Ольга Олеговна Олейникова
Игры для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Специалисты восточной медицины утверждают, что по развитию мелкой
моторики игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тела и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего
возраста. Все игры с использованием нестандартного оборудования
Публикация «Игры для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируются и
совершенствуется чувства ритма. Это позволит добиться высокого результата
в развитии мелкой моторики у детей с ОВЗ.
Игры с крупой – отличный способ помассировать пальцы и улучшить глазомер.
У этого материала есть еще одно неоценимое достоинство – оказывать помощь
детям с нарушениями речевого развития. Предлагаем детям сортировать,
угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным
пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь
при этом делать вращательные движения. Интересно детям выкладывать разные
фигуры по контуру, трафарету или по замыслу. «Фасолевые ванны», «Узоры на
подносе», «Волшебные мешочки», «Рисуем и клеим и т. д.»
Воздушные шары, наполненные солью, крупой, мелкими катушками
Массировать каждый пальчик снизу вверх, сверху вниз круговыми движениями;
Массаж ладоней круговыми движениями, движениями вверх-вниз.
Эти шарики берем
Ими ручки разомнем.
Каждый шарик не простой -
Этот с солью, с рисом тот.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу,
Перекидывать друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять -
Нам пора и отдыхать!
«Волшебный колодец» : насыпать в глубокую пластмассовую банку фасоль и
положить в неё мелкие игрушки (от киндеров). Ребёнок с закрытыми глазами
должен назвать найденный предмет. Можно подобрать игрушки на закрепляемые
звуки:
В ведре не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.
Игры с прищепками – это прекрасный тренажер для пальчиков. Ведь нужно
приложить немало усилий, чтобы прикрепить прищепку. Помимо развития
мелкой моторики, с их помощью можно изучать цвета, счет, математические
представления, развивать логическое мышление, творческое воображение. А с
детьми постарше и алфавит можно выучить, и цифры.
Игры со скрепками. Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?
Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и
движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику
и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и
соседние зоны, отвечающие за речь. Основная цель дидактических игр с
канцелярскими скрепками и прищепками
- развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста;
- формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета;
- развитие быстроты мышления;
- воспитание усидчивости.
Игры с карандашами. Доказано, что между речевой функцией и общей
двигательной системой человека существует определенная связь. Подобная
тесная связь присутствует и между рукой и речевым центром мозга. С помощью
граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони,
тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Преимуществами массажа и
игр с карандашами являются:
- стимуляция речевого развития;
- овладение тонкими движениями пальцев.
Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение
сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок «Утюжок»,
«Добывание огня», «Волчок», «Горка», «Подъемный кран», «Вертолет»,
«Эстафета», «Качалочка».
Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами
движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).
Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми
пальцами под счет до 10. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так:
указательный и безымянный сверху, средний и мизинец – снизу.
Стихотворение:
- Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
- Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.
Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.
Игры со счетными палочками – это универсальная игрушка для развития
интеллектуальных и творческих способностей у детей, многофункциональная.
Счетными палочками можно играть по – разному, используя их в образовательной
и творческой деятельностях, сюжетно – ролевых играх. Игры и упражнения со
счетными палочками развивают не только мелкую моторику рук (умелость,
ловкость, координацию, но и внимание, мышление, сообразительность,
конструктивные навыки.
Игры со шнурками, ленточками, веревочками, резинками. Сколько обычных
предметов можно найти дома, чтобы развивать ребенка без лишних усилий и
затрат! Одни из таких «развивающих игрушек»- это шнурки,ленточки, веревочки,
резинки. С помощью шнурков и тесемок можно осваивать простейшие
математические понятия, заниматься творчеством, устраивать игры на
внимательность и мышление, организовывать разнообразные подвижные игры, в
которых ребенок будет развивать ловкость тела и выплескивать свою бушующую
энергию («Волшебный узелок» : дни недели, месяцы, времена года, гласные звуки,
членов своей семьи).
Завязывание или развязывание на отрезке шнура заданного количества узелков.
Из веревочек различной длины и цвета заплетать в косички, выкладывать буквы,
цифры, цветы, животных по контуру, самостоятельно:
«Для своей сестрички я плету косички
Из шнура и из тесьмы, с нею очень мы дружны».
Разместить на столе шнурок зигзагом и предложить ребенку «перепрыгнуть»
каждым пальчиком через изгибы ручейка.
Нанизывание на шнурок различных фигурок с дырочкой посередине в заданной
последовательности (цветок, звездочка, домик и т. д.)