Наталья Прудниченкова
«Игры на развитие мелкой моторики детей». В помощь родителям
Для нормального развития ребёнка вторым по значимости после активных движений тела являются упражнения, помогающие развивать ловкость рук, их мелкую моторику. Установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у ребёнка ловкие руки. Исследования известного специалиста в этой области М. М. Кольцовой показали: существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. От того, насколько умеет ребёнок выполнять движения пальцами, зависит уровень развития его речи. Поэтому очень важно, чтобы руки – мощный источник импульсов, поступающих в мозг, - развивались своевременно.
Публикация «„Игры на развитие мелкой моторики детей“, В помощь родителям» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребёнка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.
Умение работать пальчиками к ребенку приходит не сразу. И взрослым предстоит приложить немало усилий, чтобы появился результат. Однако не только терпеливое вовлечение ребёнка в специальные игры может принести хорошие плоды; занимаясь с малышом, важно всячески хвалить, поощрять его даже за малейший успех – это вдохновит его на дальнейшие подвиги.
Хотите проверить, насколько развита мелкая моторика вашего ребёнка? Сначала попросите ребёнка показать один пальчик, потом – два и наконец – три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, наверняка умеют говорить. Если пальчики остаются напряженными, сгибаются и разгибаются только вместе или. Напротив, они вялые и изолированно двигаться не могут, значит, их обладатели не умеют говорить. И до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, успехов в развитии речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.
Что поможет развить мелкую моторику рук? Для этого нужно следующее:
• Учить ребёнка отвинчивать крышки, нанизывать предметы на верёвочку, наливать воду в ёмкость, переворачивать страницы книги, разрывать бумагу и т. д.
• Учить малыша навыкам самообслуживания: пользоваться вилкой и ложкой, снимать и надевать колготки, носочки и т. д.
• Игрушки должны быть разнообразными, и среди них должны быть такие, которые можно было бы раскручивать, перекручивать, детали которых можно было бы вращать по кругу.
• У ребёнка обязательно должны быть простейшие конструктор и пирамидки.
• Рисуйте вместе с малышом карандашами, фломастерами и красками, лепите из глины, теста и пластилина, выкладывайте простейшие мозаики.
• Ежедневный массаж и самомассаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.
• Пальчиковые игры и специальные упражнения. В русском фольклоре немало образцов пестушек, потешек, прибауток, приговорок, способствующих развитию движений рук и пальчиков.
Вот некоторые игры, которые помогут ребёнку научиться выполнять такие действия, как застёгивание пуговиц, завязывание шнурков, рисование и т. п. Материалы для игр вы найдёте дома.
МАЛЕНЬКИЙ АПТЕКАРЬ (с 2-х лет)
Цель игры : тренировка точности движений рук.
Материалы:
- упаковка от таблеток с ячейками (вначале от больших таблеток, а затем – от таблеток поменьше);
- пипетки с тугим резиновым колпачком;
- пузырёк с чуть подкрашенной водой;
- несколько предметов одинакового с водой цвета.
Ход игры.
Расскажите ребёнку о том, что есть такая важная профессия, как аптекарь. Аптекарь умеет делать лекарства. Чтобы лекарство получилось хорошим и вылечило человека, аптекарь должен приготовить его очень аккуратно. Затем покажите малышу, как аптекарь может его готовить. Для этого покажите, как в пипетке перенести воду из пузырька в ячейки из-под таблеток. После чего предложите ребёнку заполнить все ячейки водой при помощи пипетки самому, а потом перенести воду из ячеек обратно в пузырёк.
МАСТЕР ПРИЩЕПКИН (с 2-х лет)
Цель игры : развитие мелкой моторики трёх основных пальцев (большого, указательного и среднего, точной координации между глазами и обеими руками.
Материалы:
- небольшая коробка или корзина, у которой не слишком толстые борта;
- разноцветные бельевые прищепки.
Ход игры:
Сложите в коробку прищепки и поставьте её на стол. Покажите сами, как надо действовать, а затем предложите ребёнку вынимать прищепки по одной и, взяв каждую тремя пальцами, прикрепить её на край коробки. Прицепите все прищепки по обеим сторонам коробки и переверните её на прищепки - получилась весёлая сороконожка. Затем игру можно усложнить:
• прищепки прикреплять в определённой цветовой последовательности – сначала одного цвета, затем другого, а затем третьего;
• прикреплять все прищепки одного цвета и называть его;
• прикреплять прищепки, чередуя цвета.
Многократное повторение разжимания и сжимания прищепок тренирует кончики пальцев рук, они получают своего рода тонизирующий массаж, который оказывает давление на определённые точки в мышцах пальчиков, откуда поступают сигналы в кору головного мозга, в расположенный там центр речи.
ЧАСОВЩИК (с 2-х лет)
Цель игры : развитие тонких движений пальцев, координации движений, подготовка руки к письму.
Материалы:
- упаковка из-под таблеток;
- бусинки (разноцветная фасоль, крупный грунт для аквариума, горох) – их должно быть столько же, сколько ячеек в упаковке из-под таблеток;
- пинцет;
- чашка.
Ход игры:
Поместите бусинки в шашку. После чего расскажите ребёнку, что часовые мастера в своей работе используют пинцет, потому что имеют дело с маленькими деталями. Затем покажите ему, как надо пользоваться пинцетом, и переложите одну бусинку в ячейку упаковки из-под таблеток. Потом предложите ребёнку самому проделать то же самое с остальными бусинками. Когда он это сделает, пусть переложит бусинки из упаковки обратно в чашку.
Эта игра требует от ребёнка предельной концентрации внимания и поэтому способствует формированию внутреннего контроля.
ЦВЕТНЫЕ КАПЕЛЬКИ (с 2-х лет)
Цель игры : развитие движений пальцев рук, концентрации внимания, координации движений, подготовка руки к письму, сопоставление и различение цветов.
Материалы:
- формочка для льда с 12 ячейками. Первые четыре ячейки, расположенные подряд, обозначьте фломастером красного цвета, вторые четыре – синего цвета, а последние – жёлтого;
- три пузырька, каждый с водой своего цвета. Воду подкрашивают при помощи пищевых красителей;
- три пипетки с колпачками из тугой резины, которые надо вставить в пузырьки;
- маленькая губка.
Ход игры.
Покажите ребенку как нужно переносить воду по капле из разных пузырьков в ячейки того же цвета при помощи пипетки. После показа предложите малышу попробовать самостоятельно это сделать. Затем воду из формочки опять при помощи пипеток надо перелить в пузырьки.
СЮРПРИЗ (с 2-х лет)
Цель игры : развитие мелкой моторики, координации движений, усидчивости и терпения.
Материалы:
- фантики – 10-15 штук;
- мелкие предметы (фасоль, игрушки от киндер-сюрпризов и т. п.);
- конфеты или орехи – в качестве приза.
Ход игры.
Приготовьте сюрпризы: заверните мелкие предметы в четыре-пять фантиков. Ребёнок должен развернуть все фантики, затем аккуратно сложить их и получить приз.
БУСЫ (с 2-х лет)
Цель игры : развитие мелкой моторики, координации движений, обучение умению различать предметы по форме и цвету, тренировка концентрации внимания.
Материалы:
- толстая нитка (шнурок, шпагат);
- пуговицы (бусины, макароны) разной величины и цвета;
- бусы в качестве образца.
Ход игры.
Предложите ребёнку самому сделать бусы. Для этого он должен нанизать на одну нитку пуговицы.
Изготовлять бусы можно по имеющемуся образцу или подбирать пуговицы по форме и цвету по вашему заданию.
ЗАШНУРУЙ БОТИНОК (с 2-х лет)
Цель игры : развитие мелкой моторики, координации движений, укрепление кисти рук, обучение умению обуваться, ориентироваться в пространстве.
Материалы:
- пара чистых ботинок или кроссовок и шнурки к ним.
Ход игры.
Покажите ребёнку, как по-разному можно зашнуровать ботинок. Зашнуруйте его одним из способов и попросите малыша точно так же зашнуровать второй ботинок.
Разумеется, все эти игры требуют от родителей времени и терпения. Вам придётся постоянно помогать ребёнку. Но никакого раздражения и упрёков!
Успехов вам в развитии и воспитании вашего ребёнка!