Татьяна Жукова
Логопедические игры и упражнения, формирующие правильное произношение
▼ Скачать + Заказать документы
Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно
осуществляется тогда, когда говорящий внятно и чисто произносит слова.
Нечеткое или неправильное произношение слов может быть причиной их
непонимания. Для того, чтобы создать благоприятные условия для правильного произношения всех звуков, чистого и внятного произношения слов, нужно проводить специальные игры и занятия.
Особое внимание требуют свистящие, шипящие звуки и сонорные.
Публикация «Логопедические игры и упражнения, формирующие правильное произношение» размещена в разделах
Закрепление правильного произношения звуков осуществляется путем
многократного повторения слов, насыщенных этими звуками.
Для этого хорошо использовать специальные песенки, стихи, потешки.
Умение правильно произносить звуки - важнейшее условие хорошей
дикции. Используя различные игры и упражнения, взрослый учит ребенка
четко произносить слова. Он просит произнести слова так, чтобы ясно были
слышны все звуки. Но сначала слова произносит взрослый в слегка
замедленном темпе, дети повторяют, затем скорость произношения слова
увеличивается; весьма эффективно и произношение слов шёпотом - для этого
требуется более четкая артикуляция звуков.
Игра «Во дворе»
Цель: развитие речевого слуха и способности к звукоподражанию.
Материал: игрушечные петух, курица, собака, кошка, корова.
Ход: взрослый выразительно читает стихотворения и показывает
ребенку соответствующие игрушки.
Ку-ка-ре-ку!
Кур стерегу.
Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах.
Мур-мур-мур,
Пугаю кур!
Ам-ам! Кто там?
Кря-кря-кря!
Завтра дождь с утра!
Му-му-му!
Молока кому? (А. Барто)
Прочитав стихотворения, взрослый задает ребенку вопросы: "Как корова
мычит?", "Как собака лает?", "Как уточка крякает?" и т. д.
Игра «На птичьем дворе»
Ход : взрослый предлагает детям послушать новое стихотворение:
Наши уточки с утра:
- Кря-кря-кря!
- Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда:
- Га-га-га!
- Га-га-га!
А индюк среди двора:
- Бал-бал-бал!
- Бал-бал-бал!
Наши гуленьки вверху:
- Грру-грру-у-грру-у!
Наши курочки в окно:
- Ко-ко-ко-ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Рано-рано поутру
Нам споет "Ку-ка-ре-ку!"
(Русская народная песня)
"Как кричат уточки?" - спрашивает взрослый.
Ребенок отвечает на эти и другие вопросы обо всех птицах.
Так он уточняет и закрепляет произношение звуков.
Игра «Лошадка»
Цель: обучение отчетливому произношению звука "И".
Материал: игрушечная лошадка.
Ход: взрослый показывает ребенку лошадку и объясняет, что
лошадка кричит "И-и-и", а ребенок повторяет 2-3 раза.
Далее взрослый предлагает поиграть в заводных лошадок, "заводит"
ребенка - "лошадку" ключиком, и тот произносит "И-и-и".
Игра «Барабан»
Цель: продолжение формирования правильного и отчетливого
произношения звука "Б" (Бь, обучение регулированию силы голоса.
Материал: игрушечный барабан.
Ход: взрослый показывает барабан, барабанит, сопровождая свои
действия словами: "Бам-бам-бам! Так поет барабан". Затем спрашивает у
ребенка: "Как поет барабан?". Ребенок сначала вместе со взрослым, а затем
один воспроизводит нужные звукосочетания. Сначала с произвольной
громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо.
Игра «кап-кап-кап»
Цель: развитие голосового аппарата, выработка умения произносить
звукоподражания громко и тихо.
Материал: картинка с изображением дождя.
Ход: взрослый показывает ребенку картинку и говорит: "Дождик
пошел. Сначала тихо закапал: "Кап-кап-кап". ( Ребенок тихо повторяет: "Кап-кап-кап".) Потом застучал сильнее: "Кап-кап-кап!" ( Ребенок повторяет громче:
"Кап-кап-кап".) Опять тихо капает дождик и перестал!"
В конце игры взрослый читает потешку:
Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять -
Мы промочим ножки.
Ребенок вместе со взрослым повторяет звукоподражание "кап-кап-кап".
Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно. Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.