чебуркова
Игры для развития речи с использованием нетрадиционных материалов
▼ Скачать + Заказать документы
1. Какое что бывает?
Цель: Развитие памяти и внимания, активация словаря.
Оборудование: мяч.
Ход.
Тут, конечно, каждый знает,
Что каким у нас бывает.
Что бывает круглым? – (мяч, солнце, луна, яблоко, вишня)
Что бывает длинным? – (дорога, нитка, река, веревка, лента, шнур)
Что бывает высоким? – (гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф)
Публикация «Игры для развития речи с использованием нетрадиционных материалов» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Что бывает зеленым? – (трава, деревья, кусты, кузнечики, платье)
Что бывает холодным? – (вода, снег, лед, иней, камень, ночь)
Что бывает гладким? – (стекло, зеркало, камень, доска, яблоко)
Игры с мячом.
2. Весёлый счёт
Цель: согласование имени существительного с числительным.
Оборудование: мяч.
Ход. Сколько их – всегда мы знаем.
Хорошо мы все считаем.
один стол – пять столов,
один слон – пять слонов.
Игры с шариками Марблс.
1. Нарисуй звуковой домик.
Оборудование: шарики красного, зеленого, синего цвета.
Цель: Звукобуквенный анализ слова.
Ход: Воспитатель называет слово, ребенок делает звуковой анализ.
Например : дом. В слове дом 3 звука, 3 буквы.
Игры с шариками Марблс.
2. Укрась букву. (выложи по контуру).
Цель: закрепление зрительного образа, развитие мелкой моторики.
Ход: Воспитатель рисует на листке бумаги любую букву, ребенок выкладывает камушки по контуру.
Игры с воздушными шариками.
1.«Кто дальше загонит шарик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха у детей.
Оборудование: воздушный шарик, закреплен, на натянутой нити, на уровне глаз ребенка.
Ход: Вставьте внутрь ракеты трубочку для напитков. Нужно использовать трубочку, которая сгибается, чтобы длинная её часть была снаружи.
Теперь сделайте большой вдох и сильный быстрый выдох, ракета подпрыгнет вверх. Соревнуйтесь – чья ракета улетела выше?
Игры с воздушными шариками.
2.«Соревнование шариков».
Цель: укрепление физиологического дыхания у детей.
Ход: Шарики лежат на столе. Дети дуют, каждый на свой шарик. Осуществляя вдох носом, затем резкий сильный выдох по направлению шарика. Побеждает тот, чей шарик улетит дальше.
Игры с резиночками.
1. Игра «Нарисуй и повтори»
Цель: Развивать тонкие движения пальцев рук, активизировать мыслительную деятельность, способствовать развитию речи.
Ход: Дать девочкам фломастеры, предложить обрисовать руку, а затем нарисовать «колечки» на карточках-схемах и «примерить» их (надеть резиночки на пальчики).
Усложнение игры : 2-4 детям предлагаются карточки с изображением руки и фломастера. Дети самостоятельно на них рисуют разнообразное расположение резинок, затем меняются своими готовыми карточками-схемами и повторяют, нанизывая.
Игры с резиночками.
2. Игра «Сделай как я!»
Цель: Развивать тонкие движения пальцев рук, координацию движений, внимание, пространственное ориентирование, способствовать развитию речи.
Ход: Взрослый нанизывает на пальцы резиночки, а ребёнок повторяет их сочетание и количество. (Надевать можно определённое количество резиночек на каждый пальчик, в заданной цветовой последовательности). С начала взрослый натягивает каждую резиночку только на 1 палец, затем на 2 или 3 пальца одновременно.
Игры с кубиками.
1. Кубик с эмоциями.
Цель: Развитие умения эмоционально окрашивать свою речь.
Ход: Воспитатель читает фразу, ребенок бросает кубик и повторяет фразу с той интонацией, которая выпала на кубике.
Игры с кубиками.
2. Кубик по произведениям.
Цель: развитие связной речи.
Ход: ребенок бросает кубик, какая картинка выпала, на тему этого произведения ребенок отвечает на вопросы или самостоятельно рассказывает, о чем произведение.
Игры с ленточками.
1. «Поющие ленточки».
Цель: Укрепление физиологического дыхания, развитие речевого дыхания.
Описание: ребенок достает ленточку из коробки и пропевает гласный звук, пока не закончится ленточка.
Игры с ленточками.
2. «Цветные ленточки».
Цель: Активизация и обогащение словарного запаса.
Ход: ребенок достает ленточку определенного цвета и придумывает слово на заданный звук. Красная ленточка- гласный, синяя- твердый согласный, зеленая –мягкий согласный.
Игры со шнурками
1. «Пройди по дорожке».
Цели и задачи: Развитие мелкой моторики рук. Развитие действий руки, формирование ручной умелости. Развитие дыхания. Формирование волевых умений. Формирование умения не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата. С помощью цветных шнурков, приклеенных на основу, создаем различные дорожки шириной 2-2, 5см для перемещения мячика для настольного тенниса. Ребёнок дует на мячик в заданном направлении – мяч передвигается. Для создания игровой мотивации можно наклеить на мячик картинку гномика, а на поворотах дорожки - деревья. И теперь нужно помочь гномику добраться до домика! Для детей помладше, можно с помощью трёх пальцев (большого, указательного и среднего) перекатить мячик по дорожке.
Игры со шнурками.
2. Игра «Кто больше?»
Цель: Развивать ловкость пальцев рук.
Детям даются шнурки одинакового размера. По сигналу играющие (2-3 ребенка) начинают завязывать узелочки на своих шнурках. Кто больше завяжет - тот и победитель.
Игры с крупой.
1. «Собери букву».
Предложить ребенку выложить на столе из разных круп знакомые буквы, слоги, слова.
Игры с крупой.
2. «Нарисуй фигуру».
Насыпать в лоток манную крупу, предложить ребенку нарисовать знакомые фигуры. Спросить ребенка, на что похожа фигура, есть ли у нее углы,
Игры с крышками.
1. «Сделай, как я.»
Цель: тренируем память и внимание.
Ход: Отберите несколько пар одинаковых по цвету крышечек, поделите их пополам. Одну половину отдайте ребенку, вторую оставьте себе. Выложите перед ребенком последовательность из крышек (для начала из четырех, например: синяя, красная, белая, желтая, покажите ребенка, а затем накройте ее тканью. Попросите ребенка повторить вашу последовательность из своих крышек. Затем вместе проверьте результат. Последовательность можно постепенно увеличивать.
Игры с крышками.
2. «Тренируем употребление предлогов в речи.»
Ход: Вам потребуются любые дополнительные игрушки. Например, домик, коробка, машинка. Вы кладете крышечку на домик и спрашиваете ребенка, куда вы положили крышечку. Ребенок должен сказать, что НА домик. Таким образом, прорабатываем предлоги: НА, ЗА, ПОД, НАД, ПЕРЕД, В и т. д.
Можно построить башенку из разноцветных крышечек и спрашивать ребенка, где какая находится. Например, желтая находится МЕЖДУ синей и красной, белая ПОД зеленой и т. д.
Игры с платочком.
1. «Червячок.»
Когда дождик поливает:
Кап, кап, кап, кап…
Кладут платочек на коленки, или на любую ровную поверхность.
Показывают ладошку правой руки.
Указательным пальчиком левой руки «собирают на неё капельки дождя».
Дождевой червяк гуляет.
Указательным пальчиком правой или левой руки (все остальные пальчики сжаты в кулачок) «передвигаются» по поверхности платочка – в разные стороны!
Когда сухо вниз ползёт.
Указательным пальчиком правой или левой руки (все остальные пальчики сжаты в кулачок) «передвигаются» по поверхности платочка – вниз!
Землю в темноте жуёт!
Пальчики обеих рук собирают платочек в обе ладошки.
Игры с платком.
2.«Красивая скатерть»
Задача: учить практическим действиям с платочком и прищепкой:
закреплять по краям платка; чередовать по цвету; объединять по цвету.
Оснащение: Платочки белого цвета; бельевые разноцветные прищепки. Выполнение: 1. На столе лежат, свёрнутые вчетверо платочки.
Педагог предлагает детям поиграть.
«К праздничному столу надо украсить
скатерть, но, как и чем?
Как же скатерть нам украсить?
Красок нет, ну чем раскрасить?
Мы прищепочки возьмём
Бахрому из них «сплетём».
4. На край платка прикрепляет прищепки, чередуя их
по цвету.
5 Другой вариант игры.
Задача, оснащение, содержание игры и техника выполнения те же, только прищепки объединяются по цвету на обозначенной стороне платка:
На правой стороне скатерти будет красивая бахрома, на левом - синяя. Внизу сделаем желтую бахрому, а вверху - зелёную.
Игры со счетными палочками
Дети 5-7 лет выкладывают изображения не по реальному образцу, а по графической
схеме. Ребенок старшего дошкольного возраста сможет создать с помощью счетных
палочек не только отдельные предметы, но и целые композиции, причем и по образцу, и
по собственному замыслу. Можно использовать детали из других материалов, например,
из картона. Ребенок научится продумывать план действий, достигать цели. вету.