НатальяБорисова
Игры и упражнения для развития голоса
Как только в активном словаре ребенка появятся
первые звукоподражания, продемонстрируйте малышу, как
можно говорить голосом разной силы: то тихо, то
громко. Например, озвучивая большую собаку, громко
произнесите: «АВ-АВ!», а изображая маленькую собачку, то
же звукоподражание произнесите тихо.
Учите малыша менять силу голоса не только в игре,
но и в реальной жизни. Для этого сами сначала поговорите с
ребенком тихо: скажите ему что-нибудь интересное, а затем
продолжите разговор голосом обычной силы. В следующий
раз, когда вы будете говорить тихо, малыш начнет
прислушиваться.
Свяжите в сознании ребенка тихий и громкий голос с
разными событиями повседневной жизни. Например,
укладывая малыша спать, всегда разговаривайте с ним тихо.
Перед сном пропойте тихонько колыбельную песню или
расскажите ребенку сказку.
Учите малыша говорить не только голосом разной
силы, но и шепотом. Объясните, что кукла спит и, чтобы ее
не разбудить, надо говорить шепотом – вот так. Также
объясните ребенку, что о некоторых вещах, особенно на
людях, надо всегда стараться говорить очень тихо или даже
шепотом, например, о том, что нужно сходить в туалет.
Учите ребенка говорить голосом разной высоты. Вот
издалека летит самолет – произнесите высоким голосом: «Уу-у…», а вот самолет подлетел близко и загудел низко: «У-УУ.»
Маленькие дети часто говорят в ускоренном темпе. Изза этого ухудшаются внятность, четкость речи, артикуляция
звуков, выпадают отдельные звуки и даже слоги (особенно
часто «глотаются» окончания слов). Поэтому важно
постепенно вырабатывать у малыша умеренный темп
речи.
«Кошка и котенок»
Приготовьте игрушки или картинки «Кошка» и
«Котенок». Озвучьте каждую из игрушек: кошка мяукает
громко: «МЯУ!», а котенок – тихо: «Мяу!» Предложите
ребенку самому изобразить, как мяукают мама-кошка и
котенок.
Можно провести игры, изображая голоса коровы с
теленком, мышки с мышонком, собаки со щенком и т. д.
Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его
силу, говоря то громко, то тихо.
«Скажи на ушко»
Для игры понадобится игрушка-собачка. Возьмите
игрушечную собачку и на глазах ребенка шепните ей на ушко,
чтобы она легла малышу на колени. Собачка «выполняет» вашу
просьбу. Потом шепотом скажите собачке, чтобы она лизнула
ребенка в щеку. Собачка с радостью это сделает.
Предложите малышу самому попросить о чем-нибудь
собачку, но предупредите, что на ушко надо говорить только
шепотом.
Игра способствует развитию силы голоса ребенка, учит
говорить шепотом.
«Большой и маленький»
Вам понадобятся картинки с часами, большими и
маленькими.
Покажите ребенку картинку с большими часами и
изобразите, как они тикают. Для этого громко произносите:
«ТИК-ТАК, ТИК-ТАК». Затем покажите картинку с
маленькими часиками и тихо произнесите: «Тик-так, тиктак».
Попросите ребенка самого озвучить каждую из
картинок. Показывайте ребенку по очереди изображения то
больших, то маленьких часов.
Аналогичным образом можно обыграть картинки
«Большой и маленький молоток» («ТУК» – «тук»,
«Колокольчик» («ДИНЬ-ДОН» – «динь-дон»).
Игра способствует развитию силы голоса ребенка.
«Передай»
Приготовьте игрушечную кошку и блюдце. Поручите
ребенку спросить у кошки шепотом на ушко, хочет ли она
молочка. После того как кошка «полакает молоко», попросите
малыша узнать у нее, что киса хочет сказать. Скорее всего,
вежливая кошечка скажет: «Спасибо».
Так же шепотом малыш может спросить у кошки, во что
она хочет поиграть (в мячик или в прятки, нет ли в доме
мышей, дружит ли она с собачкой.
Игра закрепляет навык ребенка говорить шепотом.
«Две машинки»
Приготовьте две машинки: побольше и поменьше.
Покажите ребенку, как можно рукой вести машинки по
воображаемой дорожке и одновременно длительно пропевать
звукоподражание: «Би-би-и-и…» Обратите внимание малыша,
что большая машина гудит низким голосом, а маленькая –
высоким голоском.
Предложите ребенку поиграть сначала с большой, а потом с
маленькой машинкой, меняя при этом высоту голоса.
Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его
высоту.
«Быстро и медленно»
Вам понадобится игрушка-зайчик. Покажите ребенку, как
зайчик не спеша скачет по дорожке, и одновременно произносите
звукоподражание: «Прыг-скок, прыг-скок!» Затем скажите, что
зайчик поскакал быстрее. При этом ускорьте темп движений и
темп произнесения звукоподражаний: «Прыг-скок, прыг-скок,
прыг-скок!»
Попросите ребенка самого показать, как зайчик умеет
скакать быстро и медленно, и озвучить каждый из видов
движений.
Аналогичным образом можно с помощью пальчиковых игр
показать, как быстро и медленно стучит молоток (тук-тук) –
стучите кулачком по столу в разном темпе, пилит пила (вжиквжик) – ребром ладони водите по столу вперед-назад в разном
темпе, звенит колокольчик (динь-дон) – соберите пальцы в
щепоть и качайте ими воображаемый колокольчик в разном
темпе, идет человечек (топ-топ) – средним и указательным
пальцем шагайте по столу в разном темпе, едет поезд (чух-чух) –
вращайте руками, сжатыми в кулаки, перед грудью, изображая
колеса поезда, капает дождик (кап-кап) – стучите пальцами по
столу в разном темпе.
Игра развивает у ребенка чувство темпа, учит его менять
темп произнесения одних и тех же звукоподражаний.
«Ветер и ветерок» (с 3 лет)
Покажите ребенку, как дует сильный ветер. Для этого
длительно и громко пропевайте звук У и энергично качайте
руками над головой – так дерево качает ветвями на ветру. Потом
продемонстрируйте, как веет легкий ветерок, – тихо и долго
пропевайте звук У и лишь слегка покачивайте руками.
Предложите малышу самому изобразить дерево на ветру.
Для этого ребенку нужно встать, поднять вверх руки-ветви и
качать ими с определенной силой, в зависимости от ваших
команд. Сначала скажите: «Дует сильный ветер», а затем: «Дует
легкий ветерок».
Одновременно с движениями пусть малыш пропевает звук
У с разной силой.
Игра способствует развитию силы голоса, речевого дыхания
и слухового внимания.
«Три медведя» (с 3 лет)
Для подготовки к игре понадобится книга Л. Толстого «Три
медведя». Расскажите ребенку сказку, а затем вместе с малышом
изобразите голоса всех трех медведей: самым низким голосом
говорите за Михайлу Ивановича, обычным голосом – за
медведицу Настасью Петровну и высоким голоском – за
медвежонка Мишутку.
Дайте задание повторить голосом разной высоты сначала
звукоподражание: «Э!», а затем и некоторые фразы из сказки
(например: «Кто сидел на моем стуле?», «Кто ел из моей
чашки?»).
Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его
высоту.