша в детском саду наглядно демонстрируют, что воспитанники быстро приобретают способность анализировать и обобщать информацию и производить логические операции. Дошкольники учатся обозначать различные свойства предмета, замечать разницу и классифицировать объекты по внешним признакам, выделять главные признаки. У ребят развиваются комбинаторные, аналитические способности, когнитивные и речевые навыки. Достоинство методики венгерского учёного в том, что сложные математические знания, навыки дошкольники приобретают в непринуждённой обстановке - в ходе игры, пения, выполнения движений. Малыш даже не догадывается, что он усваивает такие непростые представления, как, например, алгоритм или кодирование информации. Внедрение пособия Дьенеша в дошкольный педагогический процесс позволяет решать следующие группы задач:
Образовательные: закрепление знаний о ключевых геометрических фигурах; накопление знаний о свойствах предметов: форме и цвете, размере и толщине; совершенствование мыслительных операций: анализа и синтеза, классификации, кодирования и декодирования информации; формирование основ алгоритмического мышления. Развивающие : совершенствование памяти, воображения, внимания, креативных способностей; Воспитательные: воспитание настойчивости, усидчивости, самостоятельности. Начинать игровые занятия с комплектом Дьенеша уместно уже с младшими дошкольниками - детьми четвёртого года жизни.
Вначале педагог просто знакомит малышей с пособием - даёт перебрать фигуры, попробовать их на ощупь, поиграть с ними.
В целом задания с использованием блоков по мере обучения дошкольников усложняются в следующей последовательности:
1. Задания на умение обнаруживать свойства фигур и переносить их на свойства других (абстрагировать).
2. Тренирующие способность сравнивать две и более детали по их признакам.
3. Развивающие умение проводить классификацию и делать обобщения.
4. Отрабатывающие способность совершать логические операции — построение алгоритмов