Елена Коляскина
Игры и пособия для развития научно-технического мышления у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в мире уделяется большое внимание робототехнике и конструкторским идеям. Одним из направлений инновационной деятельности с детьми является техническое творчество и моделирование. Научно-техническое развитие ребенка – главное, составляющее современной системы образования. Задача педагогов – развивать и воспитывать ребенка так, чтобы из него мог вырасти инженер или другой творческий специалист технического профиля.
Публикация «Игры и пособия для развития научно-технического мышления у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Именно в дошкольном возрасте возникают первые попытки познать мир через его созидание. Дети вместе с воспитателем в детском саду постоянно заняты исследованием, изучением, экспериментированием, созданием чего-то нового. Дошкольники учатся нестандартно мыслить. Они начинают понимать, что такое творческий процесс, что значит начать с идеи и замысла и воплотить их в реальность.
Детское техническое творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он экспериментирует и создает что-то новое для себя и других. К этой деятельности относятся конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов. Техническое творчество – самая интересная область детской увлеченности, мир фантазии, поисков и экспериментов.
Основным материалом для технического творчества являются разные виды конструкторов, с которых и начинается знакомство дошкольников с данным видом деятельности. Такой вид детской деятельности как конструирование способствует формированию технического мышления : ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами, что способствует моделированию новых объектов, развитию его пространственного, инженерного мышления.
В нашем детском саду мы используем различные виды конструкторов:
- LEGO WeDo 2.0
- Металлический;
- Магнитный;
- LEGO Classik;
- Строительный набор;
- Деревянный «Юный архитектор»;
- «Архитектор»;
- Мягкий;
- Фанкластик.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего технического воспитания ребенка.
Дидактические игры способствуют :
- Развитию познавательных и умственных способностей : получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
- Развитию речи детей : пополнению и активизации словаря.
- Социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника : в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.
Структура дидактических игр образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.
Дидактические игры технической направленности – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли педагога или родителя.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию технической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний дошкольника. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
В рамках работы по образовательным модулям «LEGO– конструирование» и «Робототехника» парциальной модульной программы дошкольного образования «STEM-образование детей дошкольного возраста», направленной на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество, были разработаны игры и игровые пособия для детей подготовительной группы.
Игровое пособие «LEGO-бук»
Цель: Развитие мышления и памяти.
Для игры может использоваться как вся книга, так и отдельные страницы.
Игра «Голосовая почта».
Цель: Развитие умения создавать объект по описанию его деталей.
Материал: Набор карточек-схем с изображением технических объектов, наборы конструкторов.
Ход игры : Выбирается водящий. Водящий достает из коробки карточку, объявляет вид конструктора и начинает называть по порядку детали, из которых состоит данный объект. Задача игроков создать объект по его деталям.
Игра «Мемо блоки»
Цель: Формирование командообразования, развитие памяти и нестандартного решения.
Материал: Лего платформа, парные цветные фишки с цифрами и блоки лего.
Ход игры : Одновременно играют два участника или две команды по 2-4 человека. Задача игроков запомнить расположение фишек под блоками лего и открывая по два кубика найти как можно больше парных фишек. Цифры на фишках суммируются, и команда выбирает такое же количество кубиков и выполняет постройку.
Игра «Лего мозаика»
Цель: Развитие пространственного мышления, научно-технического творчества, интереса к конструированию и моделированию.
Материал: Мелкие детали конструктора «Lego» разного цвета, формы и
величины, пластина.
Ход игры : Ведущий зачитывает загадку, а участники выбирают схему с правильным ответом и выкладывают изображение на игровом поле.
Игра «Инженериум».
Цель: Развитие умения дошкольников составлять и выполнять алгоритм действий, формирование навыков программирования.
Материал: Набор карточек с изображением блоков для программирования конструктора WeDo 2.0.
Ход игры : Играющие слушают словесный алгоритм программы и выкладывают блок-схему.
Игра «Сделай сам».
Цель: Развитие умения дошкольников создавать технический объект по образцу.
Материал: Набор карточек разрезанных на части с изображением технических объектов. Наборы конструкторов Фанкластик.
Ход игры : Игроки собирают карточку и называют технический объект, изображенный на ней и приступают к сборке.
Игра «Кручу-верчу, построить хочу».
Цель: Развитие умения детей выполнять постройку по схеме.
Материал: Пазлы с изображением технической модели, наборы конструкторов.
Ход игры : Играющие собирают пазл и выбирают конструктор, изображенный на собранной картинке, выполняют сборку модели по схеме.
Разработанные игры не просто делают занятия увлекательными и интересными, но и помогают готовиться к соревнованиям – они развивают, дополняют и вносят новые элементы в организацию образовательной работы с дошкольниками.
В рамках работы с родителями (законными представителями) проводятся индивидуальные консультации. Подготовлены памятки и брошюры на тему «Варианты игр с использованием LEGO для развития технического творчества ребенка - дошкольника» и «Как можно поиграть с ребёнком дома используя, конструктор», а так же даны рекомендации об ознакомлении с программой для виртуальной сборки моделей Fanclastic 3D Designer.