Татьяна Тукиш
Игры и упражнения для закрепления шипящей группы звуков
▼ Скачать + Заказать документы
После постановки звука и автоматизации его в слогах, начинается автоматизация звука в словах. Игры нужно подбирать так, чтобы одновременно с закреплением правильного звукопроизношения (и на том же звуковом материале) уточнялся и расширялся словарь, устранялись недостатки грамматического строя, развивалось фонематическое восприятие.
Это достигается вовлечением ребенка в игровые и речевые ситуации, где он активный участник, способный рассуждать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы.
Публикация «Игры и упражнения для закрепления шипящей группы звуков» размещена в разделах
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
С одной стороны, мы предлагаем ребенку образец для подражания, с другой – предоставляем широкое поле для фантазии и творчества.
Предоставленные здесь игры используются на этапе закрепления звука в слове. Если используются картинки, то необходимо давать детям возможность внимательно всматриваться в изображенные предметы. Чтобы легче запоминались новые слова, а вместе с тем интенсивнее шел процесс закрепления правильного звукопроизношения, нужно чаще применять их в разговоре с ребенком. При этом полезно ставить вопросы таким образом, чтобы при ответе ребенку самому приходилось использовать эти слова.
Игра «Найди рифму». Ребенку предлагаются картинки с изображением мартышки, петушка, кошки, кукушки, катушки, подушки и т. д.
Задание: внимательно рассмотри картинки. Помоги мартышке, петушку, кошке и кукушки найти картинки, которые подходят к ним по рифме. Выложи их парами, назови, правильно проговаривая все звуки (например, кукушка- катушка и т. д.).
Игра «Цепочки слов». Задание: Различные картинки. Составить цепочки слов таким образом, чтобы последний звук предыдущего слова являлся началом следующего. Все первые картинки обозначены красными точками. Назови только те слова, в которых звук «Ш» прячется в конце слова.
Игра «Подбери к цветку лепестки». Подобрать к цветку те лепестки, в названии картинок ко-торых есть звук [Ш], или [Ж], или [Щ].
Игра «Кто пройдет тише». Дети делятся на две группы. Стоят в противоположных частях комнаты. По сигналу педагога идут навстречу друг –другу. Пройти нужно тихо. При каждом неосторожном движении дети издают предостерегающий звук ш-ш-ш, и тот, кто нашумел, должен остановиться и выйти из игры. Победит тот, кто первым тихо дойдет до противоположной стены.
Игра «Скажи из чего сшито?» Швея сшила много разной одежды. Назови, что и из каких ма-териалов сшито:
Кофта из шерсти. Какая кофта?
Шляпа из фетра. Какая шляпа?
Пиджак из шелка. Какой пиджак?
Платье из шифона. Какое платье?
Шуба из меха. Какая шуба?
Футболка из трикотажа. Какая футболка?
Игра «Жил –был звук «Ж» («Ш»). Подбираются картинки, скороговорки, тексты со словами, в которых есть заданный звук. Дети определяют слова и составляют с ними предложения (желательно использовать в предложении как можно больше слов с заданным звуком).
Дидактическое упражнение «Продолжи дальше».
У кошки шесть котят….
У мышки…. шесть мышат
У лягушки…. шесть лягушат.
У лошадки… шесть жеребят.
У шмеля… шесть шмелят.
У ежа… шесть ежат.
У жирафа…. шесть жирафиков и т. д.
Дидактическое упражнение «Подбираем малыши, мы слова со слогом «ШИ, «ША».
Шип, шиповник, шило, шина
Ширина, шинель, машина,
Шифоньер, шифон, вершины
Камыши, крошить, вершины.
Шапка, шайба, шалаши
Шарик, шахматы, шары.
Шахта, шалость, шалуны
Шалопаи и шаги.
Шустрый шустрик шубку сшил
Шурик шутками шутил.
Хороший результат дает также использование всеми известных игр «Кто и что шипит», «Скажем ласково и вот, звук «Ш» к нам придет», «Лес шумит, мышь шуршит», «Закончи слова одинаково» и многие другие.