Татьяна Васильевна Ивашина
Игры и упражнения для развития ориентации в пространстве
▼ Скачать + Заказать документы
Игра с предметами
Игра с одеждой и ее моделями
- Определите левый или правый рукав блузки, рубашки, карман джинсов. Изделия находятся в разном положении по отношению к ребенку.
Игра "Найди след"
Отпечатки рук и ног печатаются (рисуются, обводятся) на песке (снегу) в разных направлениях
. Необходимо определить, от какой руки или ноги (левой или правой) этот отпечаток.
Игра "Спрячь игрушку (шишку, осенний лист)"
Публикация «Игры и упражнения для развития ориентации в пространстве» размещена в разделах
- Игры для детей
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Знакомую игру можно дополнить инструкцией о том, как указывать направление движения поиска игрушки. При знакомстве с игрой инструкция дается ребенку поэтапно, затем можно усложнить игру: сразу сообщать направление и смену движения. Например: "Сделай два
шага вперед, три шага вправо и еще два шага вперед" и т. д.
Игра "Глубоко - мелко".
Определять:
- Где глубокая яма? Где мелкая? Где большая яма? Где маленькая ямка?
- Где глубокая лужица? Где маленькая? Почему?
- Какая формочка маленькая? Какая она глубокая? Попросите насыпать воду (снег, песок) в глубокую формочку, в мелкую формочку.
Цель игры - "Магазин"
. Учить понимать пространственные отношения в группе реальных предметов, словесно указывать расположение предметов на полках, а также предметно-игровое действие для дифференциации пространственных отношений.
Ход игры. Ребенок, выступая в роли продавца, расставляет игрушки по нескольким полкам и рассказывает, где и что находится.
Игра "С какой стороны звук?"
Педагог предлагает ребенку определить на слух и указать рукой в направлении
, откуда доносится звук знакомой игрушки (предмета, голоса, назвать направление.
Игра "Что ты слышишь вокруг себя?"
В этой игре ребенок должен сам различать на слух различные звуки улицы, окружающей обстановки и называть предметы, которые их издают, указывать направление на источник звука.
"Игра в жмурки"
Лучше играть в эту игру в знакомом для ребенка месте. Ребенок закрывает глаза, взрослый отходит на небольшое расстояние и просит ребенка следовать за звуком его голоса (хлопки, колокольчик).
Игры, основанные на словесных инструкциях
Игра "Вверх-вниз"
Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребенок, называя предмет, должен показывать пальцем вверх, если предмет находится вверху, и вниз, если предмет находится внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни,ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, обувь, голова, колено, шея.
Игра "Части тела"
такова цель. Обучать детей умению ориентироваться в собственном теле,
активно использовать соответствующие пространственные термины при словесном обозначении.
Ход игры : Один из игроков дотрагивается до любой части тела своего соседа, например,
до левой руки. Он говорит: "Это моя левая рука". Тот, кто начал игру, соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.
Цель - "Пары предметов"
. Научиться понимать и находить парные органы и предметы. Воспитатель для ребенка:
"У вас две руки, одна левая, другая правая. Обведите карандашом свои ладони на альбомный лист. Раскрасьте их в разные цвета.
- У вас две руки - правая и левая, и еще две ноги - правая и (левая). Варежки надеваются на две руки
— это пара. Две туфли - это тоже пара. А два носка - это (пара). Можно ли назвать парой рот и нос? И какие органы у вас парные? (Уши, глаза, щеки, брови, руки, ноги и т. д.)
"Лицом друг к другу".
Цель. Обучать детей умению ориентироваться в собственном теле и
стоящем перед ними друге, активно использовать соответствующие пространственные термины при вербальном обозначении
.
Ход игры : Стоя парами лицом друг к другу, определите сначала у себя, затем у друга, левый глаз, правое ухо, левое колено и т. д.
Игра "Где я спрятался"
- это цель. Учитесь понимать, словесно указывать местоположение предмета, использовать предлоги:
за, от, около, из, перед, в, от и т. д.
Игра для всей семьи: ребенок с одним из родителей прячутся, второй родитель отправляется их искать.
Главное в этой игре - постоянно отмечать места, где они ищут, например: "Есть ли это в песочнице? На
скамейка? За деревом? Возле куста?" и т. д. Сложность игры заключается в том, что ребенок сам проговаривает места поиска предмета.
Игра "Наоборот" (назвать противоположное понятие)
Взрослый говорит:
- Над окном. Ребенок:
- Под окном.
К двери - от двери. В коробке -. Перед школой –. В город –. Перед машиной –.
Далеко –. Высоко –. На самом верху –. Справа -. и т. д.
Игра "Транспорт"
Наблюдая за движением на улице, попросите ребенка определить, в какую
сторону движется автобус, автомобиль, маршрутка и т. д.