Наталья Алыкова
Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Упражнение «Имя – движение»
Цель: знакомство участников, снятие психического напряжения.
Инструкция:
Сейчас мы с вами познакомимся. Будем по очереди делать шаг вперёд, называть своё имя и делать какое-либо движение. Остальные все вместе тоже сделают шаг, повторят имя участника и движение, которое он показал. Подумайте, какое движение вы покажете. Помните, движение должно быть таким, чтобы все участники могли его повторить.
Публикация «Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2023
Упражнение «Психологическое домино»
Цель: продолжение знакомства, осознание участниками общности их интересов.
Инструкция:
Сейчас каждый из вас расскажет о своих любимых занятиях, но необычным способом. Наша игра будет похожа на игру домино. У каждой фишки домино две половинки, а у каждого из нас две ладошки. В игре домино рядом выстраиваются фишки с одинаковыми половинками, а мы будем класть друг другу ладошку на ладошку, если нам нравится заниматься одним делом. Первый участник начинает игру, он скажет: «Мне нравится… (например, кататься на велосипеде, выставляя при этом свою правую руку ладонью вверх, и добавит: «А ещё мне нравится… (например, плавать) и выставляет левую руку ладонью вверх. Второй участник говорит: «Мне тоже нравится кататься на велосипеде» и кладёт свою левую ладонь на правую ладонь первого участника. Затем он добавляет: «А ещё мне нравится … (называет другое своё любимое занятие)» и выставляет свою правую руку ладонью вверх. Третий участник, который тоже любит плавать, кладёт свою правую ладонь на левую ладонь первого участника и называет своё любимое занятие. Так все дети построятся в соответствии с общими любимыми занятиями.
Рефлексия:
• Что нового ты узнал о детях вашей группы?
• У кого из детей такие же любимые занятия, как у тебя?
Игра «Наши имена»
Цель: создать доброжелательную атмосферу, помочь детям запомнить имена участников группы.
Инструкция:
Сейчас, сидя в кругу, мы положим ладони на свои колени. Я задаю ритм: два хлопка ладонь об ладонь, два хлопка ладонями по коленям. (Дети несколько раз повторяют этот ритм). Теперь в этом ритме мы будем передавать друг другу приветы: тот, кто начинает игру, на два хлопка называет себя («Саша-Саша», на два хлопка ладонями по коленям – того, кому хочет передать привет (ход) («Маша-Маша»). Названный участник принимает привет (на хлопки ладонями говоря «Маша-Маша», на хлопки по коленям называет следующего участника (например, «Ваня-Ваня»). Задача всех остальных участников при этом – молча сохранить ритм хлопков.
Рефлексия:
• Понравилась ли вам игра?
• Помните ли вы, кто вам передавал привет?
• Сложно ли было сохранять ритм?
Упражнение «Человек грустит, когда…»
Цель: учить детей адекватно понимать причины возникновения эмоций.
Инструкция:
Давайте вместе подумаем, что может стать причиной грустного настроения. Сейчас по очереди будем заканчивать предложение «Человек грустит, когда…»
Рефлексия:
• Как мы можем догадаться, что человеку грустно?
• Часто ли вам бывает грустно?
Игра «Жмурки в тишине»
Цель: помочь детям преодолеть страх передвижения с закрытыми глазами.
Инструкция:
Сейчас мы с вами поиграем. Одному из вас мы завяжем глаза, он будет водящим-«жмуркой». Остальным детям надо найти себе место в комнате и замереть на месте, перемещаться и издавать звуки нельзя. «Жмурка» будет вас искать, а когда найдёт, должен угадать, кто это, назвать его по имени. Тот, кого нашли, будет новым водящим.
Рефлексия:
• Понравилась ли вам игра?
• Трудно ли было выполнять роль жмурки? Что вы чувствовали, передвигаясь по комнате с закрытыми глазами?
• Что вам помогло узнать того, кого вы нашли?
Упражнение «Мне доставляет удовольствие»
Цель: развитие рефлексии.
Инструкция:
Подумайте и вспомните, когда и от чего вы испытываете удовольствие. Это может быть какое-то занятие, приятное общение, вкусная еда. Сейчас мы по очереди будем заканчивать предложение: «Мне доставляет удовольствие…»
Рефлексия:
• Услышал ли ты, что кто-то из ребят испытывает удовольствие в тех же ситуациях, что и ты?
Игра «Я сегодня вот такой…»
Цель: учить детей понимать эмоциональное состояние другого человека.
Инструкция:
Сейчас мы будем загадывать друг другу необычные загадки. Каждый из нас по очереди будет говорить: «Я сегодня вот такой» - и показывать с помощью мимики и жестов своё настроение. Остальные дети называют его по имени: «(Имя) сегодня вот такой», при этом стараясь копировать его жесты, мимику как можно точнее. Затем нужно отгадать, какое настроение вы увидели и повторили.
Рефлексия:
• Трудно ли было угадать настроение?
• На что вы обращали внимание? Что помогло правильно угадать настроение?
Игра «Сосед, подними руку»
Цель: создавать условия для развития активности и самостоятельности детей.
Инструкция:
Сейчас мы выберем водящего, который войдёт внутрь нашего круга, остановится точно напротив одного из игроков и громко произнесёт: «Сосед!». Игрок, к которому обратился водящий, будет продолжать сидеть, не двигаясь. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа – левую, а сосед слева – правую, т. е. ту руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Тот, кто поднимет не ту руку, или забудет это сделать, меняется с водящим местами.
Игра «Найди друзей»
Цель: учить детей понимать настроения других людей и находить возможность помочь им.
Инструкция:
Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Это будет воображаемое путешествие по дорожке игрового поля (Игра-занятие «Найди друзей» ОАО «Радуга», 2005). Мы будем встречать разных детей в разных ситуациях. Мы можем придумать имя каждому ребёнку. Мы будем выяснять, в каких отношениях находятся дети, чем они занимаются, какое у каждого настроение, как и чем мы можем им помочь.
Рефлексия:
• Сложно ли было определить настроение детей?
• В каких ситуациях трудно было придумать, как помочь детям?
• С какими из этих детей ты хотел бы подружиться? Какие их качества тебя привлекают?
Игра «Волшебный мешок»
Цель: создавать условия для принятия детьми друг друга, для формирования желания делать приятное своим сверстникам.
Инструкция:
Сейчас у каждого из вас будет возможность подарить своим друзьям необычные подарки. Подумайте, кому бы вы хотели сделать подарок? Что было бы приятно получить этому человеку? Давайте представим, что в середине нашего круга стоит волшебный мешок, из которого можно достать любой предмет. Каждый из нас по очереди будет изображать, что «достаёт» из мешка какой-то предмет и дарит своему другу, а тот должен догадаться, какой подарок получил.
Рефлексия:
• Трудно ли было изобразить с помощью жестов «доставаемый из мешка» предмет?
• Сложно ли было догадаться, что тебе подарили?
• Что вам больше понравилось: дарить подарки или получать их?
• Понравился ли тебе подарок, который ты получил?
Игра «Дождик»
Цель: учить детей помогать друг другу, заботиться друг о друге.
Инструкция:
Давайте представим, что вместе гуляем на площадке возле детского сада. Погода хорошая, светит солнце. Мы играем на площадке. Но вот подул сильный ветер, налетели тучи и пошёл дождь. Давайте спрячемся от дождя в беседке (показываем место). Здесь сухо, но места не очень много, чтобы все поместились, надо потесниться. Время идёт, а дождик всё не кончается. Уже пора возвращаться в группу, там нас ждёт обед. Но дождь очень сильный, пока добежишь до сада, можно промокнуть. Что же делать? У нас есть только один плащ, под которым могут укрыться только два человека. Нам надо придумать, как с помощью этого плаща всем вернуться в группу (показываем место) и не промокнуть. Какие у вас есть идеи, что вы можете предложить?
Рефлексия:
• Что ты чувствовал, когда оставался в беседке?
• Что ты чувствовал, когда тебе предложили помочь дойти до группы?
• Что тебе больше понравилось: когда заботились о тебе или когда ты помогал другим?
Упражнение «Мирилочка»
Цель: учить детей прощать друг друга и мириться.
Инструкция:
Бывает ли, что вы друг с другом ссоритесь? Из-за чего могут поссориться дети? А знаете ли вы, как можно помириться? (Например, сцепить ваши мизинчики и вместе произнести: «Мирись, мирись и больше не дерись)
Рефлексия:
• Что вы чувствуете, когда находитесь в ссоре со своим другом?
• Как меняется ваше настроение, когда вы помиритесь?
• Что приятнее, дружить или ссориться?
• Что может помочь не поссориться?
Игра «Связующая нить»
Цель: формировать у детей чувство общности, ценности других и самоценности.
Инструкция:
Для этой игры нам понадобится длинная верёвка. Первый игрок обернёт верёвку вокруг указательного пальца своей левой руки, скажет какое-то доброе пожелание одному из детей и передаст моток верёвки ему. Тот поблагодарит за пожелание, намотает верёвку на свой палец, скажет доброе пожелание следующему ребёнку и передаст верёвку ему и т. д.
Рефлексия:
• Как вам кажется, на что это похоже?
• Приятно ли вам было слышать пожелание, обращённое к вам?
Вывод:
В завершении игры важно обратить внимание детей на то, что добрые отношения, дружеские связи, как верёвочка, объединяют всех детей. Все они составляют одно целое, каждый из них важен и значим.
Игра «Пианино»
Цель: учить детей действовать согласованно.
Инструкция:
Сейчас, сидя в кругу, мы положим ладони на колени своих соседей. Теперь мы будем по кругу по очереди хлопать рукой по колену соседа. Если кто-то ошибётся, должен убрать свою руку, а игра продолжается.
Рефлексия:
• Сложно ли было выполнять правила игры?
• Что вам помогло справиться?
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: помочь детям осознать свою значимость, получить признание сверстников.
Инструкция:
Встаньте в круг. Теперь по очереди каждый будет входить в круг, а остальные участники будут ему аплодировать до тех пор, пока он не вернётся на своё место.
Рефлексия:
• Что ты чувствовал, стоя в круге?
• Понравилось ли тебе получать аплодисменты?