Юлия Рымар
Игры, развивающие умение анализировать
Консультация для педагогов
Игры, развивающие умение анализировать
ИГРА «ВЫБЕРИ МЕНЯ»
Цель:
Учить анализировать отношения между понятиями.
Воспитывать у детей умение определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями:
а) причина – следствие,
б) противоположность,
в) порядок следования,
г) род – вид,
д) часть – целое,
е) функциональные отношения и др.
Ход:
Публикация «Игры, развивающие умение анализировать» размещена в разделах
Детям предлагаются три карточки, первые два изображения на них находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных трех – четырех) изображений существуют такие же отношения. Необходимо найти четвертое изображение.
Например:
1. Паровоз - вагоны = конь -?
(Поезд, конюшня, телега).
2. Песня - певец = картина -?
(Больной, художник, кисточка).
3. Нож - сталь = стол -?
(Вилка, дерево, скатерть, стул).
4. Лес - деревья = библиотека -?
(Город, библиотекарь, театр, книги).
5. Бежать - стоять = смеяться -?
(Ползать, звать, плакать).
6. Утро - ночь = зима -?
(Осень, сани, день, мороз).
7. Волк - пасть = птица -?
(Воздух, яйцо, клюв, петух).
8. Школа - ученик = больница -?
(Доктор, больной, учительница, дом).
ИГРА «ФАНТАСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»
Цель:
Учить, анализируя знакомый сказочный персонаж, находить в нем отличительные признаки, которые свойственные только этому персонажу. Учить изменять сюжет сказки, видоизменяя привычную атрибутику персонажей.
Ход:
Рассмотреть с детьми любой знакомый сказочный персонаж.
Обратить внимание детей на атрибуты волшебства, черты характера, поступки (во многих сказках у одного и того же героя одинаковые).
Предложить детям подумать, как будет вести себя сказочный персонаж без своих привычных признаков. Что, например, будет делать Баба Яга без своих дорогих ее сердцу - ступы, черного кота, избушки на курьих ножка. Ведь может совершен-
но поменяться сюжет сказки, где она участвует.
В начале игры можно обсуждать отдельных сказочных героев, обдумывая и предсказывая их измененный образ жизни. Можно во время обсуждения пользоваться системным оператором.
Например: Рассматриваем Деда Мороза.
Его признаки: борода, шуба, мешок с подарками, валенки.
Варианты, придуманные детьми:
Дед Мороз без шубы - в Африке. Как называется Дед Мороз в Африке? А если северный Дед Мороз и в Африку. Как его там сохранить, если он ледяной? Какие подарки он будет приносить африканским детям? Как устроить африканским детям настоящий «зимний» праздник, если у них нет снега. Как его довести, показать?
Решение проблемы Деда Мороза, потерявшего посох, младшими детьми:
• Компьютер! Волшебная палочка! Дед Мороз сделает посох из дерева, дунет на него, он покроется льдом и станет волшебным.
• Потерянный посох найдут дети и будут творить чудеса вместо Деда Мороза. Детям захочется иметь каждому свой посох, они разделят его на много маленьких «посошков», получат волшебные палочки. Когда дети наиграются, праздник кончится, они отдадут «посошки» Деду Морозу, а он снова сделает из них посох, а может быть, оставит их детям - пусть у них всегда будет праздник.
ИГРА «СДЕЛАЙ ТАК И НЕ ТАК»
Цель:
Развитие у детей таких мыслительных операций, как анализ и син-тез.
Ход:
Предложить детям рассмотреть образцы построек из строительного материала. Рассмотреть с ними, из чего предлагается сделать предложенные постройки.
Обсудить, есть ли в группе аналогичный материал. Если есть - сделать постройки по образцу.
Если предложенного в образце материала нет - подумать и найти в группе аналогичный, которым можно заменить предложенный в образце.
Предложения принимаются без критики, но обязательно анализируются удобство использования предложенного материала.
1 вариант игры : Аналогично проводится игра с образцами узоров из мозаики и палочек.
2 вариант игры : Детям предлагается повторить узор или изображение, составленное из геометрических фигур, предварительно проанализировав, из каких именно фигур составлен узор или изображение.
Второй этап этой игры - ребенок составляет точно такое изображение, но, например, только из предложенных квадратов (треугольников, кругов, и т. д., разрезая и видоизменяя их по своему желанию. Главное - составить точно такое изображение, как на образце.
Аналогичные игры можно проводить на физкультурном занятии с подвижной игрой, на музыкальном - с движениями танцев.
Главное анализировать вслух, какие движения предложены, и как теперь их можно проставить.
Например: В польке мы сначала бежим по кругу, потом «ковырялочка» потом приседаем и кружимся.
А в этом танце мы сделаем по другому: сначала приседаем, потом «ковырялочка», потом бежим по кругу и кружимся.
ИГРА «МЕНЯЕМ ПОРЯДОК»
Цель:
Развивать у детей такие мыслительные операции, как анализ рядоположения, порядка следования.
Формировать умения анализировать и находить ошибки в предложениях, которые содержат смысловые ошибки, делающие описываемую ситуацию нелепой и смешной.
Ход:
Для рассмотрения детям предлагаются сюжетные картинки. После небольшого самостоятельного рассмотрения детьми, предлагается обсудить.
Что будет, если …
Например: - Если за летом опять следовала бы весна.
- Дети сначала бы пошли гулять, а потом оделись.
- Мальчик сначала пожалел девочку, а потом ее обидел и т. д.
Может ли быть так …
Например:
• Сначала утро, потом ночь.
• Сначала взрослый, потом ребенок.
• Сначала согреют суп, потом включат огонь.
• Сначала покушают, потом умываются.
• Сначала спят, потом ложатся в кровать и т. д.
Усложненный вариант обсуждения может звучать так:
Дети не промокли под ливнем, потому что спрятались под телеграфным столбом.
Поздней осенью, как обычно, буйно зацвели яблони.
Дети могут отвечать индивидуально, по очереди или по желанию, а могут групповым ответом. Выслушиваются все версии, даже самые неправдоподобные. Главное - рассуждения.
ИГРА «ГДЕ ИГРУШКА?»
Цель:
Учить детей анализировать месторасположение предметов, отгадывать загаданную игрушку.
Ход:
Разместить вокруг ребенка несколько его любимых игрушек (4 – 5).
Загадать одну из них. О загаданной игрушке ребенку сообщают только местоположение. Например, она лежит впереди от тебя или позади, справа или слева.
Вариант игры по картине. Рассматривая картину, ребенок должен ответить на вопросы:
1. Какая игрушка принадлежит мальчику, если известно, что она лежит справа от него и сзади от девочки?
2. Какой предмет принадлежит папе, если известно, что он лежит справа от мальчика?
3. Любимая игрушка девочки лежит впереди мальчика и справа от девочки. Что это?
4. Всем мамам на 8 марта дарят то, что находится слева от девочки? Что это?
ИГРА «МАСТЕРСКАЯ ПО РЕМОНТУ»
Цель:
Учить детей, анализируя зрительный образ, сопоставляя его с уже известным, дорисовать так, чтоб он стал целым, привычным.
Более усложненная цель - учить придумывать новое применение видоизмененному объекту, изменять его по собственному желанию для новой функции.
Ход:
Детям раздаются или, они выбирают сами листочки, на которых нарисованы знакомые объекты. Но в каждом рисунке допущена какая – либо ошибка или линии рисунка не соединяются - как бы сломаны: машина без колеса, чашка со сломанной ручкой, стул без одной ножки, самолет без хвоста, расческа со сломанными зубьями и т. д. Детям предлагается взять карандаш, фломастер и «починить» предмет - дорисовать на данном листе. В старших группах можно предложить на новом листе нарисовать уже «починенную» вещь.
В усложненном варианте дети дорисовывают предметы по собственному желанию и объясняют, для чего теперь можно использовать такой предмет, что он теперь сможет делать.