МААМ-картинки

Игры для развития словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста

Наталья Романычева
Игры для развития словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ

Картотека игр для развития и амплификации навыка словообразования у детей старшего дошкольного возраста.

1. «Необычное дерево»

Цель: ознакомление детей с понятием «родственные слова» с опорой на наглядные модели.

Материалы: картонное изображение дерева с прорезями, карточки – предметные картинки.

Публикация «Игры для развития словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ход игры:

Воспитатель ставит на доску картонное изображение дерева, в кроне которого сделаны прорези. В них воспитатель вставляет предметные картинки с изображенными на них родственными словами, когда читает стихотворение:

Как-то, много лет назад,

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре,

И плоды нам принесло — Стало много новых слов.

Вот из сада всем рассада,

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

Ряд родственных слов по картинкам воспроизводится детьми; с помощью воспитателя анализируется их звуковая, а также смысловая общность.

2. «Родные слова»

Цель: обучение составлению цепочки родственных слов с опорой на предметные картинки.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры:

Воспитатель ставит на доску картинку с изображением батона и про-износит слово хлеб. Последующие картинки называют дети, воспитатель только помогает им точно подобрать нужное родственное слово, не произнося его. Слова : хлебница, хлебокомбинат, хлебопек, хлебоуборочный комбайн, хлебные крошки.

Воспитатель тщательно анализирует получившуюся цепочку слов, уточняя с детьми их звуковую и смысловую общность.

Чтобы закрепить понятие «родственные слова», воспитатель читает детям стихотворение:

Слова, как родные, похожи чуть-чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть —

Они об одном говорят.

3. «Найди ошибку»

Цель: обучение образованию имени прилагательного от имени существительного.

Ход игры:

Воспитатель называет предложение, где одно прилагательное заменено тем существительным, от которого оно образовано.

Например:

На улице льет (осень) дождь.

Какой льет на улице дождь? (Осенний.) И т. д.

Выигрывает тот ребенок, который больше других найдет и исправит «ошибок».

Примерные предложения:

Дует теплый (весна) ветер.

Мама купила (апельсин) сок

Скоро наступит первый (зима) день.

Папа купил сыну (мех) шапку.

В саду собрали (богатство) урожай.

4. «Игра с мячом «Одежда для малыша»

Цель: формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Материалы: мяч.

Ход игры:

Дети садятся полукругом. Воспитатель бросает мяч кому-либо и говорит любой предмет одежды. Ребенок должен назвать «маленькую» вещь и вернуть мяч воспитателю. Например: «Платье – платьице, носок – носочек, юбка - юбочка» и т. д. (Фрагмент занятия представлен в Приложении 3)

5. «Гулливер в стране Лилипутов»

Цель: обучение грамотному употреблению существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Материал: плакат с изображением дома лилипутов, предметные картинки с изображением одежды и обуви.

Ход игры:

Гулливер (ребенок, «заглядывая» в каждый домик, «открывая» дверцу, называет то, что видит в комнате: кроватку, столик, стульчик, вазочку, коврик, диванчик, табуреточку. Открыв шкафчик, он достает одежду и обувь и удивляется тому, какая она крошечная: платьице с малень-ким воротничком и пуговичками; пальтишко с вышитыми карманчиками; шарфик, ремешок, брючки, шортики, колготки, носочки, гольфики, сарафанчик, халатик, фартучек, кофточка, юбочка, костюмчик, сапожки, валеночки, туфельки, ботики, ботиночки со шнурочками. Воспитатель обращает внимание детей на ошибки, хвалит за образование сложных форм слов (валеночки, шнурочки и т. д.).

6. «Путешествие в изумрудный город»

Цель: формирование навыка образования относительных прилагательных от существительных.

Материал: плакат с изображением Изумрудного города, улица Молодежная, Дом моды. Кусочки тканей.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по Изумрудному городу. «Сегодня мы отправимся в Дом моды на улицу Молодежную. Что же мы здесь увидим? Это Дом моды для детской и взрослой одежды. Модели сшиты из разных тканей (ситец, бархат, драп, кожа, нейлон, фланель, мех, сатин, сукно, шерсть, кружево, тюль, трикотаж, шелк)». Организуется диалог: «Это ситец. Платье сшито из ситца, платье ситцевое».

7. «Экскурсия в сад»

Цель: формирование практических навыков образования и употребления относительных прилагательных.

Материалы: предметные картинки, корзинки.

Ход игры:

«Дети взяли корзинки и собрались на экскурсию в сад, доехали до остановки «Фруктовая» и стали в саду собирать яблоки, груши, виноград, малину, смородину и т. д. Устали, отдохнули на поляне и разделили все собранное на фрукты и ягоды».

Воспитатель задает вопрос, что можно сварить из них (сок, компот, варение, морс и т. д.). Воспитатель обращает внимание детей на то, как будут называться напитки, сваренные из фруктов — фруктовые, а из ягод — ягодные (дети проговаривают хором и индивидуально). На поляне оборудован «прилавок», где размещены фрукты, овощи, кувшины, стаканы, банки. Детям предлагают выбрать фрукт или ягоду и назвать сок, сделанный из них. Воспитатель дает образец ответа: я взяла малину, сделаю сок малиновый (образец повторяется детьми); я взяла виноград — сок сделаю виноградный. Каждый ребенок определяет, как называется его сок. (Фрагмент занятия представлен в Приложении 4)

8. «Вкусное варенье»

Цель: развитие навыков словообразования, обучение детей составлению словосочетаний с включением относительных прилагательных.

Материалы: банка с вареньем, одноразовые ложки по числу детей, розетки с разными вареньями.

Ход игры:

Воспитатель показывает банку с вареньем и просит детей догадаться, какое варенье, если оно из клюквы, из виктории, из абрикосов, из вишни, из сливы и т. п. Ребенок отвечает: «Сливовое варенье»; «Вишневое варенье» и т. д. Правильно ответившие дети с закрытыми глазами с помощью воспитательа отгадывают по вкусу какое варенье пробуют.

9. «Путешествие в изумрудный город»

Цель: упражнение детей в образовании относительных прилагательных от существительных и составлении простого предложения.

Материал: плакат с изображением Изумрудного города, улицы Фруктово-ягодная и витаминно-овощная.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по Изумрудному городу. «Сегодня мы отправимся на улицу Фруктово-ягодную и витаминно-овощную. Давайте посмотрим, какие предметы встретятся нам здесь. Фруктово-ягодная улица с вкусными сладкими садовыми плодами и ягодами (груша, яблоко, виноград, слива, малина, крыжовник, вишня, смородина, арбуз, дыня, ананас, лимон, апельсин, мандарин и т. д.)». Организуется диалог: «Это яблоко. Из яблок делают сок. Сок яблочный». Ребенок составляет простое предложение с новым словом : «Я люблю яблочный сок»; «Бабушка варит вишневый компот» и т. д.

«А это Витаминно-овощная улица с крупными спелыми, выросшими на грядках помидорами, огурцами, баклажанами, картофелем, репой, свеклой, морковью, капустой (цветной и белокочанной, редиской, петрушкой, укропом, хреном, горохом, фасолью, луком». Организуется диалог: «Это морковь. Из моркови делают салат. Салат морковный». (если слово сложное и от него невозможно образовать нужную форму, то ребенку это не сообщается, а воспитатель получает возможность проверить степень сформированности данного словообразовательного умения). Аналогично, как и на предыдущей улице детям предлагается составить короткую фразу.

10. «Великаны и малютки»

Цель: развитие навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением, упражнение в употреблении этих существительных в словосочетаниях.

Материалы: мяч среднего размера.

Ход игры:

Воспитатель делит подгруппу на 2 части, одна группа – великаны, другая – малютки. Дети по очереди перекидывают друг другу мяч, называя соответствующую форму существительного, в соответствии с лексической темой (называют предметы одежды и обуви). Например: «великан» произносит: «кофта» и перебрасывает мяч «малютке», который говорит: «кофточка». Когда все дети в этих ролях образуют по 2 слова, дети меняются – «великаны» становятся «малютками» и наоборот. Игра продолжается 2-3 раза. Обязательно обращается внимание на ошибки, их корректировку. Затем детям предлагается составить фразу с новым словом : «теплая кофточка», «тяжелые сапожищи» и т. д. (Фрагмент занятия представлен в Приложении 3)

11. «Мы строители»

Цель: развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных, умения включать их в короткую фразу.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры:

Воспитатель выставляет на полотно картонный контур дома и предлагает догадаться, какой это дом, если он из бревен, досок, камней, кирпича, блоков, соломы и т. п. Дети образуют соответствующие прилагательные.

Воспитатель выставляет схему предложения из четырех слов, где полосками разных цветов обозначены слово-действие, слово-определение, слова-предметы. Первое предложение, показывая на схему, составляет воспитатель: Рабочие построили блочный дом. Затем предлагает детям вспомнить о строительных профессиях и составить по схеме свои предло-жения. Например: Каменщики выстроили кирпичный дом. Плотники построили бревенчатый дом. И т. п.

12. «Путешествие в Изумрудный город»

Цель: упражнение в образовании относительных прилагательных от существительных, составлении словосочетаний.

Материал: плакат с изображением Изумрудного города, соответствующих улиц.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по Изумрудному городу. «Сегодня мы отправимся на улицу Строительную. Давайте посмотрим, какие предметы встретятся нам здесь. На Строительной улице продаются разные материалы (алюминий, бумага, войлок, вата, дерево, картон кожа, железо, солома, кирпич, камень, металл, песок, резина, чугун, сталь, цемент; металлическая дверь, железная труба, кирпичная перегородка, деревянная лестница, чугунная печка и т. д., предметы, сделанные из этих материалов для возведения домов и инструменты».

Организуется диалог: воспитатель спрашивает, как называется предъявляемый материал, что из него делают, какой предмет получился. Например, это кирпич, из кирпича строят дом, дом кирпичный. Затем детям предлагается составить словосочетания с новыми словами : соломенная крыша, железный замок, кирпичная стена и т. д. (Фрагмент занятия представлен в Приложении 4)

13. «Путаница»

Цель: ознакомление детей с особенностями образования слов-вместилищ.

Материалы: предметные картинки, полоски разной длины.

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребенку предметные картинки вперемешку: салфетка, суп, салфетница, супница, конфета, конфетница. Просит разложить картинки по парам и назвать их. Воспитатель, закрывая листом все пары, кроме первой, говорит: «Первую картинку я назову коротко: "сахар", а вто-рую — длинно: "сахарница". Назови короткое слово (сахар).

Воспитатель кладет под картинку короткую полоску и говорит: «Короткое слово обозначим короткой полоской».

Затем ребенок совместно с воспитателем проговаривает оставшиеся

14. «Письмо от Незнайки»

Цель: развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных, закрепление умения использовать образованные слова в короткой фразе.

Материалы: стакан, банка, кастрюлька.

Ход игры:

Воспитатель достает тетрадь и говорит, что Незнайка, как всегда, допустил много ошибок. Он просит детей исправить ошибки : Лена налила в стакан клубника сок. Папа принес в банке кабачок икру. Мама приготовила в кастрюле картошка пюре. И т. п. Когда дети образуют правильные прилагательные, воспитатель просит с опорой на предметы посуды вспомнить и воспроизвести грамотные варианты предложений.

15. «Смешинки-юморинки»

Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных, составлении предложений с относительными прилагательными.

Ход игры : воспитатель говорит: «Сейчас мы с вами будем придумывать смешные предложения. К каждому новому слову вы будете добавлять слово «тарелка» и «чайник»». Например, Снег. А тарелка из снега какая? Снежная. Снежная тарелка. Снежный чайник.

Резина. А предмет из резины какой? Резиновый. Резиновый мяч.

Примерный лексический материал

Кирпич, ситец, шелк, дерево, стекло, кожа, железо, сталь, пластмасса, мех, бумага, песок.

С наиболее интересными словосочетаниями предлагается составить предложение: Снежная тарелка растаяла на столе, Резиновый мяч высоко подпрыгнул.

16. Игра с мячом «Ответь одним словом»

Цель: развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных, закрепление умения использовать образованные слова в словосочетаниях.

Материалы: мяч среднего размера.

Ход игры:

Воспитатель бросает мяч по очереди детям и при этом произносит словосочетания с предлогами : пирог с яблоками, котлеты из курицы, бульон из мяса, оладьи из картофеля, запеканка из творога и т. п. Поймав мяч, ребенок отвечает словосочетанием с относительным прилагательным: яблочный пирог и т. д.

17. «Что сегодня на обед?»

Цель: закрепление навыка употребления относительных прилагательных во фразовой речи.

Материал: полиэтиленовые мешочки 10*10 см с разными сыпучими продуктами (вермишель, кофе, пшено, гречневая крупа, горох и т. п.).

Ход игры:

Дети по указанию воспитателя называют свои продукты. Воспитатель спрашивает: «Какую кашу можно сварить из вашего продукта? (Гречневую, пшенную, манную и т. п.). Какой суп можно сварить? (Вермишелевый, гороховый и т. п.). Какой напиток можно приготовит? (Кофейный). Какую запеканку можно сделать? (Вермишелевую, манную)». Воспитатель помогает детям при затруднениях с ответами. Наиболее сложные прилагательные проговариваются хором. С образованными словами дети составляют предложения: Мама приготовила манную запеканку, Бабушка сварила гороховый суп и т. д.

18. «Путешествие в Изумрудный город»

Цель: закрепление навыка образования относительных прилагательных от существительных с включением их в предложение, состоящее из 3-5 слов.

Материал: плакат с изображением Изумрудного города, аллеи Сладкоежек.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по Изумрудному городу. «Сегодня мы отправимся на аллею Сладкоежек. Давайте посмотрим, что встретится нам здесь. На аллее Сладкоежек клумбы из зефира, скамеечки из шоколада, дорожки из леденцов, фонтаны из крема, бассейны из сливок, ручьи из молока, тропинки из вафель, домики из мармелада, окна из бисквита». Организуется диалог: «Эта клумба из зефира. Это зефирная клумба» и т. д. Дети составляют предложения с новыми словами : Сливочный бассейн прозрачный и глубокий, Леденцовые дорожки извивались маленькими змейками и т. д. (Фрагмент занятия представлен в Приложении 4)

19. «Вырасти дерево»

Цель: упражнение детей в подборе родственных слов с опорой на зрительную модель.

Материалы: предметные картинки, картонное дерево с прорезями в кроне.

Ход игры:

Воспитатель дает ребенку картинки: снег, снегурочка, снежинка, снеговик, снегопад, снегоуборочная машина, снежный ком. Говорит, что все это родственные слова, просит найти самое короткое слово и поместить его в корень к дереву. Остальные произносить и помещать на ветках. Составление «смешных» предложений с «похожими» словами : Снегурочка позвала снеговика и они скатали из снега большой снежный ком.

20. «Сказка о словах-близнецах»

Цель: развитие навыка нахождения родственных слов в тексте.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает детям сказку и одновременно выставляет на доску картинки, названия предметов на которых являются родственными словами :

Давным-давно потеряли люди слово снег, забыли о нем. А слово попало в землю, и появились ростки — слова : снегурочка, снежки, снежинки, снегоход, снегокат, снеговик. Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи как родные, как родственники. И назвали люди такие слова родственными. (Воспитатель еще раз произносит родственные слова, акцентируя их общую звуковую часть, после чего поясняет смысловую общность названных слов). (Фрагмент занятия представлен в Приложении 2)

21. «Подбери словечко».

Цель: закрепление навыка образования прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением, составление предложения с образованными словами.

Ход игры:

Воспитатель произносит предложение, а ребенок добавляет нужное слово и проговаривает предложение целиком.

Заяц белый, а зайчонок. (беленький).

Шарф синий, а шарфик. (синенький)

Береза тонкая, а березка (тоненькая).

Дом низкий, а домик. (низенький).

Примерный лексический материал:

серый — серенький

вкусный — вкусненький

сладкий — сладенький

тонкий — тоненький

умный — умненький.

С некоторыми словами воспитатель предлагает детям составить предложения: Беленький зайка скакал между деревьями.

(Фрагмент занятия представлен в Приложении 3)

22. «Назови подарок»

Цель: закреплять навык подбора соответствующих слов к прилагательным, обучение составлению развернутого предложения с образованными словами.

Ход игры:

а) воспитатель предлагает подобрать предметы (которые можно получить в подарок, про которые можно сказать: деревянные (-ая, кожаный (-ая, снежный (-ая, бумажный (-ая). Назвать эти предметы вместе с их признаками. Например:

Деревянный (шар, карандаш, кубик, пароход) — деревянная (лошадка, скамейка).

Кожаная (сумка, шапка, рукавица) — кожаный (портфель, мяч) и т. д.

б) воспитатель предлагает детям составить предложения, употребив прилагательные из задания а).

Мальчику на Новый год подарили кожаный мяч.

На столе стоит мой подарок - деревянный Буратино и т. д.

23. «Лишнее слово»

Цель: совершенствовать навык выделения неродственных слов из предложенной цепочки, обучение анализу слов, имеющих общее звучание.

Ход занятия:

Воспитатель предупреждает, что сейчас не все слова в цепочке будут родственными и, чтобы найти такие слова, надо помнить о связи значений родственных слов.

Вода — водный, водяной, водолаз, завод, подводник, проводка, водоросли, перевод, водолей и пр.

Рука — ручной, рукомойник, безрукавка, круг, вокруг, рукодельница, друг, рукава и пр.

Лев — львенок, львица, львиный, левый, клевать, налево и пр.

24. «Игра в мяч»

Цель: закреплять навык различения родственных и неродственных слов, умение составлять с родственными словами короткий рассказ.

Материалы: мяч среднего размера.

Ход игры:

Воспитатель предлагает поймавшему мяч ребенку назвать детеныша того животного, которое при этом будет названо воспитателем, И сказать, родственные ли это слова : слон, овца (ягненок, свинья, корова, лошадь, медведь, собака, кошка и пр.

Публикации по теме:

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры для развития словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 апреля 2013 в 22:20
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры для развития словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Романычева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД