Получи документы

Игры и упражнения для развития сценических способностей дошкольников

Алина Данилова
Игры и упражнения для развития сценических способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

2 слайд Театральная деятельность позволяет уберечь ребенка от эстетической глухоты.

Публикация «Игры и упражнения для развития сценических способностей дошкольников» размещена в разделах

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительности речи, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она также является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые.

3 слайд

В детском саду рекомендуется применять следующие игры и упражнения :

Специальные театральные этюды и упражнения; Для того чтобы действовать естественно и целенаправленно, необходимо найти, придумать ответы на вопросы: почему, для чего, зачем я это делаю? Развивают эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание, т. е. умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами).

УГАДАЙ: ЧТО Я ДЕЛАЮ?

ЦЕЛЬ.

Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.

Ход ИГРЫ.

Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать её.

1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку ит. п.

2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол.

3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.

4. Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю платок, срываю цветок.

4 слайд Игры на превращения; В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение – это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условное превращение.

ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА.

ЦЕЛЬ.

Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Ход ИГРЫ.

Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

• Карандаш или палочка – ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т. д. ;

• Маленький мячик – яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т. д. ;

• Записная книжка – зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.

Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.

Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т. д.

5 слайд Игры на действие с воображаемыми предметами или на память физических действий; Эти игры способствуют развитию чувства правды и веры в вымысел. Ребенок силой воображения представляет, как это происходит в жизни, проделывает необходимые физические действия. Предлагая такие задания, надо иметь в виду, что дети должны вспомнить и представить, как они действовали с данными предметами в жизни, какие ощущения они испытывали. Так, играя с воображаемым мячом, надо представлять себе, какой он: большой или маленький, легкий или тяжелый, чистый или грязный. Разные ощущения мы переживаем, когда поднимаем хрустальную вазу или ведро с водой, срываем цветы ромашки или шиповника. Когда это возможно, детям предлагается сначала действовать с реальным предметом, а потом повторить то же самое действие с воображаемым. Например, предложить детям искать на ковре или полу потерянную бусинку, которая действительно там находится. А затем предложить поискать воображаемую бусинку. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами помогают известные народные и специально подобранные игры.

КОРОЛЬ (вариант народной игры).

ЦЕЛЬ. Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

Ход ИГРЫ.

Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети – работники распределяются на несколько групп (3-4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.

Работники. Здравствуй, король!

Король. Здравствуйте!

Работники. Нужны вам работники?

Король. А что вы умеете делать?

Работники. А ты отгадай!

Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т. п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т. п., а также придумать характеры действующих лиц (король – жадный, веселый, злой; королева – добрая, сварливая, легкомысленная).

6 слайд Ритмопластика; это игры, создающие игры, создающие пластический образ; это выражение своих чувств и эмоций через пластику своего тела; ритмопластика развивает движения и фантазию детей.

Игра «Пальма»

Цель. Развивать пластическую выразительность.

Педагог. Представьте, что вы — пальмы. Сейчас пальмы будут медленно расти. Вы поднимаетесь со стульчиков. Встали и пальма выросла большая-пребольшая: правую руку вытяните вверх, потянитесь за рукой, посмотрите на руку —«завяли листочки»; опустите кисть — «завяли ветки», опустите руку от локтя — «вся пальма завяла». Вы должны попеременно напрягать и расслаблять мышцы рук в кистях, локтях и плечах.

7 слайд Игры на развитие двигательных способностей;

МУРАВЬИ

Цель. Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.

Ход игры. По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь, все время заполнять свободное пространство.

• Ритмический этюд;

• Музыкально-пластические импровизации;

8 слайд Жесты, мимика являются невербальными средствами общения. Они могут дополнять смысл слов, делать их более выразительными, заменять слова, противоречить им, заполнять паузы.

Упражнения на развитие чувств и эмоций детей, на развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста:

• Сладкая конфета

• Горькое лекарство

• Кислый лимон

• Грязная бумажка.

Игра «Иностранец»

Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту.

Упражнения

1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.

2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм, за шахматной доской, на рыбалке (клюет).

9 слайд Артикуляционная гимнастика:

Упражнения, построенные на движениях артикуляционного аппарата, контролируют мышление, речь и поведение. В процессе игр у ребенка постепенно вырабатывается четкая координация движений артикуляционного аппарата. Движение языка и губ становятся наиболее точными, что способствует развитию речи.

Насос

Цель. Уточнить и отработать артикуляцию звука С. (Язык находится за нижними зубами, струя воздуха холодная)

Описание. Предложить ребёнку длительно произнести звук С (так, как свистит воздух, когда выходит из насоса, губы в улыбке.

10 слайд Упражнения на дыхание; Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосовое и звуковое образование. Сохраняет плавность и музыкальность речи, создает возможность изменить силу и высоту голоса.

Игра «Чей одуванчик раньше улетит?»

Цель. Добиваться от детей длительного ротового выдоха.

Игра проводится на даче, на воздухе. Когда дети гуляют на полянке, воспитатель предлагает им сорвать по отцветшему одуванчику и по очереди подуть на цветок.

11 слайд Сочини сказку – прием активизации творческого воображения. Сочинение сказок с детьми и постановка их в драматизации поможет не только развить фантазию, но и сделает театральную деятельность увлекательным процессом.

Иной способ сочинения сказок предлагает итальянский писатель Джанни Родари. Будучи сам замечательным фантазером и выдумщиком, Родари решил предложить обучиться этому и детям.

Джанни Родари предлагает несколько способов обновления сказки :

«перевирание» сказок (пародия на уже знакомую сказку,

– сказки в «заданном ключе»,

«салат» из сказок (соединение различных персонажей в одной сказке,

– сказки «наизнанку» (получение нового из старого путем извлечения сюжета и героев,

«а что было потом?» (продолжение сказок после окончания, Рассмотрим эти способы подробнее.

1. «Перевирание» сказки.

Предложите детям вспомнить любую сказку и придумать в ней иную сюжетную линию с этими же героями или добавить хотя бы один новый персонаж. Например: украденный ведьмой Ивашко (герой сказки «Ивашко и ведьма») встречает в лесу подвешенного за ногу Волка. Как изменится сюжет сказки? Как спасутся герои?

2. Сказка в «заданном ключе».

Такая форма фантазирования особенно уместна на занятиях по экологическому воспитанию как в школе, так и в старших группах ДОУ. Здесь взрослый сам придумывает тему и предлагает ее детям для обсуждения.

– Лесовичок объявляет общий сбор лесных жителей – зверей, птиц, насекомых, приглашает Бабу-Ягу, Русалку, Лешего, Кикимору – для решения важной проблемы по сохранению редких видов растений и животных, занесенных в «Красную книгу».

– Дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка (рус. нар. сказка «Репка») переносятся в другие обстоятельства. Например, объединяются в общество охраны окружающей среды, очищают ручей от загрязнения, помогают горе-туристам найти дорогу домой.

3. «Салат» из сказок.

Собрав героев различных сказок можно придумать новую версию.

– Новые приключения Маши и Медведя, в которых

участвуют два молодца из волшебного кольца.

– Кот, петух и Жихарка помогают сестрице Аленушке спасти братца Иванушку.

– Двое из ларца стали путешественниками и побывали на Луне с бароном Соловьем Разбойником, потом победили Змея Горыныча и добыли Жар-птицу из волшебного сада.

4. Сказки «наизнанку».

Это знакомые сказки «наоборот» : добрые персонажи становятся злыми, а злые – добрыми. В связи с этим возникают новые повороты сюжета. Подобная работа по плечу детям среднего и старшего возраста, обладающим чувством юмора. Так, например, можно взять сказку «Три поросенка» и «вывернуть ее наизнанку» : Волка сделать добрым, а поросят – злыми.

5. «А что было потом».

Все дети помнят полюбившиеся сказки от начала до конца и не любят менять в них ни одного слова. Но все-таки иногда находится пара любопытных ребятишек, которые задают вопрос: «А что было потом?»

Что произошло с героями, когда все так хорошо устроилось? Предложите детям придумать продолжение известных сказок. Например, что стал делать Емеля, став царем; вырос ли мальчик-с-пальчик.

Варианты придумывания сказочных историй могут быть самые разные. Особо интересны постановки спектаклей по придуманным сказкам, в которые дети вовлекаются с еще большим желанием.

12 слайд Скороговорки.

Игры со скороговорками

Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Варианты скороговорок:

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Король –орел, орел-король.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое интерактивное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это позволяет преодолеть робость, связанную с трудными общениями, неуверенностью в себе.

Список использованной литературы.

1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников : Книга для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1991. -127 с.

2. Макаренко Л. К проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к театральному искусству //Дошкольное воспитание. – 1994. - №4. – С. 32-33.

3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.

4. Сигуткина Р. Рекомендации к организации театрализованных игр// Дошкольное воспитание. – 1988. - №8. – С. 55-58.

Публикации по теме:

Музыкально-дидактические игры и упражнения для развития музыкальных и творческих способностей дошкольников Музыкальный руководитель. Здравствуйте, уважаемые педагоги. Разрешите представить вашему вниманию непрерывно образовательную деятельность.

Дидактические игры и упражнения для развития памяти ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ «Фотоаппараты» Цель: развитие памяти и внимания. 1 вариант: детям на секунду показывается карточка с любым изображением,.

Дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольников Конспект занятия Мотивационно-ориентировочный этап Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказку. С героем этой сказки вы всемхорошо знакомы.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук Существует большое количество занятий, упражнений и игр для развития мелкой моторики. Все они делятся на группы: игры с мелкими предметами,.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Данную информацию можно использовать для работы с родителями, оформив её в папку-раскладушку. Игры и упражнения для развития речи дошкольников.

Игры и упражнения для развития произвольного поведения и самоконтроля у дошкольников «Формирование психологической готовности детей седьмого года жизни с нарушением речи к обучению в школе в новых условиях ФГОС». Подготовила:.

Игры и упражнения на развития коммуникативных навыков у дошкольников ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ на развитие умения активно слушать Задачи • развивать вербальную и невербальную коммуникацию; • учить определять эмоциональное.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей по математике» Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Основное правило развивающих игр – взрослый.

Тема опыта «Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук младших дошкольников» Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Всем давно известно.

Упражнения для развития у детей творческих способностей Упражнения для развития у детей творческих способностей Игра «Перевоплощение». Игра проводится в кругу, сидя на стульях. Один из детей получил.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения для развития сценических способностей дошкольников
Опубликовано: 14 октября 2016 в 23:03
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и упражнения для развития сценических способностей дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Алина Данилова (УИ 822685) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД