Анна Шапкова
Тренажёры для развития речевого дыхания
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речевого дыхания имеет большое значение в коррекции речи. Чем лучше поставлено речевое дыхание, тем чище голос и артикуляция.
Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.
Публикация «Тренажёры для развития речевого дыхания» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика. Самодельные игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности, затрачивая меньше мышечной энергии. Для правильного произнесения щелевых и сонорных звуков также важен сильный направленный длительный выдох.
У физически ослабленных детей, а также у робких, стеснительных, очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Нередко ребенок не договаривает, "заглатывает” конец слова или фразы. Это связано с неумением распределять выдыхаемый воздух – весь воздух ребенок выдыхает на первом слоге и договаривает фразу шепотом или вдыхает в середине слова. Некоторые дети произносят фразы торопливо, без перерыва и на вдохе, «захлебываясь». Неравномерный толчкообразный выдох приводит к тому, что речь звучит то громко, то тихо.
Надо отметить, что развитие речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. Тренировку начинаем с перевода дыхания от верхнеключичного на нижнереберное, с дифференциации носового и ротового выдоха. Фиксируем внимание ребенка на положении органов артикуляции.
Тренировка дыхания и развитие сильного длительного выдоха также способствуют насыщению организма кислородом, сопротивляемости организма к различным простудным заболеваниям дыхательной системы, стимулируют работу сердца, нервной системы, улучшают пищеварение, повышает общий жизненный тонус.
Несколько игр-тренажёров, которые использую в работе:
"Футбол с трубочками"
"Прожорливая гусеница" (может съесть сразу очень много "ягодок")
"Мышки бегут в норку"
"Колобок и конфеты"
"Весёлые гусеницы" (если воздушная струя будет попадать на спинку гусеницы, её тело начинает "извиваться", и гусеничка "ползет" вперед).
Важно не забывать, что такие игры на развитие дыхания мы можем предложить детям только с пониженным тонусом артикуляционных мышц или с нормальным тонусом. Если у ребенка отмечается повышенный тонус артикуляционных мышц, такие игры и упражнения будут способствовать лишь увеличению спастичности и,как следствие, трудностям звуко- и голосообразованию.
С детьми с повышенным тонусом артикуляционных мышц отрабатываю только классический речевой выдох :
-рот приоткрыт;
-язык на дне ротика за нижними зубами;
Держа в таком положении язычок, сдуваем с ладошки различные легкие предметы, спокойно, "нежно".