Залина Касимова
Игры по развитию речи-дома
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:повышение педагогической компетентности родителей по вопросам речевого развития детей среднего возраста.
Задачи:
1. Рассказать родителям об играх и упражнениях на развитие речи детей.
2. Способствовать овладению родителями игровыми приёмами развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Участники: воспитатель группы, дети и родители.
Публикация «Игры по развитию речи-дома» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Продолжительность:30 мин.
Материалы: выставка дидактических игр на развитие мелкой моторики, карточки с заданиями для родителей, подборка литературы для родителей, мультимедийная презентация «Герои русских народных сказок»; «сказка про Ёжика».
Ход семинара-практикума
1. Вводная часть. Добрый вечер, уважаемые родители!
Мы очень рады, что вы пришли сегодня на нашу встречу. Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки:
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О! как же ты красива!
Е. Щукина.
Тема нашей встречи «Развитие речи детей 4-5 лет в семье и в детском саду»
2. Теоретическая часть
Мини-лекция воспитателя.
Речь – форма общения.
Основные задачи речевого развития детей :
- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в детском саду, а затем и в школе. Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста?
Чему должны учить ребёнка?
- Формирование звуковой культуры речи.
- Обогащение словарного запаса.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение рассказыванию, связной речи.
- Развитие выразительности речи.
Работа по развитию речи ребё нка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни. Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей. Отправляясь на прогулку, мы можем: поговорить с детьми о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года; в холодное время подкармливать птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку.
Поискать приметы времени года. Познакомить ребенка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку.
Поиграть с ними в игру природоведческого характера. Например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки?» и т. д.
Таким образом, мы можем сказать. Что взрослые должны сами видеть окружающий мир, чтобы научить и ребенка видеть его. Следует учить ребенка замечать, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, теплое.
Уважаемые родители! Предлагаем Вам немного поиграть и отправиться в путешествие по стране «Развития речи», в котором нужно будет выполнять определённые задания. Итак, мы начинаем.
3. Практическая часть
1. Станция «Разминочная»
Нужно подобрать эпитеты к словам:
Эпитет - яркое, красочное определение оценочного характера. Из этого и стоит исходить. Сначала подумайте о ассоциативных определениях, которые у вас вызывает слово "игрушка".например, у меня это мягкая, пушистая, детская, необыкновенная, приятная и так далее. Затем выберите из этого списка самые интересные. Это и будет эпитет.
- Лес (таинственный, удивительный, густой, хвойный и т. д.)
- Ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д. ,
- Дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д. ,
- Весна (ранняя, поздняя и т. д.)
- Семья (дружная, большая, красивая и т. д.)
- Речь (красивая, правильная, содержательная и т. д.)
- Сказка (интересная, добрая и т. д.)
- Настроение (хорошее, беззаботное, бодрое и т. д.)
2. Станция «Сказочная».
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.
Первое задание: Загадки про сказки. Нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать:
1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …
2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребё тся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!
3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!
4) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деда не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!
Второе задание:Мультимедийное задание
Кто где живет?»
Попросите ребё нка ответить на вопросы:
– Кто живёт в дупле? – Белка.
Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.
Кто живёт в гнезде? – Птицы.
Кто живёт в будке? – Собака.
Кто живёт в улье? – Пчёлы
Кто живёт в норе? – Лиса.
Кто живёт в логове? – Волк.
Кто живёт в берлоге? – Медведь.
Можно попробовать и наоборот:
– Где живут скворцы?
– Где живут медведи? и. д.
3. Станция «Игровая».
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». В коре головного мозга человека двигательный и речевой центры находятся рядом, поэтому, развитая мелкая моторика рукстимулирует, активизируетречь.
Показ артикуляционной гимнастики совместно с детьми «Жил да был язычок» или «Язычок в зоопарке»
Физ. минутка «У жирафа пятна…»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
Щипаем себя, как бы собирая складки.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
4. Станция «Дидактический мяч»
Активно используется в среднем возрасте игра "Дидактический мяч", с помощью которого детей учим находить слова - антонимы. Я предлагаю слово - существительное (прилагательное, глагол, а ребёнок говорит противоположное по значению. Игра направлена на расширение словаря ребёнка словами – антонимами. Ребёнок должен сказать слово противоположное по значению вашему.
Например:
Горячий – холодный
Хороший – плохой
Умный – глупый
Весёлый – грустный
Острый – тупой
Гладкий – шероховатый
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь. («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь. («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь. («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты. («нашел»!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты. («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай. («конец»).
4. Заключительная часть.
Рефлексия с родителями. Вопросы для обсуждения:
• Ваше настроение, чувства после участия в практикуме?
• Что нового, интересного узнали для себя?
• Когда у вашего ребенка что-то не получалось, как вы реагировали, какие чувства испытывали?
• Какие упражнения запомнились? Будете ли вы использовать их дома?
«Секреты успешного развития речи детей»
1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.
2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.
3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.
4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.
12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
13. Играйте с ребёнком в разные игры.
Сказка «Язычок в зоопарке»
Давайте, ребята, покажем нашим папам и мамам как мы умеем играть с нашим язычком. Сегодня я расскажу сказку о веселом язычке. Сказка называется «В зоопарке».
Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых Язычок встретит. Готовы?
Вот пришёл Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давайте и мы превратимся в бегемотиков, и будем широко открывать рот. Посмотрел Язычок на бегемотов и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это былилягушки. Правильно. Давай изобразим, как улыбались. Идёт Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же, слон! Полюбовался Язычок слоном и пошёл к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это, змея. Давайте изобразим змею! Понаблюдал Язычок за змейкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давайте покажем, как Язычок катался на лошадке. Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел кошку, которая лакала молоко. Давайте и мы превратимся в кошечек и будем лакать молоко.
И тут неожиданно залаяла собака, кошка испугалась и выгнула спинку. Давайте покажем, как кошка выгнула спинку (упр. «горка»). Язычок вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажите, как работают часики! К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. «До свидания, зоопарк!» - сказал Язычок и пошёл домой.