Папки-передвижки

Игры и упражнения на формирование словообразования у детей с общим недоразвитием речи

Веребьёва Наталья
Игры и упражнения на формирование словообразования у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Веребьёва Наталья

Игры и упражнения на формирование словообразования

у детей с общим недоразвитием речи

Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.

Публикация «Игры и упражнения на формирование словообразования у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Развитие лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми [1, c. 3].

Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов. Лексический уровень языка представляет собой совокупность лексических единиц, которые являются результатом действия и механизмом словообразования. Словообразовательный уровень языка выступает обобщенным отражением способом образования новых слов на основе определенных правил комбинации морфем и структуре производного слова [1, c. 18].

В процессе речевого развития ребенок знакомится с языком как системой. Но он не способен усвоить сразу все закономерности языка, всю сложнейшую языковую систему, которую использует взрослый в своей речи. По мере развития речи ребенка языковая система расширяется, усложняется на основе усвоения все большего количества правил, закономерностей языка, что в полной мере относится и к формированию лексической и словообразовательной систем [1, c. 19]. В процессе речевого общения ребенок не просто заимствует слова из речи окружающих, овладевая речью, ребенок анализирует речь окружающих, выделяет морфемы и создает новые слова, комбинируя морфемы. В процессе овладения словообразованием, ребенок осуществляет следующие операции: вычленение морфемы из слов — обобщение значения и связи этого значения с определенной формой — синтез морфем при образовании новых слов [1, c. 21].

Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, иесформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря [1, c. 22]. У детей с нормальным речевым развитием процесс поиска слова происходит очень быстро, автоматизирование. У детей с общим недоразвитием речи, в отличие от нормы, этот процесс осуществляется очень медленно [1, c. 26]. Практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи, отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых слов [2, c. 3].

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем. Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных [1, c. 68].

Важным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных игр и упражнений.

Примеры игр и упражнений для формирования словообразования у детей с общим недоразвитием речи:

1.«Ласковые слова»

педагог предлагает детям, по очереди, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных мужского и женского рода с помощью суффиксов -ик-, -чик-, - к-, -очк-, - ечк-, -ичк-. При возникновении трудностей педагог предлагает изменить слово по образцу.

2.«Кто у кого?»

Детям предлагается посмотреть на картинки и вспомнить названия детенышей животных. «Посмотрите на картинки и вспомните названия детенышей животных. «Кто у медведя?» Ответы детей: «У медведя медвежонок» и т. д.

3. «Что делают»

детям раздаются карточки с картинками, изображающими действия (выходит, выбегает, отходит, открывает, переходит, подлетает, подплывает, закрывает). Педагог называет слова, обозначающие действия, дети поднимают соответствующую картинку.

4.«Нужное слово»

педагог предлагает детям подобрать для каждого предложения подходящее по смыслу слово из предложенных.

Речевой материал:

Мама (вдевает, надевает, переодевает) нитку в иголку.

Вика (зашила, вышила, пришила) пуговицы к рубашке.

Миша (порвал, сорвал) яблоко с ветки.

Папа (снимает, вынимает) сапоги.

5.«Подбери словечко»

детям необходимо изменить слово, обозначающее действие. Педагог читает рассказ (предложения, а дети должны изменять слово по смыслу с помощью приставок.

Пример: заяц… (бежал, к дереву… (подбежал, вокруг дерева… (обежал, в лес… (забежал, из леса… (выбежал) и дальше… (побежал).

6.«Чьё это?»

Перед детьми располагаются игрушки членов семьи и предметы одежды, обуви. Дети должны определить, чья она. Образец: чья юбка? – это мамина юбка; чей шарф? – это дедушкин шарф; чьи сапоги? – это.

7.«Хвосты потерялись»

для игры используются картинки - силуэты животных без хвостов и хвосты этих животных. Детям раздаются картинки животных. Им необходимо определить где чей хвост: «У меня кошка, вот кошачий хвост», «У меня лошадь, вот лошадиный хвост». Затем, с помощью прищепки, составляют целое животное.

8.«Какой?», «какая?», «какое?»

Детям необходимо образовать относительные прилагательные. Педагог показывает детям картинки деревьев и их листьев (плодов, блюд, предлагает их рассмотреть и ответить на вопросы «какой?», «какая?», «какое?».

Пример: лист клена —. (кленовый); лист липы —. ; лист яблони —. ; шишка ели —. ; котлеты из курицы —. ; блины из картофеля —. ;

Список литературы:

1. Лалаева Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб. : СОЮЗ, 1999. – 160 с.

2. Туманова, Т. В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи : автореф. дис. …д-ра пед. наук : 13.00.03 / Туманова Татьяна Володаровна ; [Место защиты: Московский государственный открытый педагогический университет им. М. А. Шолохова]. – М., 2005. – 45 с.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения на формирование словообразования у детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 9 марта 2022 в 18:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и упражнения на формирование словообразования у детей с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Веребьёва Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД