Марита Федорова
Игры против стресса для детей
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Современный мир для малыша, когда он выходит за пределы собственного дома, носит очень часто стрессогенный характер Перемены в привычном течении жизни ребенка оказывают влияние на его соматическое и психическое здоровье. У детей могут отмечаться невротические расстройства и депрессивные реакции (конфликтность, негативизм, упрямство, своеволие, страх, заторможенность, вялость, беспокойство и др.) По мнению многих психологов и педагогов, главным помощником в стрессовом состоянии, является игра. Игра характеризуется высокой степенью переключаемости, служит распространенным видом отдыха, выделяется своим антистрессовым содержанием и профилактической сущностью.
Публикация «Игры против стресса для детей» размещена в разделах
Цель:
- профилактика стрессовых ситуаций и преодоление стресса у дошкольников посредством игровой деятельности;
Ситуации, способствующие возникновению стресса у детей :(это могут быть)
-адаптация младших дошкольников к детскому саду;
- неблагоприятная семейная ситуация, обстановка (ссора, конфликт, развод родителей);
- трудности во взаимоотношениях с окружающими, близкими, взрослыми, сверстниками;
- влияние телевизионных программ, фильмов, электронных игр агрессивного характера;
Работа проводится поэтапно:
-первичная диагностика (выявление причин); наблюдение за поведением ребенка;
- профилактическая работа по коррекции психоэмоционального и физического здоровья ребенка через игры (здесь идет работа по формированию развивающей среды, подбор игр, работа с родителями);
- контрольная диагностика;
Важно отметить, что данная работа позволяет оценить различные взаимоотношения в позициях: ребенок-родитель-воспитатель;
Совместная работа со специалистами:
- педагогом-психологом ДОО;
- медицинским персоналом;
- физкультурным руководителем;
- музыкальным руководителем;
Игры, способствующие профилактике стрессовых состояний :
- игры, способствующие малышей друг с другом и с воспитателем;
- игры на развитие эмоциональной сферы ребенка;
- игры на снижение мышечного напряжения;
- игры-забавы;
- игры-этюды;
- подвижные групповые игры;
- игры для снятия нервного напряжения;
Что такое стресс?
Если говорить обыденным языком стресс- это психический механизм защиты внутреннего мира ребенка. Когда привычный ход вещей нарушается любым нововведением для психики малыша.
У детей разного возраста преобладающие причины возникновения стресса различны. Это связано с тем, что в разном возрасте у ребенка различные «зоны психической чувствительности», которые наиболее ранимы и подвержены стрессу.
Временами, бывает трудно отличить детский стресс от недомоганий, сопровождающих нормальные процессы роста и развития ребенка. Как же узнать, что у малыша именно стресс, а не что-то другое? Психолог Людмила Ступакова предлагает несколько отправных точек.
Продолжительность. Плохое настроение в течение одного дня является абсолютно нормальным. Но если ребенок капризничает и не слушается на протяжении недели, а то и месяца, это должно стать поводом для волнений.
Возрастное соответствие. Ситуация, когда двухлетний ребенок плачет и хватается за одежду покидающей его мамы, совершенно нормальна. Но если то же самое происходит с девятилетним ребенком, то родители должны более внимательно присмотреться к малышу.
Интенсивность. Оказывает ли поведение ребенка отрицательное воздействие на его жизнь? Например, все дети боятся чудовищ, но возможно, ваш ребенок не может заснуть от страха, думая о них?
Отклонение от нормы. Насколько его поведение не соответствует привычному? Насколько его реакция на проблематичные ситуации и неприятных людей отличается от привычной, нормальной для детей его возраста и темперамента?
Если вам кажется, что ваш ребенок переживает стресс, необходимо выяснить, почему. Дети не всегда могут словами выразить то, что их беспокоит, поэтому психологи создали специальный путеводитель по симптомам, возможным причинам и способам преодоления детских стрессов.
Грудные дети и дети в возрасте до двух лет: повышенная раздражительность, отказ от принятия пищи, неожиданное и резкое нарушение общей картины сна.
От двух до пяти: поведенческая регрессия (ребенок возвращается к соске, вновь начинает мочиться в штаны или в кровать, избыточные страхи, агрессивное поведение или неконтролируемые вспышки плохого настроения, заикание, гиперактивность, слезы как реакция на все новое, нервные движения.
От пяти до десяти: необъяснимые боли и расстройства, включая рвоту, повышенная озабоченность своим здоровьем, отказ от посещения школы и от прогулок с другими детьми, слишком рьяное желание казаться хорошим, необъяснимые тревоги и страх, нервные движения, низкая самооценка, нарушение сна и питания, отставание в школе.
Не стоит забывать и о традиционных детских страхах. Они, по мнению психологов, также могут стать причиной стресса.
Хочется обратить еще раз внимание на механизм стресса. Это всегда противостояние внутреннего и неожиданно нового, которое насильно навязывается. Но человеческий опыт подсказывает: если вы искренне протягиваете руку помощи ребенку, демонстрируете ему свою любовь, то любой стресс сглаживается.
Комплекс игр, способствующих профилактике стрессовых ситуаций
- Игры, направленные на эмоциональное развитие и коррекции социальных отношений: «Ласковые имена», игра-упражнение «Возьми игрушку», «Куклы», подвижная игра «Карусели», игра «Зоопарк», «Черепахи», «Заинька, улыбнись»; и т. д.
- Игры, способствующие избавлению от страхов и агрессии (для детей шестого года жизни) :
«Колобок», «Иди прочь, страшилище!», «Цирк,цирк,цирк!», «Сделай добрым!», «Добрые поступки», «Совершаем подвиг», «Канатоходцы», «Вместо базуки», «Ветер умеренный», «Брэк», «Необузданное творчество», «Боюсь», «Нарисуй страх» и т. д.
- Игры для снятия нервного напряжения (для детей 6-7 лет) :
«Клочки по закоулочкам», «Морской бой», «Мое настроение» и т. д.