Анастасия Гагарина
Игры на развитие речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для воспитателя на развитие речи детей
Очень актуальна сегодня проблема развития речи, овладения русским языком. Хотя проблема касается, прежде всего, школы, но корни её уходят в дошкольное образование. Именно здесь, в детском саду, воспитатели в играх с детьми могут заложить основу правильной речи, ответственного отношения к русскому языку у ребёнка.
Публикация «Игры на развитие речи детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Помочь решить эту проблему может комплексный подход к развитию речи в детском саду и школе. Воспитатели детских садов могут использовать в реализации своих программ игры по развитию речи. Ребёнок с помощью взрослого поэтапно овладевает словами и предложениями, учится говорить красиво, развёрнуто и правильно, используя различные нюансы русского языка. Обогащается словарный запас ребёнка, развивается его логика, фантазия.
«Расшифруй слова»
Игра для воспитателя на развитие речи «Расшифруй слова» превращает детей шести лет (игра лучше проходит в старшей и подготовительной группах детского сада) в настоящих разведчиков.
Детям предлагается прочитать зашифрованные на карточках с рисунками надписи. Каждая буква в слове заменена цифрой, соответствующей её порядковому номеру в алфавите. Воспитателю надо подтолкнуть детей к пониманию этого ключа, если они не смогут догадаться сами. На картинках могут быть нарисованы те предметы или явления, которые изучаются в данный момент на занятиях по окружающему миру или сцены из любимых сказок.
Усложнённый вариант — разгадывание целых предложений — подписей под рисунками.
«Волшебный мешочек»
Воспитатель формирует «Волшебный мешочек», складывая в него множество интересных для ребё нка маленьких предметов: игрушки из киндер-сюрпризов, ключи, что-то из канцтоваров, маленькие машинки, фигурки животных, пуговицы, моток ниток, какие-то сувенирные предметы — матрёшку, деревянные ложки и так далее. Главное, чтобы предметы были разнообразны по функционалу и материалу и знакомы детям.
Затем воспитатель начинает сказку, предлагает детям эту сказку продолжить, вытягивая по очереди из мешочка по одному предмету каждый и развивая сюжет.
В процессе всей игры воспитателю необходимо помогать детям развивать действие, так как иногда рассказ ограничивается у детей, достающих какой-либо предмет из волшебного мешочка, одной фразой: «Встретили они его и пошли дальше».
В этой игре задействован принцип оживления предметов, об этом тоже можно рассказать детям, вспомнив предварительно с ними, в каких сказках они встречали подобный приём.
«Рифмочки и нерифмушки»
Эта игра учит детей воспринимать рифмованные и нерифмованные слова и подводит к сочинению стихов.
Воспитатель предлагает детям вспомнить какие-нибудь известные им стихи и определить, чем они отличаются от обычной речи. Затем объясняет, что совпадение последних трёх или четырёх букв в словах называется рифмой. Предлагая детям отрывки из известных им стихотворений и прозаических произведений, просит определить, есть тут рифма или нет.
Второй вариант — дети находят вокруг себя какой-нибудь предмет и определяют рифмы к нему.
Ещё один вариант этой игры — воспитатель предлагает начало стихотворной строфы, предлагая детям закончить вторую строку стихотворения рифмой, а потом читает, как было на самом деле. Дети все вместе оценивают своё творчество.
Для этой части игры лучше всего брать известные детям стихи. Играть можно, начиная уже с пятилетнего возраста.
Четвёртый вариант игры : воспитатель даёт детям зарифмованные слова и просит определить, есть здесь рифма или нет. Для того, чтобы игра была интереснее и эффективнее, взрослый даёт детям и ошибочные словосочетания, где рифмы нет, помогая им, если они затрудняются, это определить.
Игра «Рифмочки и нерифмушки» обогащает словарный запас детей, учит согласовывать существительные с глаголами, развивает фонематический слух. В процессе игры дети учатся чувствовать слово и сочинять простые стихи.
«Один и много»
Играть можно начиная с трёх лет. Для этой игры на развитие речи и внимания необходимы комплекты небольших предметов:
• пуговицы,
• ручки,
• карандаши,
• ёлочные небьющиеся игрушки,
• наборы животных (можно из разного материала, но изображающие одинаковых животных: зайчиков, кошечек, собачек, лошадок, овечек; хорошо подходят для этой цели игрушки размером 5-12 см из ПВХ — пластизоля, мягкого, похожего на резину материала производства фабрики игрушек «Весна»).
Задача играющего — сказать, сколько предметов — один или много — находится перед ним.
Второй вариант. Воспитатель просит ребёнка оставить один или поставить много предметов.
Игра может иметь массу вариантов продолжения. Каждый вариант развивается в процессе изучения какой-либо новой темы:
• цифр — сосчитать, сколько предметов перед тобой;
• животных: выбери из всех животных только кошечек, только собачек;
• размер, величина: собери всех вместе самых больших животных; а сейчас — самых маленьких; определи, какое животное по размеру самое маленькое и самое большое;
• действия: назвать, кто из животных что умеет делать (кошка мяукает, царапается; собака лает, охраняет и так далее);
• домашние и дикие животные: назови, какие животные живут дома, а какие — в лесу;
• цвет: найти предметы, одинаковые по цвету;
• форма: найти все круглые предметы; все квадратные;
• длина, ширина: найти самый длинный, широкий, короткий, узкий предмет; определить предмет, который длиннее, короче, шире, уже заданного воспитателем и так далее.
Игра развивает словарный запас ребёнка, помогает малышам научиться употреблять существительные и глаголы единственного и множественного числа, составлять небольшие предложения, сравнивать предметы. Этот набор предметов с различными добавлениями может быть использован и для игры «Волшебный мешочек».
«Над и под»
Эта игра из разряда подвижных игр. Она одновременно развивает у детей и умение правильно употреблять в речи предлоги, и двигательную активность и координацию движений. Игру лучше проводить на участке во время прогулки.
Для игры потребуются гимнастические скамейки или небольшие возвышенности на местности, имеющиеся на участке возвышенность или веранда. Если игра проходит в зале — то обручи и скакалки.
Дети встают в одну шеренгу, воспитатель даёт задания разместиться в определённом отношении к какому-либо предмету, дети выполняют. Воспитатель даё т детям инструкцию: не спешить, делать всё аккуратно, и следит за техникой безопасности выполнения заданий
Примеры заданий:
• Встать на скамейку.
• Встать за скамейкой.
• Встать перед скамейкой.
• Подняться на возвышенность.
• Спрятаться за возвышенностью.
• Скрыться в беседке.
• Встать на скакалку.
• Встать за скакалкой.
• Встать перед скакалкой.
• Встать в обручи.
• Встать парами друг с другом.
• Расположиться друг за другом.
• Расположиться друг перед другом и так далее.
После выполнения последнего задания, которое может вызвать у детей замешательство и смех, воспитатель рассказывает об относительности расположения предметов: «Если мы на скамейке, то скамейка где? Правильно, под нами!», и так далее.
Игры для воспитателя на развитие речи детей
Очень актуальна сегодня проблема развития речи, овладения русским языком. Хотя проблема касается, прежде всего, школы, но корни её уходят в дошкольное образование. Именно здесь, в детском саду, воспитатели в играх с детьми могут заложить основу правильной речи, ответственного отношения к русскому языку у ребёнка.
В 2014 году на 2,3% снизился средний балл ЕГЭ по русскому языку по сравнению с прошлым годом. А минимальный порог снижен с 36 до 24 баллов. 100 баллов по этому самому важному предмету набрали 0,3% выпускников. А менее 36 — 20% — это дети, поступающие в первый класс, даже в самые престижные учебные учреждения города, которые не умеют связно высказывать свои мысли, предпочитая изъясняться односложными предложениями.
Помочь решить эту проблему может комплексный подход к развитию речи в детском саду и школе. Воспитатели детских садов могут использовать в реализации своих программ игры по развитию речи. Ребёнок с помощью взрослого поэтапно овладевает словами и предложениями, учится говорить красиво, развёрнуто и правильно, используя различные нюансы русского языка. Обогащается словарный запас ребёнка, развивается его логика, фантазия.
«Расшифруй слова»
Игра для воспитателя на развитие речи «Расшифруй слова» превращает детей шести лет (игра лучше проходит в старшей и подготовительной группах детского сада) в настоящих разведчиков.
Детям предлагается прочитать зашифрованные на карточках с рисунками надписи. Каждая буква в слове заменена цифрой, соответствующей её порядковому номеру в алфавите. Воспитателю надо подтолкнуть детей к пониманию этого ключа, если они не смогут догадаться сами. На картинках могут быть нарисованы те предметы или явления, которые изучаются в данный момент на занятиях по окружающему миру или сцены из любимых сказок.
Усложнённый вариант — разгадывание целых предложений — подписей под рисунками.
«Волшебный мешочек»
Воспитатель формирует «Волшебный мешочек», складывая в него множество интересных для ребё нка маленьких предметов: игрушки из киндер-сюрпризов, ключи, что-то из канцтоваров, маленькие машинки, фигурки животных, пуговицы, моток ниток, какие-то сувенирные предметы — матрёшку, деревянные ложки и так далее. Главное, чтобы предметы были разнообразны по функционалу и материалу и знакомы детям.
Затем воспитатель начинает сказку, предлагает детям эту сказку продолжить, вытягивая по очереди из мешочка по одному предмету каждый и развивая сюжет.
В процессе всей игры воспитателю необходимо помогать детям развивать действие, так как иногда рассказ ограничивается у детей, достающих какой-либо предмет из волшебного мешочка, одной фразой: «Встретили они его и пошли дальше».
В этой игре задействован принцип оживления предметов, об этом тоже можно рассказать детям, вспомнив предварительно с ними, в каких сказках они встречали подобный приём.
«Рифмочки и нерифмушки»
Эта игра учит детей воспринимать рифмованные и нерифмованные слова и подводит к сочинению стихов.
Воспитатель предлагает детям вспомнить какие-нибудь известные им стихи и определить, чем они отличаются от обычной речи. Затем объясняет, что совпадение последних трёх или четырёх букв в словах называется рифмой. Предлагая детям отрывки из известных им стихотворений и прозаических произведений, просит определить, есть тут рифма или нет.
Второй вариант — дети находят вокруг себя какой-нибудь предмет и определяют рифмы к нему.
Ещё один вариант этой игры — воспитатель предлагает начало стихотворной строфы, предлагая детям закончить вторую строку стихотворения рифмой, а потом читает, как было на самом деле. Дети все вместе оценивают своё творчество.
Для этой части игры лучше всего брать известные детям стихи. Играть можно, начиная уже с пятилетнего возраста.
Четвёртый вариант игры : воспитатель даёт детям зарифмованные слова и просит определить, есть здесь рифма или нет. Для того, чтобы игра была интереснее и эффективнее, взрослый даёт детям и ошибочные словосочетания, где рифмы нет, помогая им, если они затрудняются, это определить.
Игра «Рифмочки и нерифмушки» обогащает словарный запас детей, учит согласовывать существительные с глаголами, развивает фонематический слух. В процессе игры дети учатся чувствовать слово и сочинять простые стихи.
«Один и много»
Играть можно начиная с трёх лет. Для этой игры на развитие речи и внимания необходимы комплекты небольших предметов:
• пуговицы,
• ручки,
• карандаши,
• ёлочные небьющиеся игрушки,
• наборы животных (можно из разного материала, но изображающие одинаковых животных: зайчиков, кошечек, собачек, лошадок, овечек; хорошо подходят для этой цели игрушки размером 5-12 см из ПВХ — пластизоля, мягкого, похожего на резину материала производства фабрики игрушек «Весна»).
Задача играющего — сказать, сколько предметов — один или много — находится перед ним.
Второй вариант. Воспитатель просит ребёнка оставить один или поставить много предметов.
Игра может иметь массу вариантов продолжения. Каждый вариант развивается в процессе изучения какой-либо новой темы:
• цифр — сосчитать, сколько предметов перед тобой;
• животных: выбери из всех животных только кошечек, только собачек;
• размер, величина: собери всех вместе самых больших животных; а сейчас — самых маленьких; определи, какое животное по размеру самое маленькое и самое большое;
• действия: назвать, кто из животных что умеет делать (кошка мяукает, царапается; собака лает, охраняет и так далее);
• домашние и дикие животные: назови, какие животные живут дома, а какие — в лесу;
• цвет: найти предметы, одинаковые по цвету;
• форма: найти все круглые предметы; все квадратные;
• длина, ширина: найти самый длинный, широкий, короткий, узкий предмет; определить предмет, который длиннее, короче, шире, уже заданного воспитателем и так далее.
Игра развивает словарный запас ребёнка, помогает малышам научиться употреблять существительные и глаголы единственного и множественного числа, составлять небольшие предложения, сравнивать предметы. Этот набор предметов с различными добавлениями может быть использован и для игры «Волшебный мешочек».
«Над и под»
Эта игра из разряда подвижных игр. Она одновременно развивает у детей и умение правильно употреблять в речи предлоги, и двигательную активность и координацию движений. Игру лучше проводить на участке во время прогулки.
Для игры потребуются гимнастические скамейки или небольшие возвышенности на местности, имеющиеся на участке возвышенность или веранда. Если игра проходит в зале — то обручи и скакалки.
Дети встают в одну шеренгу, воспитатель даёт задания разместиться в определённом отношении к какому-либо предмету, дети выполняют. Воспитатель даё т детям инструкцию: не спешить, делать всё аккуратно, и следит за техникой безопасности выполнения заданий
Примеры заданий:
• Встать на скамейку.
• Встать за скамейкой.
• Встать перед скамейкой.
• Подняться на возвышенность.
• Спрятаться за возвышенностью.
• Скрыться в беседке.
• Встать на скакалку.
• Встать за скакалкой.
• Встать перед скакалкой.
• Встать в обручи.
• Встать парами друг с другом.
• Расположиться друг за другом.
• Расположиться друг перед другом и так далее.
После выполнения последнего задания, которое может вызвать у детей замешательство и смех, воспитатель рассказывает об относительности расположения предметов: «Если мы на скамейке, то скамейка где? Правильно, под нами!», и так далее.