МААМ-картинки

Игры по развитию речи-дома

Залина Касимова
Игры по развитию речи-дома
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:повышение педагогической компетентности родителей по вопросам речевого развития детей среднего возраста.

Задачи:

1. Рассказать родителям об играх и упражнениях на развитие речи детей.

2. Способствовать овладению родителями игровыми приёмами развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Участники: воспитатель группы, дети и родители.

Публикация «Игры по развитию речи-дома» размещена в разделах

Продолжительность:30 мин.

Материалы: выставка дидактических игр на развитие мелкой моторики, карточки с заданиями для родителей, подборка литературы для родителей, мультимедийная презентация «Герои русских народных сказок»; «сказка про Ёжика».

Ход семинара-практикума

1. Вводная часть. Добрый вечер, уважаемые родители!

Мы очень рады, что вы пришли сегодня на нашу встречу. Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки:

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: - О! как же ты красива!

Е. Щукина.

Тема нашей встречи «Развитие речи детей 4-5 лет в семье и в детском саду»

2. Теоретическая часть

Мини-лекция воспитателя.

Речь – форма общения.

Основные задачи речевого развития детей :

- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в детском саду, а затем и в школе. Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста?

Чему должны учить ребёнка?

- Формирование звуковой культуры речи.

- Обогащение словарного запаса.

- Формирование грамматического строя речи.

- Обучение рассказыванию, связной речи.

- Развитие выразительности речи.

Работа по развитию речи ребё нка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни. Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей. Отправляясь на прогулку, мы можем: поговорить с детьми о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года; в холодное время подкармливать птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку.

Поискать приметы времени года. Познакомить ребенка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку.

Поиграть с ними в игру природоведческого характера. Например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки?» и т. д.

Таким образом, мы можем сказать. Что взрослые должны сами видеть окружающий мир, чтобы научить и ребенка видеть его. Следует учить ребенка замечать, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, теплое.

Уважаемые родители! Предлагаем Вам немного поиграть и отправиться в путешествие по стране «Развития речи», в котором нужно будет выполнять определённые задания. Итак, мы начинаем.

3. Практическая часть

1. Станция «Разминочная»

Нужно подобрать эпитеты к словам:

Эпитет - яркое, красочное определение оценочного характера. Из этого и стоит исходить. Сначала подумайте о ассоциативных определениях, которые у вас вызывает слово "игрушка".например, у меня это мягкая, пушистая, детская, необыкновенная, приятная и так далее. Затем выберите из этого списка самые интересные. Это и будет эпитет.

- Лес (таинственный, удивительный, густой, хвойный и т. д.)

- Ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д. ,

- Дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д. ,

- Весна (ранняя, поздняя и т. д.)

- Семья (дружная, большая, красивая и т. д.)

- Речь (красивая, правильная, содержательная и т. д.)

- Сказка (интересная, добрая и т. д.)

- Настроение (хорошее, беззаботное, бодрое и т. д.)

2. Станция «Сказочная».

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.

Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

Первое задание: Загадки про сказки. Нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать:

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …

2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребё тся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!

3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!

4) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деда не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!

Второе задание:Мультимедийное задание

Кто где живет?»

Попросите ребё нка ответить на вопросы:

– Кто живёт в дупле? – Белка.

Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.

Кто живёт в гнезде? – Птицы.

Кто живёт в будке? – Собака.

Кто живёт в улье? – Пчёлы

Кто живёт в норе? – Лиса.

Кто живёт в логове? – Волк.

Кто живёт в берлоге? – Медведь.

Можно попробовать и наоборот:

– Где живут скворцы?

– Где живут медведи? и. д.

3. Станция «Игровая».

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». В коре головного мозга человека двигательный и речевой центры находятся рядом, поэтому, развитая мелкая моторика рукстимулирует, активизируетречь.

Показ артикуляционной гимнастики совместно с детьми «Жил да был язычок» или «Язычок в зоопарке»

Физ. минутка «У жирафа пятна…»

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

Хлопаем по всему телу ладонями.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

Щипаем себя, как бы собирая складки.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

4. Станция «Дидактический мяч»

Активно используется в среднем возрасте игра "Дидактический мяч", с помощью которого детей учим находить слова - антонимы. Я предлагаю слово - существительное (прилагательное, глагол, а ребёнок говорит противоположное по значению. Игра направлена на расширение словаря ребёнка словами – антонимами. Ребёнок должен сказать слово противоположное по значению вашему.

Например:

Горячий – холодный

Хороший – плохой

Умный – глупый

Весёлый – грустный

Острый – тупой

Гладкий – шероховатый

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь. («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь. («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь. («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты. («нашел»!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты. («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай. («конец»).

4. Заключительная часть.

Рефлексия с родителями. Вопросы для обсуждения:

• Ваше настроение, чувства после участия в практикуме?

• Что нового, интересного узнали для себя?

• Когда у вашего ребенка что-то не получалось, как вы реагировали, какие чувства испытывали?

• Какие упражнения запомнились? Будете ли вы использовать их дома?

«Секреты успешного развития речи детей»

1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.

2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.

3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.

4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.

6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.

7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.

8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.

9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.

10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.

11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.

12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

13. Играйте с ребёнком в разные игры.

Сказка «Язычок в зоопарке»

Давайте, ребята, покажем нашим папам и мамам как мы умеем играть с нашим язычком. Сегодня я расскажу сказку о веселом язычке. Сказка называется «В зоопарке».

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых Язычок встретит. Готовы?

Вот пришёл Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давайте и мы превратимся в бегемотиков, и будем широко открывать рот. Посмотрел Язычок на бегемотов и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это былилягушки. Правильно. Давай изобразим, как улыбались. Идёт Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же, слон! Полюбовался Язычок слоном и пошёл к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это, змея. Давайте изобразим змею! Понаблюдал Язычок за змейкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давайте покажем, как Язычок катался на лошадке. Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел кошку, которая лакала молоко. Давайте и мы превратимся в кошечек и будем лакать молоко.

И тут неожиданно залаяла собака, кошка испугалась и выгнула спинку. Давайте покажем, как кошка выгнула спинку (упр. «горка»). Язычок вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажите, как работают часики! К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. «До свидания, зоопарк!» - сказал Язычок и пошёл домой.

Публикации по теме:

Игры по развитию речи По развитию речи «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК» Цель: ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам. Материалы:.

Игры по развитию речи в детском саду и дома Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической,.

Игры по развитию речи в подготовительной группе Игры по развитию речи в подготовительной группе 1. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи «Поиграем в сказку» Взрослый предлагает.

Консультация для родителей «Игры и игровые задания для развития связной речи детей дома» Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в.

Консультация для родителей «Поиграйте с ребенком дома. Дидактические игры по развитию речи» Консультация для родителей Тема: «Поиграйте с ребенком дома - дидактические игры по развитию речи». «Закончи предложение» (употребление.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома» Консультация для родителей Тема: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома» Каждый родитель.

Мастер-класс для родителей по развитию речи «Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей»Мастер-класс для родителей по развитию речи «Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей» "Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста" (мастер-класс для родителей) Цель: укрепление.

Памятка для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома» Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в.

Дидактические игры по развитию речи дошкольников Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Авторские пособия и дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Занятие по развитию речи «От игры до спектакля»Занятие по развитию речи «От игры до спектакля» Программные задачи: 1. Активизировать познавательный интерес к театрализованной деятельности, сценическому творчеству. 2. Продолжать учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры по развитию речи-дома
Опубликовано: 15 марта 2019 в 21:10
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры по развитию речи-дома» (включая файлы) размещена пользователем Залина Касимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД