Елена Кравченко
Игры для работы с детьми с агрессивным поведением
▼ Скачать + Заказать документы
Давайте сначала рассмотрим понятие "детская агрессия". Что же это такое?
Детская агрессия
– это способ реагирования ребенка на невозможность сделать то, что хочется, именно так, как хочется. Источником детской агрессии могут быть ограничения, индивидуальные особенности, подражание реакции взрослых или эмоции.
Довольно часто за агрессию родители принимают исследовательский порыв ребенка, его жажду достичь чего-то, сметая все на своем пути. Отличие такого «достижительного» поведения от агрессивного в том, что ребенок не испытывает в этот момент злости, не раздражен – он нацелен на желаемый объект и настойчиво движется к цели.
Публикация «Игры для работы с детьми с агрессивным поведением» размещена в разделах
Из определения детской агрессии следует, что агрессия у ребенка возникает тогда, когда какая-то его потребность не удовлетворяется. А происходит это по одной из четырех причин:
1) если его действия ограничили (к примеру, наказали или ввели систему запретов);
2) если он не может реагировать по-другому в силу своего темперамента;
3) если вокруг него все реагируют именно так;
4) если ребенок сильно разозлен (рассержен, в гневе).
Что же может помочь педагогу разрешить ситуацию с таким ребенком? Конечно же, игровая ситуация как способов решения конфликтов. Вот несколько игр, которые можно использовать при работе с детьми:
«ОБЗЫВАЛКИ»
(автор Н. Л. Кряжева)
Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям
выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Скажите детям следующее: «Ребята! Передавая мяч по
кругу, давайте называть друг друга разными необидными
словами (заранее обговаривается условие, какими
обзывалками можно пользоваться. Это могут быть
названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое
обращение должно начинаться со слов: «А ты,
морковка!». Помните, что это игра, поэтому обижаться друг
на друга не будем. В заключительном круге обязательно
требуется сказать что-нибудь приятное, например: «А ты,
…., солнышко!».
«МАЛЕНЬКОЕ ПРИВИДЕНИЕ»
(автор К. Е. Лютова, Г. Б. Монина)
Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме
накопившийся гнев.
Воспитатель говорит: «Ребята! Сейчас мы с вами будем
играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось
немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По
моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение:
(педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы
растопырены) и произносить страшным голосом звук «У2.
Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У»,
если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но
помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка
пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы!
Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!».
«СОЛНЫШКО»
Цель: снятие мышечного напряжения.
Педагог создает игровую ситуацию, когда выглянуло
солнышко, дети опустились на пол и легли на спину,
свободно раскинув руки и ноги. Затем педагог предлагает
детям представить, что солнечные лучи греют лицо, шею,
руки, ноги и т. д., а затем дети гладят себя по голове, рукам
и животу. Затем педагог подходит к каждому ребенку и
смотрит, насколько он смог расслабить мышцы ног, рук,
лица, шеи.
«ДВА БАРАНА»
(автор Н. Л. Кряжев)
Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку
возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять
излишнее эмоциональное и мышечное напряжение,
направить энергию детей в нужное русло.
Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Ранорано два барана повстречались на мосту». Участники игры,
широко расставив ноги, склонив вперед туловище,
упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача -
противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно
дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».