Татьяна Темчук
Игры на развитие мелкой моторики «Соединялки. Волны. Прятки»
1. Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны и т. д.).
2. Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребёнок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто, есть в печи место.
Будут, будут из печи булочки и калачи.
Публикация «Игры на развитие мелкой моторики „Соединялки, Волны, Прятки“» размещена в разделах
3. Две пробки от пластиковых бутылок кладём на столе резьбой вверх – это «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
4. Ребёнок собирает спички (или счётные палочки) одними и теми же пальцами разных рук: двумя указательными, двумя средними и т. д.
5. Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Сильно кусает котёнок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
6. Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый пакетик так, чтобы он весь уместился в кулачке.
«Соединялки»
Это рисование полосочек разной длины. Сюжет игры придумайте сами, опираясь на интересы вашего малыша. Это могут быть зверюшки, у которых улетели воздушные шарики, которые надо соединить («привязать») ниточками. Причём ниточки вы тоже нарисуйте, но не ярко, например, светло-серым цветом, чтобы малышу было видно, где рисовать.
Можно соединить бусины, получатся «Бусы».
Можно дорисовать сломавшиеся ступеньки у лестницы, стебельки к цветочкам. Можно рисовать дождик, который льётся из тучки, чтобы выросли цветочки.
«Волны»
Нарисуйте озеро или речку, по которой плавают уточки или корабли. На воде нарисуйте волны – небольшие S – образные линии. Во время игры малышу нужно будет обвести их или нарисовать ещё волны.
«Прятки»
Нарисуйте картинку леса. Достаточно двух – трёх деревьев, травки, цветочков, грибочков. В лесу – два зверя, один боится другого, например, заяц и лиса. Малышу надо спрятать одного из зверей, спасти от другого, т. е. закрасить как можно гуще.
Можно прятать рыбок от рыбака, зверей от охотника, малыша от комаров и т. д.
ЯПОНСКАЯ МЕТОДИКА ПАЛЬЦЕВОГО МАССАЖА
1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию:
Я возьму зубную щётку, чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорее, пальчики-удальчики.
2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками – их нужно вертеть в руках, щёлкать по ним пальцами, «стрелять» :
Мячик мой не отдыхает, на ладошке он гуляет.
Взад-вперёд его качу, вправо-влево – как хочу.
3. Массаж шестигранными карандашами - пропускать карандаш между одним и двумя – тремя пальцами, удерживая его в определё нном положении в правой и левой руке:
Карандаш в руке катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
4. Перебирание бус пальчиками:
Дома я одна скучала, бусы мамины достала.
Бусы я перебираю, свои пальцы развиваю.
5. Массаж грецкими орехами: катать два ореха между ладонями, прокатывать один орех между двумя пальцами.