Наталия Бацаева
Игры и упражнения для исправления заикания
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения для исправления заикания.
Сложное нарушение речи - заикание возникает чаще всего у легковозбудимых, нервных детей в возрасте от двух до пяти лет, в период формирования речи, в результате воздействия на организм ребенка неблагоприятных обстоятельств внутреннего и внешнего характера. Такими обстоятельствами могут быть: тяжелые инфекционные и другие заболевания, ослабляющие нервную систему ребенка; психические травмы - испуг, резкое обращение со стороны взрослых, боязнь новой обстановки (ребенок поступает в детский сад, перегрузка впечатлениями и т. д. ; неряшливая речь окружающих - быстрая, неразборчивая; подражание заикающемуся; перегрузка речи ребенка; взрослые забывают, что речевой аппарат ребенка недостаточно сформирован и готов для тяжелой речевой нагрузки и заставляют ребенка много декламировать, рассказывать сказки, отвечать на сложные вопросы, поощряют излишнюю болтливость. Заикание характеризуется нарушением темпа речи, часто связанным с несовершенным ритмом движений всего тела: дети неуклюжи и неловки, не умеют прыгать, бегать. Различают два типа заикания : клоническоо, и тоническое.
Публикация «Игры и упражнения для исправления заикания» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Клоническое заикание характеризуется многократным повторением начальных слогов в слове (пе-пе-пе-петух) или начальной буквы в слове (ппппетух). Тоническое заикание характеризуется тем, что ребенок делает длительные паузы и «нажим» на согласные или гласные звуки, например м - ама, п - апа. Кроме тонического и клонического мы часто наблюдаем смешанные типы заикания. При смешанном, клоно-тоническом заикании то повторяет по несколько раз один слог, то вдруг останавливается на каком-либо звуке, «нажимает» на него и долго не может произнести слово, например: я-я-я чи-чи-читаю с-тихи. При тоно-клоническом типе заикания преобладают остановки длительного характера и «нажим» на согласные, например: д - ай м--не ка-ка-картинку. Для преодоления данного речевого расстройства необходима совместная работа логопеда, воспитателя и вас, уважаемые родители. При отсутствии одного из этих трех участников процесса коррекционная работа становится неэффективной. Поэтому мы предлагаем познакомиться с некоторыми особенностями коррекционной работы. Работа с детьми дошкольного возраста проводится в игре. Ведь именно игра (ведущий вид деятельности) является наиболее продуктивным способом преодоления заикания. И игра должна использоваться при решении всех коррекционных задач.
Можно выделить следующие группы игровых упражнений :
1. Игровые упражнения по снятию мышечного напряжения.
2. Игровые упражнения для развития речевого дыхания.
3. Игровые упражнения по развитию голоса.
4. Подвижные игры для развития координации движений и слова.
5. Стихотворения для отраженного (повторение за взрослым) и самостоятельного чтения наизусть.
6. Упражнения в вопросно-ответной форме речи.
7. Рассказы, сказки для отраженного чтения и пересказа.
8. Материал игр-инсценировок, развивающих диалогическую речь.
Игровые упражнения по снятию мышечного упражнения.
1. Помахать руками, как птичка крылышками.
2. Помахать руками, как бабочка крылышками.
3. Помахать руками над головой, как при прощании.
4. Помахать расслабленными кистями рук у пола, имитируя полоскание белья.
5. Уронить расслабленные руки из положения рук в стороны.
6. Встряхнуть расслабленными кистями рук, как при стряхивании брызг воды.
7. Наклонить голову вперед, назад, направо, налево.
8. Медленно вращать руки над головой.
9. Медленно покачивать расслабленными руками по бокам туловища.
10. Медленно, плавно раскачивать руки справа налево, имитируя кошение травы.
Игровые упражнения для развития речевого дыхания.
1. Задуть свечу. Ребенок спокойно вдыхает через нос и так же спокойно выдыхает (через рот) на «свечу», произнося шепотом ф-ф-ф (свечой служит указательный палец правой руки).
2. При вдохе понюхать цветок. Развивать навыки естественного вдоха. Дать понюхать ребенку цветок, духи, фрукты.
3. Понюхать ветку. Взрослый держит ветку в руке и предлагает ребенку ее понюхать. Дети, поднимаясь на носочки, делают вдох, опускаясь выдох.
4. Подуть на ушибленное место руки. Вдохнуть через нос, на выдох дуть на «ушибленное» место руки - на палец, ладонь и т. д.
5. Понюхать надушенный платочек. На вдох понюхать надушенный платочек, на выдох произнести одно слово хорошо. Произношение должно быть спокойное, медленное, по слогам: хо-ро-шо. Потом на выдох произносить фразу в два-три слова: «Очень хорошо», «Очень хорошо пахнет». Для разнообразия можно предложить детям понюхать яблоко, апельсин, мандарин и т. д. Затем дети должны сами придумать фразу и произнести ее на выдохе, например: «Очень душистое яблоко».